Сергей Мишенев, 1970 г. р. Член гильдии каскадёров России
Я считаю, что это очень острый вопрос. В современном мире недостаток самостоятельности и воли к принятию решения — это следствие детского инфантилизма.
Поэтому я сторонник того, чтобы приучать к самостоятельности. Давать возможность быть независимым как можно раньше, но в адекватных обстоятельствах. Это необходимо.
Анастасия Секретова, 1991 г. р. Массажист-эстетист
Я думаю, что всё-таки нужно давать ребёнку свободу, чтобы он самостоятельно что-то делал. Потому что всегда после этого у тебя внутри появляется ощущение, что ты вырастаешь в своих глазах.
Например, когда ребёнок идёт один в магазин, а взрослый наблюдает из окна. Малыш в этот момент чувствует, что всё делает сам. Думает: «Я — взрослый, я — молодец!». Действительно важно, чтобы эти ощущения появлялись у ребёнка с раннего возраста.
София Ранта, 2013 г. р. Ученица 4-го класса
Надо обучать ребёнка самостоятельности. Так он будет чувствовать, что взрослеет, что он — молодец. Можно отпускать его в магазин, разрешать готовить, если он хочет.
Если ваш ребёнок чем-то занимается, например, рисует, то просто не лезьте к нему. Пусть он всё сделает сам, а потом покажет вам результат.
Я почувствовала себя самостоятельной где-то в начале третьего класса. Мне было где-то 8-9 лет. Я впервые сама дошла от школы до дома. Меня никто не провожал.
Я сама стала ходить в магазин за булкой и хлебом. Научилась готовить шарлотку, омлет. Перестала бояться плиты. Я реально почувствовала себя самостоятельной. Поняла, что я могу это делать без остальных.
Юлия Барабаш, 2000 г. р. Хореограф
Самостоятельность у меня достаточно рано развилась, потому что у нас начались танцевальные сборы. Мы ездили туда без родителей, только с тренером. Это было в районе 10 лет. Там ты сам всё делаешь. Сам стираешь. Ведёшь более самостоятельный образ жизни.
У меня есть пример — это моя тётя Надя. Так получилось, что мама всегда была с ней рядом. Она без отца росла. И случилось так, что и зарабатывала всегда тоже мама, всё полностью было на ней. А когда мамы не стало, Надя совершенно не могла понять, что ей нужно делать дальше по жизни.
К сожалению, она так и не смогла найти себя, работу, человека рядом. Она была абсолютно не подготовлена к этому миру, не понимала, что нужно работать и зарабатывать. Человек в такие моменты теряет всё. Он не понимает, что происходит.
Так что я думаю, что нужно сепарироваться от родителей, быть самодостаточным. Ребёнку надо давать просто свободу выбора и действия, объяснять и рассказывать, зачем это нужно.
Елена Феоктистова, 1983 г. р. Директор центра финансовой культуры
Я родилась в большой семье, а там обязанности были уже с детства. Помню, что я уже в 4-5 лет должна была вытирать пыль, мыть полы и посуду. В 7 лет я уже была более, чем самостоятельным ребёнком.
Мы ходили в магазин и занимали для мамы очередь, потому что был дефицит. Один вставал в очередь за хлебом, другой — за молоком, третий — за колбасой или рыбой. Примерно так всё происходило.
Мы ведь рожаем детей не для того, чтобы поиграть. Наша задача — научить их быть самостоятельными, жить и обходиться без нас. Мы должны дать им навыки для существования в таком прекрасном мире. Это наша основная задача.