Давид Багратян,1993 г. р. Автоюрист
Показывать детям, на мой взгляд, можно всё. Но нужно понимать, в каком возрасте и что именно. Понятно, что если это совсем маленький возраст, то стоит показывать какие-то познавательные, развлекательные мультики, где никакого глубокого смысла нет.
Ребёнок смотрит, ему просто нравится картинка, цвет, красивые звуки. И он развивается потихонечку. По мере взросления ребёнка, на мой взгляд, нужно показывать всё. Чтобы он понимал, из чего складывается жизнь.
Я не говорю сейчас про какие-то сцены насилия или, извиняюсь за выражение, порнографию какую-то. На мой взгляд, ребёнок это и сам найдёт, когда ему нужно будет изучить что-то в данной сфере жизни.
Всё, что находится в пределах разумного, нужно показывать ребёнку. И пока дети больше всего доверяют родителям, нужно как раз-таки, чтобы это исходило именно от взрослого. Потому что так происходит познание мира.
Юлия Пирогова, 1989 г. р. Психолог
Я всегда показываю ребёнку только те мультфильмы и кино, которые проходят возрастной ценз. Как мы знаем, возрастная цензура — она не столько про визуальное оформление насилия, сколько про то, как оценивается добро и зло, как оно демонстрируется в кадре с позиции режиссёра.
Те фильмы, которые подходят по возрасту, я смотрю и цензурирую сама. Но в целом, наверное, практически всё показываю. Потому что важно, чтобы ребёнок был адаптирован к реалиям в жизни. Если он этот фильм посмотрит со мной, то запросто может сделать это самостоятельно или со своими друзьями.
Из того, что я бы не хотела, чтобы мой ребёнок видел, — это, наверное, открытое насилие. Стараюсь просто минимизировать такое кино. Плюс что-то выходящее за грани социальной нормы: то есть контент про маньяков, людей с навязчивыми идеями. Чтобы не расширять окно Овертона у ребёнка в этой сфере.
Во многом толерантность важна. В целом я за неё, но только тогда, когда она не переходит границы и не становится пропагандой.
Сергей Ланг, 1986 г. р. Сексолог
Я бы, в первую очередь, не стал показывать детям аниме. Считаю, что они вредят психике. Причём со мной солидарны многие коллеги-психологи. Потому что аниме полностью напичкано сексом, насилием, суицидом, агрессией, эгоизмом.
А вот персонажи там в какой-то степени достаточно неформальные, нестандартные, с большими глазами. Но там ярко пропагандируется секс. Конечно, есть исключения в этом жанре. Но если мы возьмём картину в целом, то этот мир достаточно опасный и вредит психике.
Более того, большинство детей, которые испытывают серьёзные психические отклонения, — как раз-таки фанаты аниме.
Иоланта Страдомскайте, 1979 г. р. Руководитель центра содействия развитию циркового искусства
Я не помню, когда я мультик смотрела в последний раз. Но антигерои... Они тоже добрыми иногда бывают к концу. Мне кажется, надо всё смотреть: и хорошее, и плохое. Различные мультики, зарубежные тоже.
Я помню, в Японии мы смотрели аниме, когда маленькие были. Мы ничего не понимали. Но потом, когда уже у нас на экранах появилась Сейлор Мун, я её пересматривала. Потому что сейчас я могу понять, о чём этот мультик.
Анна Фокина, 1987 г. р. Эксперт по современному этикету
Сейчас толерантность воспринимается очень превратно. Если мы вернёмся к классическому определению, то что это такое? Это согласие с тем, что у других людей может быть альтернативное мнение. Мы просто допускаем это. Вот это толерантность.
Мы не осуждаем людей за то, что у них какое-то другое мнение. Но это совершенно не значит, что мы это поддерживаем, что мы хотим это популяризировать, что мы меняем свои собственные установки ради того, чтобы быть толерантными к другому. Это очень тонкий момент.
В плане такой толерантности, как я вам сейчас описала, — да, я толерантна. Но если кто-то пытается навязать мне ценности, которые мне совершенно чужды, а тем более делает это с моими детьми, мне это точно не будет нравиться.
Когда непонятно, кто в мультфильме злой, а кто хороший — это плохо. Потому что он не отвечает воспитательной, педагогической цели. Всегда должно быть понятно, где злодей. И всегда должно быть видно, что его в конце побеждают. Или что он перевоспитывается и становится хорошим.
Знать, что такое хорошо, а что такое плохо — это базовая потребность человека. И тем более ребёнка. Потому что без этого человек не может идти дальше по жизни. Если мы потеряем этот ориентир, например, в детстве, то нам будет очень сложно потом принимать правильные решения, которые нас приведут к счастью.