Сергей Ланг, 1986 г. р. Сексолог
Я вообще против, когда людям что-то навязывают. Понимаете, что такое Родина? Родина — это когда нам комфортно жить. Я всю жизнь рос и воспитывался в России. Я люблю свою страну.
Но меня родители никогда не воспитывали патриотом. Не говорили, что надо любить Россию, что Москва — это главный город. Никто этого не проговаривал. Это ценности, которые ты просто сам впитываешь и понимаешь.
Любовь — это чувство. Поэтому заставить любить невозможно ни другого человека, ни какое-то дело, ни Родину в том числе. Когда ребёнок счастлив внутри своей семьи, для него она — это и есть маленькая Родина. Это его маленький мир, его маленькая страна.
Поэтому у него и сама Родина будет ассоциироваться с семьёй, с городом, а вместе с этим и со страной. Потому что мы все родом из детства, где мы выросли. Если ты счастлив, то, естественно, ты будешь любить и семью, и Россию. Вот и всё.
Елена Черных, 1964 г. р. Руководитель студии этикета
Одним словом это не скажешь. Но Родина — это то место, где я живу. Для меня, например, Родина — это и бывший Советский Союз, это и Россия, это и мир вообще. То есть вся планета. Но если узко смотреть, то для меня это именно то место, как говорили наши предки, «где родился, там и пригодился».
Я думаю, что да, прививать любовь к родине обязательно нужно. Хотя бы начиная с того, как мы растём в семье — это первично. Это любовь к родному дому, своим родителям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам, ко всему роду своему. Поскольку я занимаюсь родословием, то знаю, насколько это важно. Только нужно прививать любовь через действие.
Роман Стансков, 1975 г. р. Музыкант
Я много раз менял место жительства. У меня, так сказать, есть малая Родина — далеко отсюда. Скорее всего, Родина — это ощущение ментальной, географической приверженности каким-то особенностям национального характера людей, живущих в этом регионе.
Провести урок и сказать детям, что мы сейчас будем учиться любить родину, — глупо и довольно бессмысленно. Это, скорее всего, только оттолкнёт. Для меня, например, это что-то интимное, что впитывается через какие-то второстепенные вещи.
Это вещи, на первый взгляд, незначительные в жизни. Какие-то мои наблюдения. Я смотрю за чем-то, делаю выводы и у меня складывается картинка, пазл моей Родины. Она именно внутри меня. И я не обязательно должен махать флагом и кричать что-то. Для меня это не совсем об этом.
Анна Кальянова, 1955 г. р. Заводчик породы самоед
Родина там, где ты родился и живёшь. Это, наверное, самое правильное. Какая бы она ни была, ты должен понимать, что это твоя Родина.
В школе и в семье этому можно учить. Но без насаждения, без излишнего давления. А между делом. Может быть, в школе урок раз в неделю провести.
Или даже достаточно раз в месяц поговорить о важном, о нужном. Ребёнок должен понимать, что такое Родина. Но и семья должна тоже приложить усилия, если возникнут вопросы.
Карина Станкевич, 1991 г. р. Акустик
Наверное, это любовь не к Родине, а к корням, которые у меня есть. Которые где-то здесь, рядом, поблизости. Это связь поколений. Семейные праздники, застолья. Родина у всех чаще всего с этим ассоциируется.
К конкретному месту я, честно говоря, не испытываю чувств. Я иммигрант, поэтому для меня, возможно, это не так сильно выраженно. Не скажу, что я сильно ностальгирую по каким-то местам. Или что когда я приезжаю на Родину, то преподаю лбом к земле. Такого точно нет.
А вот то, что я вспоминаю и что мне действительно близко — это как раз-таки люди, с которыми у меня тесная связь. Какие-то общие воспоминания, которые нас объединяют. И это отчасти связано с местом. Но опять же, дело не в нём, дело в людях.
О любви к Родине стоит говорить. Но объясняя, в чём она заключается. Для каждого ведь это что-то своё. И если любить Родину — это слепо привязаться к месту, к тем обстоятельствам, которые тебя окружают, которые тебе могут и не нравиться, то тогда нет.
И в школе это должно быть, и родители должны объяснить свою позицию. Потому что всё-таки школа — это общее образовательное место. А родители — это что-то частное, личное, конкретное. Они куда больше заботятся о своём ребёнке. И, как говорится, родители плохого не пожелают.
Что касается, например, конкретно меня, то я родилась в 1991 году, после развала Советского Союза. То, что было Родиной для моих родителей, совсем не было таковой для меня. То есть я родилась уже в независимой Литве. А для родителей Родина — Советский Союз.
У нас в школе была очень мягкая, дружелюбная политика относительно Родины и того, что нам рассказывали о Литве. Честно говоря, пока я училась в школе, то очень тепло относилась и до сих пор отношусь к своему городу, к его истории, к каким-то событиям, связанным с ним.
Всё подавалось очень мягко, красиво, приятно для детей. Поэтому остались позитивные чувства в целом к стране и народу. У меня менталитет полностью соответствует всему происходящему там. Я уехала оттуда и при этом продолжаю любить свой город. Хотя я не привязана всем сердцем и душой к этому месту.