Оксана Кайзер, 1978 г. р. Семейный психолог
Я довольно долго жила с родителями, где-то до 22 лет. В этом возрасте — может быть, чуть-чуть раньше — я переехала и начала сама снимать жильё. То есть до замужества я уже снимала квартиру с подружками. При том, что у меня родители — москвичи.
Я жила на съёмной квартире не потому, что я из другого города приехала, а потому что это тоже своего рода взросление, когда ты рассчитываешь только на себя. Это очень интересный опыт. Я очень поддерживаю такие шаги.
Если говорить о моей жизни, то я брала на себя ответственность уже давно. Мама у меня в этом плане мудрая женщина. Она давала мне много свободы и возможностей. Уже с 15 лет у меня были первые деньги, я могла как-то зарабатывать.
Мама всегда меня поддерживала. Папа тоже поначалу поддерживал, но его просто очень рано не стало. Но переход во взрослую жизнь для меня был плавным, потому что когда в раннем возрасте я потеряла отца, то стала нести ответственность и за себя, и даже за моего маленького братца.
Я довольно быстро стала взрослой, чего, в принципе, не пожелала бы своим детям. Но зато это помогло понять, что никто тебе не принесёт на блюдечке с голубой каёмочкой всё, что ты хочешь. Чтобы приобрести желаемое, тебе надо будет встать и сделать для этого какие-то шаги.
Оксана Меньшикова, 1969 г. р. Психолог
Мне кажется, что уход от родителей был для меня безболезненным. Потому что в 18 лет мне и потом в том же возрасте моей сестре чётко сказали, что мы теперь взрослые и нам нужно в этой жизни что-то делать самим, обеспечивать себя самостоятельно. Поэтому мы очень рано пошли работать.
Я родителям очень за это благодарна. Потому что, с одной стороны, у меня было понимание, что я всегда могу к ним обратиться и мне помогут, что меня не оставят, если мне что-то понадобится. Но в основном надо учиться опираться на себя.
У меня ощущение, что сейчас ребята, которым от 14 до 25 лет, взрослеют позже, потому что они находятся в более мягких условиях. К ним проявляется больше заботы, больше внимания. Родителям очень хочется, чтобы у детей было образование.
Всё это приводит к тому, что взрослые стараются сделать так, чтобы их ребёнок ни в чём не нуждался. Хотя я всё время параллельно говорю своему, что можно было бы найти себе работу. Он её иногда ищет, иногда куда-то ходит, что-то зарабатывает.
Но в целом я не могу понять, с чем связано то, что он не работает. Как будто студенту найти себе работу стало сложнее. Но сепарация произойдёт в любом случае. Про это мы с ним много разговариваем.
Даниил Иванов-Калямин, 1993 г. р. Конфликтолог, медиатор
Я сейчас часто рассуждаю на эту тему. И пришёл к выводу, что в первую очередь именно родители должны быть готовы к тому, чтобы отпустить своего ребёнка. Чем больше они используют контролирующее поведение, тем труднее от них будет съехать.
Звучат фразы в духе: «А на кого ты нас оставишь? Как мы без тебя тут справимся? Что ты вообще нашёл в этой жизни? Тут ведь тебе и тепло, и вкусно, всегда накормят». Такое поведение, наоборот, травмирует ребёнка, не даёт ему самостоятельно уехать.
Мы с ранних лет всей своей деятельностью должны готовить ребёнка к уходу из родительского дома. Научить его стирать, мыть посуду, готовить, оплачивать счета, ходить за покупками, понимать, какие продукты вредные. Убираться в комнате, чтобы это была именно уборка, а не прятание пыли.
То есть прививать бытовые навыки, которые учат ребёнка самостоятельной жизни. Нельзя просто взять и сказать: «Слушай, завтра ты с нами не живёшь, сейчас будем тебя учить». Это навыки, которые должны остаться с ребёнком на всю жизнь. А чтобы это случилось, он должен их оттачивать на протяжении долгого времени.