Как научить ребенка выступать на публике

Что мешает нам выступать перед аудиторией? И как научить ребенка побороть свой страх?

Как научить ребенка выступать на публике

Выступление перед аудиторией - сегодня без этого навыка почти невозможно добиться успеха. Что делать, если ребенок боится зрителей и любое выступление для него превращается в мучение? Куда обращаться и кто может помочь? Присоединяйтесь к Диалогу бизнес-тренера и психолога Виктории Шухат, а также актера и педагога по речи Игоря Яркея.

video

Временные метки

Оратором может быть каждый

У детей нет страха публичных выступлений

Прививайте ребенку навык выступления

Как убрать страх из головы?

Частые выступления на публике

Выступления в подростковом возрасте

Юмор - мощнейшее оружие оратора

Животные инстинкты человека

Ораторское искусство как предмет в школе

Деловые игры и мастер-классы

Дети, гаджеты и коммуникация

Постановка речи в школе

Ораторское искусство нужно всем

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Как научить ребенка выступать на публике

participant

Виктория Шухат

Коуч, 52 года

Как научить ребенка выступать на публике

participant

Игорь Яркей

Актер, 34 года

что думают дети

Комментарии детей

video

Мнения

Взгляды людей разных поколений

Что сделать, чтобы родители тебя услышали

Вы задумывались, как обидно ребенку, когда его не слышат или игнорируют? Вам бы самому это понравилось? Послушайте Мнения детей.

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Как научить ребенка выступать на публике

Умение выступать перед аудиторией. Сегодня этот навык один из важнейших для карьеры и учиться ему нужно с детства. Что делать, если ребенок боится зрителей и любое выступление для него превращается в мучение? Куда обращаться и кто может помочь? Присоединяйтесь к Диалогу бизнес-тренера и психолога Виктории Шухат, а также актера и педагога по речи Игоря Яркея.

participant

Виктория Шухат

Коуч, 52 года

participant

Игорь Яркей

Актер, 34 года

00:37:41

Статья

Диалог в текстовом формате

Как научить ребенка выступать на публике

Виктория Шухат

Я считаю, что оратором может быть абсолютно каждый человек. Выступать, производить впечатление, убеждать, доказывать свою позицию, собирать сторонников — это просто набор технологий.

Есть люди несколько более склонные к этому изначально по характеру, по темпераменту, по предыдущему воспитанию. А есть люди, которые были совсем далеки от этой истории.

За мою 27-летнюю практику занятий управленческими технологиями и подготовки к публичным выступлениям я видела очень разных людей. И считаю, что нет невозможных ситуаций.

Важно

Если человек в принципе может разговаривать, если у него есть дар речи, то это может быть и даром публичных выступлений. Нужно только всё правильно подготовить и организовать заранее.

В детстве я понимала, что сила слова — это моё. У меня мама была библиотекарем, поэтому гуманитарное образование у меня началось задолго до школы. В детском саду, пионерских лагерях, в школе у меня всегда была очень хорошая память. И я полностью знала текст за всех на утренниках и выступлениях.

Примерно до подросткового возраста мне всё это страшно нравилось. В подростковом возрасте, как положено, все смущаются, стесняются. И я не была исключением. У меня был тяжелейший период, когда я пыталась на любой сцене спрятаться за швабру.

Но по изначальному образованию я — учитель географии и биологии. Выбирая эту профессию, я понимала, что однажды надо будет стоять перед классом людей, которые в принципе не особенно хотят меня слушать. Эта мысль у меня в голове крутилась.

А потом я освоила свою нынешнюю профессию бизнес-тренера, организационного консультанта, коуча и эксперта по управлению. И всё больше выступала сама в самых разных аудиториях и разных ипостасях.

В какой-то момент, которым я горжусь, мне удалось собрать воедино разные технологии, благодаря которым я считаю, что нет необучаемых людей для публичных выступлений.

Мой лучший результат — это заика. Я не отучила его заикаться, я не психотерапевт. Но к выступлениям этот человек был готов. И до сих пор пользуется этим навыком.

Некоторые люди даже не понимают, что это тот же самый человек. Потому что когда он научился выступать, то начал делать это совершенно безупречно, спокойно и грамотно. Так что это не только труд, но и удовольствие.

Важно

Обучить можно кого угодно. Просто одним это даётся легче, а другим сложнее. Люди разных типов темперамента по-разному воспринимают эту задачу.

Например, холериков часто вообще со сцены согнать невозможно. Хлебом не корми, дай поговорить. Сангвиники типа меня тоже выступают достаточно легко и просто, они экстраверты.

А вот флегматики и меланхолики — это интроверты. Для них это огромный стресс, серьёзное эмоциональное напряжение и настоящая работа. При этом эти люди могут прекрасно выступать, если научатся.

Игорь Яркей

Точно, этому можно научиться. Если мы возьмём любое занятие, то человеку дана какая-то способность. Кто-то — гениальный гитарист, кто-то — гениальный танцор, а кто-то — гениальный водитель.

При этом он может не быть талантливым или гениальным оратором. Но это качество, которое в себе можно развить до уровня выше среднего — просто за счёт правильного подхода, занятий, мотивации, тренировок. Очень часто у детей, кстати, страха меньше, чем у взрослых.

Человек говорит, что теряет мысли в этот момент, не знает, как их формулировать. Пропадает на сцене или превращается в камень. Детям обычно это нужно только на перспективу. По опыту работы с детьми я вижу, что кто-то из них боится. Но это процентов 40, наверное.

Через постепенную работу они приходят к свободе на сцене. А вот большинство взрослых изначально приходят решать проблему. Эти люди уже накопили с возрастом какой-то негативный опыт социальной оценки. У детей ещё нет такого.

Важно

Дети в раннем возрасте могут получить навыки, которые позволят ставить фильтры и барьеры, чтобы не приобретать негативный опыт и оставаться свободными на сцене.

Когда люди боятся, то чего именно? Они боятся, что их отвергнет общество. Если мы углубимся в историю, то в Древней Греции практиковался остракизм, а это смерть. Сейчас это уже не актуальный страх, но люди всё равно боятся, что они скажут что-нибудь не так, их осудят и выгонят умирать голодной смертью.

У детей этот страх не такой сильный, как у взрослых. Потому что взрослые чаще думают, что про них кто-то что-то не так подумает. Например, этот человек почесался, значит, он что-то про меня сейчас скажет, это как-то отзовется. Потому что они уже шишек наполучали в своей взрослой жизни.

У детей нет такого опыта, поэтому они чаще выходят и свободно выступают. Артистам часто говорят, что ты не переиграешь ребёнка или кошку на сцене, потому что они в своей игре, в своих обстоятельствах абсолютно свободны. И не испытывают никаких страхов, если увлекаются.


Интересный факт

Только 37% россиян не боятся выступать на публике.


Что нам мешает?

Виктория Шухат

Я вам больше скажу: никакие технологии не работают, если нет подготовленной головы. Потому что иначе человек всё умеет, но делать не будет, потому что боится. Самая большая проблема — это страх. Считается, что публично выступать люди боятся даже больше, чем смерти, когда они про это размышляют.

Я видела огромное количество карьер, которые не сложились, потому что с какого-то уровня надо регулярно выступать. А человек не может это сделать и не может себе признаться, что этим надо заниматься, что оно само по себе не образуется из ниоткуда и так далее.

Но я видела и замечательные успехи людей, которые, поработав прежде всего со своей головой, потом освоили техники, практики, методики, лайфхаки. И действительно выдают сейчас прекрасный результат. Всё начинается с головы.

Потому что сколько сотен раз я видела чуть ли не плачущих, а иногда и реально плачущих людей. Это были слёзы от обиды на себя и ситуацию, когда полночи учишь текст, там 8 страниц мелким шрифтом, а в итоге наступает лингвистическое удушье. Как у Пушкина: «Ни ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство».

Важно

Потому что человек считает, что достаточно только выучить текст наизусть. И золотой ключик у него в кармане. Но так делать нельзя ни в коем случае.

Есть миллион жизненных ситуаций, когда надо выступать, а люди совершенно вам не рукоплещут и в воздух чепчики не бросают. Нужно осмелиться выйти к тем, кто не собирался специально вас слушать.

Это и преподаватель перед классом, и руководитель перед своим трудовым коллективом, и депутат или глава города перед горожанами и прочее. В этой ситуации вам пригодится умение овладеть собой, а это часто натренированный навык.

Любой опыт мы формируем через многочисленное повторение. Это и правда мать учения. Нужно, чтобы в голове сформировались нужные нейронные связи и эта ситуация переставала восприниматься как шокирующая, стрессовая и меганапряжённая.

Считается, что трудно первые пять раз. Понятно, что не раз в год это должно происходить. А каждую неделю пару раз вы выступаете где-то. Так глядишь, и уже через пару-тройку недель ты чувствуешь себя на сцене нормально.

Игорь Яркей

У меня был достаточно большой опыт выступлений в раннем детстве, потому что я занимался всякими искусствами, танцами. Мне это нравилось, я получал удовольствие. До определённого периода в средней школе, когда вдруг случился слом.

Начались выяснения отношений. Я слышал в свой адрес, что какой-то не такой. Почему это мне комфортно, а другим нет? Видимо, я какой-то ботаник и готовился, раз хорошо и свободно говорю по теме. Поэтому я в свою раковину спрятался на какое-то время.

Я начал болезненно относиться к таким вещам, как выступления, КВН, участие в социальной активности. У меня были определённые сложности, связанные с этим. Именно оценка моих сверстников принесла мне эти проблемы, которые приобрелись в пубертате.

Но постепенно я нашёл ту форму коммуникации, которая позволила мне понять окружающих ребят. Это были внутренние какие-то перемены. Потому что когда мы испытываем давление, то, как по законам физики, либо становимся твёрже, либо прогибаемся.

Я не хотел прогибаться и занимать какую-то удобную форму. Понял, что мой предмет — это коммуникация. И я просто нашёл её правильную форму. Я не был сторонником решать проблемы во взаимоотношениях кулаками. И стал действовать словом, речью.

Важно

Юмор — это замечательный способ решить все конфликты и найти себе новых друзей. Наверное, это был мой путь.





Интересный факт

«Риторика — это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Аристотель


Виктория Шухат

Вообще надо разобраться, откуда тут ноги растут. Почему мы так дико боимся публично выступать? Я тоже испытываю страх, просто умею с этим справляться. Меня многие спрашивают: «Вы столько выступаете. На какой год вы перестали волноваться?»

Важно

Я точно так же трясусь. Если я перестану волноваться, значит, надо уходить из профессии. Можно ничего не говорить, потому что мне уже нет дела до происходящего.

Волнение — это очень хорошая штука, потому что это отсутствие равнодушия. Но в чём, собственно, его причина? Когда мы встаём и противопоставляем себя толпе, то идём поперёк своих базовых инстинктов.

Всё в нашем теле, в нашем организме, в нашей тушке вопиёт о том, что мы сейчас дико рискуем. Мы сознательно переносим себя в чрезвычайно опасную ситуацию.

Можно сказать, что где-то до последней четверти, последней половины XX века вся история человечества была так устроена, что один ты выжить не мог. Как только человек отделяется от стаи, от толпы, он сразу невероятно рискует.

Инстинкты самосохранения кричат: «Что ты делаешь? Ты что, с ума сошёл? Ну-ка, иди скорее назад. Слейся с толпой, потому что сейчас прибежит саблезубый тигр. За кем он начнёт гоняться?».

Конечно, он побежит за этим одиночкой, а не за толпой, которая там стоит. В кого камень, праща, стрела, пуля проще попадает? Всё понятно. Плюс ты ещё и противопоставляешь себя окружающим людям.

Наше тело, наша тушка так устроена, что ей плевать на наши амбиции и интересы. У нас задача, чтобы мы выжили и как можно дольше существовали дальше. Отсюда все эти нервные реакции, головокружение и т.д.

Причём ещё интересно, что холерики и сангвиники — это люди, заточенные на внешний контур. Их физическая реакция — это краснеющее лицо, ускоренная речь. Во рту появляется каша.

Что это такое? А это тело сообщает нам таким образом, что тут плохо, страшно и опасно. Оно говорит: «Давай отсюда убежим». Всё в организме разгоняется, кровь приливает к лицу и так далее.

У меланхоликов и флегматиков всё наоборот, они интроверты. Тельце им говорит совсем обратное: «Тут плохо, страшно, опасно. Давай притворимся мёртвым». Эти люди, наоборот, белеют, зеленеют.

Их жесты становятся совсем какими-то отсутствующими, а речь — очень короткой и прерывистой. Организм им так сообщает: «Давай замрём. Глядишь, всё это безобразие рассосётся. И мы потом отсюда куда-нибудь ускочим».

Важно

Выход на сцену в качестве оратора — это всегда огромный вызов прежде всего своему организму и состоянию собственного настроения.





Интересный факт

51% россиян испытывают страх перед публичными выступлениями.


С кем сложнее?

Игорь Яркей

Сложно работать со всеми маленькими детьми. У меня есть опыт ведения театральной студии и занятий речью с малышами, которым было около трёх лет. Это самая младшая группа.

Но если мы зададим вопрос, в чём там сложность, то это будут взаимоотношения с родителями. Потому что они ожидают, что раз привели ребёнка, то он сейчас же станет великим актёром. Но он в силу устройства внимания и психофизики не может отзаниматься все 40 минут.

Он учится только 20 минут, а оставшиеся 20 бегает по кругу. Я привык работать на результат, а с маленькими детьми всё немного по-другому устроено. Ты этот результат увидишь, но только через год или два. А до этого момента ты только вкладываешь. Тут есть сложности.

А когда дети вырастают, становятся старше, начинается начальная школа, там уже сложностей мало. Я не встречал таких случаев, чтобы мне было очень сложно работать с человеком, что он был проблемный и так далее. Главное, находить ключик.

Наоборот, это очень интересный возраст, когда дети переходят эту грань. Потому что когда актёры только приходят учиться, им говорят, что нужно построить четвёртую стену. Стоит жить на сцене своей жизнью. Многие этому обучаются, а потом так дальше и живут.

Но четвёртая стена всегда должна потом упасть. Всё, что там происходит, я должен видеть и контролировать. Потому что я не могу объективную реальность взять и выкинуть из своей жизни.

Когда там что-то происходит, я должен с этим общаться. Если мы берём театр, то я общаюсь посредством партнёра. Если мы берём публичное выступление, то я напрямую общаюсь с залом.

Важно

Это всегда взаимообмен энергией. Нет такого, что я вышел пустой и зарядился от зала. Но нет и такого, что я вышел на сцену и должен заряжать людей.

Там тоже уже всегда есть какой-то уровень энергии. Во время обмена мы можем раскачиваться, получать удовольствие, если энергии совпадают. Это всегда общение. Всё в жизни построено на общении.

Виктория Шухат

Я давным-давно не читаю лекции как со стеной. Всегда устраиваю интерактив, прошу поднять руки, похлопать или, например, потопать в зависимости от реакции. Мой рекорд сейчас — это порядка 800 человек в зале, сидящих на живом выступлении. А в онлайне — более 5 000.

В онлайн-формате ораторское искусство ещё страшнее. Потому что ты не видишь никакой реакции, кроме маленьких сообщений в чате. Это примерно тот же самый эффект. Чувствуешь, будто стоишь перед этими людьми.

Ты здесь, а они там все запаслись попкорном и наблюдают за тобой. Это, конечно, очень непросто. Но да, главное — уметь использовать большой зал. И тут есть ряд принципов.

Когда вы общаетесь с группой в 5, 50 или 500 человек, то для разного масштаба есть определённые правила. Если вы их знаете — вы их используете. Или интуитивно со страху находите их и дальше подбираете свою гармонию.


Интересный факт

Некоторые историки утверждают, что во времена правления Петра I был издан указ, где говорилось о том, что сенаторам запрещено выступать, читая «речь по бумажке, токмо своими словами».


Игорь Яркей

Первое правило — нужно понимать, ради чего ты выходишь на сцену и что ты должен донести. Это если мы говорим о выступлении. Второе — нужно понимать, что я хочу сделать с людьми, которые находятся в зале.

Потому что если я просто понимаю какую-то информацию, то я им её донесу. Но я могу сделать это сухо, сжато. Тогда она просто не срезонирует и не попадёт в людей.

Третье — если мы говорим об ораторском мастерстве, то очень важно готовиться. Бывают уникумы, у которых всё случается в потоке. Но если человек публично выступает и имеет в этом деле опыт, он должен обязательно готовиться.

Четвертое — это ремесленная сторона вопроса. Нужно работать над дикцией, посылом, дыханием, чтобы человеку было приятно вас слушать. Туда же вставим культуру речи, чтобы она была грамотная и был широкий словарный запас.

И пятое — наличие сверхзадачи у человека. Если у нас есть цель для определённого выступления сегодня вечером и завтра утром — это хорошо. Но они все должны резонировать с какой-то главной целью, которая есть у человека в жизни.

Важно

Он просыпается утром и понимает, что сегодня вечером у него будет выступление. Оно пройдёт с такой-то целью. Но эта цель ещё и совпадает с его какой-то большой жизненной целью.

Тогда получаются такие люди, которых люди из зала внимательно слушают, смотрят на них и говорят, что они несут что-то большое. И очень приятно побывать в их поле и энергетике.

Люди говорят, что им хочется поговорить с таким человеком. Им интересно, как он смотрит и на другие вещи. Когда есть одна большая цель, мне кажется, это очень важно для оратора.


Интересный факт

В России до 1917 года включительно уроки риторики проходили во всех школах.


Уроки в школу?

Виктория Шухат

Соглашусь. Я всеми руками за такие уроки. Если бы меня спросили, я бы тоже посчитала, что это входит в топ-5 по значимости для успеха, социализации и дальнейшей жизни.

Только я бы расширила определение, что риторика — это не только умение правильно говорить, но и ораторское искусство. Где, например, очень важна невербалика. Как стоять, куда деть руки, куда смотреть, куда повернуть голову.

Важно

Мы же в комплексе воспринимаемся. Считается, что то, что мы говорим, то есть содержательная часть — это всего лишь 7% впечатления, которое мы производим.

Остальное — это то, как мы говорим. Ещё голос отдельную роль играет. Это тоже очень интересная история. Плюс то, из какой роли мы говорим. Это правда.

Я думаю, что вообще это стоит ввести ещё с детского сада. То, с чем я работаю всю жизнь, это исправление недоработок школы. Чем больше я работаю со взрослыми, тем больше у меня претензий к школе.

Понятно, что нельзя всё уместить. Но вот это бы точно надо было. Я размышляла по этому поводу. Поскольку когда-то сама работала педагогом и имею довольно много друзей-учителей, у меня есть некое предположение, что в школе неспроста это всё не вводится.

Ведь чем человек лучше выступает, тем он увереннее в себе. Это один из лучших инструментов для роста самооценки. Это замкнутый круг. Чем ты увереннее в себе, тем ты больше и лучше выступаешь. Чем ты больше и лучше выступаешь, тем ты увереннее в себе.

Важно

А зачем нам уверенные в себе люди? Нужны ли они школе и государству? Каждый тогда будет сам собой заниматься.

У нас, по-моему, нет социального запроса на уверенных в себе людей. Потому что они требовательные, начинают права качать, ещё что-то.

У меня двое взрослых детей уже закончили школу и двоим маленьким ещё предстоит. Чем больше я думаю о грядущем, тем мне как-то грустнее становится.

Потому что запихнуть этого живчика в прокрустово ложе школы когда-нибудь всё равно придётся. Но как-то очень грустно становится от этого.

Я даже не думаю, что эти занятия надо делать в виде уроков, когда класс просто сидит. Я бы проводила их в виде деловой игры и мастер-классов, в виде большого количества мероприятий, где выступают эти дети.

Это не должно быть выступление ради выступления. У нас столько тематических предметов есть: и литература, и история, и математика с физикой, и какие-то социальные процессы, и волонтёрство. Нужно создавать как можно больше ситуаций для выступлений.

Но не просто в формате «встань на стул, расскажи стишок», что, кстати, тоже очень важно. Дедушку Мороза все детки чудесно встречают. Нормальный обычный ребёнок в 4-5 лет с удовольствием ему всё расскажет. Вот вам первое публичное выступление.

А потом, к сожалению, начинается школа, где всех сразу строят. И мы понимаем, что не в сказку попали. Тут и появляется стремление не выделяться, не привлекать к себе внимания, не быть объектом повышенного интереса. Находиться подальше от начальства и поближе к кухне.

Эти правила у нас из школы. Мы все родом из детства, это правда. В этом смысле дело не в советской школе, или российской, или зарубежной. У меня даже нет претензий в смысле того, что школа даёт и что может.

Важно

Это уже ответственность родителей — создать или инициировать в школе такие проекты и кружки, где бы дети могли публично выступать.

Есть миллион исследований, как потом во взрослом мире себя реализуют дети, у которых был опыт выступлений в литературном кружке. Или в научном, когда они что-то рассказывают, когда экскурсии водят старшеклассники для детей помладше. Это же прекрасная тема.

Игорь Яркей

Я считаю, что это ключевой навык. Один из тех, которые развивают мир. Человечество постоянно находится в состоянии прогресса. Что-то новое появляется. И школьная программа должна отвечать новым требованиям.

Важно

Речь, ораторское мастерство — один из предметов, который должен появиться в расписании. Потому что любая специальность, любая профессия рано или поздно завязывается на общении.

Конечно, можно быть узконаправленным специалистом. Например, инженером, который сидит в лаборатории и разрабатывает электронику. У меня есть такой знакомый.

Но он однажды пришёл ко мне и сказал, что у него есть огромное количество наработок. Только он не может о них рассказать. Поэтому проект не получает своего развития.

Если у детей ещё в школе появляется такой предмет, то это даёт им огромные возможности для личного роста. Даже если они не связывают своё развитие с публичными выступлениями напрямую.


Интересный факт

«Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остаётся в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил».

Платон


Не бояться

Игорь Яркей

Бывает, что люди не только заикаются, краснеют или впадают в ступор. Это называется психофизическим зажимом. Я видел девочку, которая начинала безудержно смеяться.

Она в университете выходила отвечать какое-то задание и просто начинала хохотать. Каждый раз. Никто не понимал, что происходит. Я с ней не общался, видимо, она сама как-то это проработала.

Сейчас она работает стюардессой, а это постоянная публичность и общение. Нужно объяснять насчёт входов, масок. Так что бывает по-разному.

Ко мне не часто обращаются родители, говоря, что у их ребёнка есть проблемы. Обычно запрос более общий. Помочь приобрести какой-то навык, который пригодится в дальнейшем.

Публичное выступление — это не всегда стадион или концертный зал. Часто это даже просто разговор один на один. Я выступающий, у меня есть слушатель. Их может быть два или три, но всё равно в этом случае я выступающий.

Часто дети становятся заложниками своего страха, им сложно рассказать анекдот, историю, чем-то поделиться. Это актуальная проблема, потому что с маленького возраста дети очень сильно завязаны на гаджеты: планшеты и мобильные телефоны.

У многих из них пропадает навык долгого общения, становится сложно коммуницировать. На это накладываются какие-то проблемы, связанные с возрастом. И возникает эта история, когда они не могут общаться с окружающими.

У ребят среднего школьного возраста и старше сейчас часто возникают такие проблемы. Но родители не приводят их именно с этим. Возможно, потому что ребята не рассказывают об этом взрослым, а те самостоятельно не видят этой ситуации.

Виктория Шухат

Я плотно занялась темой публичных выступлений в 2006 году. Как сейчас помню. С этого момента я стала работать с видеокамерой. Это один из лучших инструментов для роста: выступил, сняли, посмотрели, разобрали, изменили что-то, выступил опять и так далее.

Плюс я стала возить с собой валидол, и он несколько раз был очень нужен. Дважды на моей памяти вызывали скорую человеку, для которого это оказалось слишком большим эмоциональным потрясением. При том, что это были солидные, уважаемые люди: руководители или будущие депутаты, мэры.

Я работаю на предвыборных кампаниях. В том числе для того, чтобы натренировать будущих слуг народа — чтобы за них хотелось голосовать. Для политика или руководителя публичное выступление — это важнейшая часть работы.

Чем выше управленческий уровень, тем больше и чаще надо выступать. Когда я слышу непродуманные выступления, у меня возникает ощущение какого-то ужаса. Думаю, где люди, которые должны за это отвечать? Как вы его выпустили вообще?

И человека тоже очень жалко. Потому что люди не идиоты, они осознают, когда имеют бледный вид. Я понимаю, что этим надо заниматься. Это тренинг — по аналогии с современным подходом к спорту и ЗОЖу.

Можно ничего из этого не делать. Только тогда не надо удивляться, что вы к сорока годам уже развалитесь. Может быть, даже и раньше. А есть люди, у которых другой подход. Они в 80 лет прыгают, сальто крутят. И имеют параметры, как у космонавта. Примерно такая же история и с выступлениями.

Важно

Работа с подготовкой к публичным выступлениям и созданием себе ситуации для них — это же отдельная тема ещё и для карьерного роста.

Мы все хотим от наших детей, чтобы они построили успешную карьеру. А потом у них наступает подростковый возраст. Тут главное остаться друзьями. Ведь потом этот период заканчивается.

И вот уже взрослые люди — дети и родители — смотрят друг на друга. Надо как-то разобраться, что им теперь делать со всем этим. Когда есть наработанный навык публичных выступлений, то открыто много путей, возможностей, перспектив.

У человека расширяется диапазон представлений о жизни. Он понимает, на что способен и чего хочет. Потому что очень часто мы не хотим идти туда, где будем как-то себя нехорошо чувствовать.

Человек говорит, что ему это не надо, он туда вообще не пойдёт. Зачем ему это? Пусть кто-то другой этим занимается. Но это как лишить человека хорошей физической формы.

Мнения

Анна Фокина, 1987 г. р. Специалист по современному этикету

Многие, кстати, задают мне вопрос: «Анна, как вы не волнуетесь, выходя на сцену?» Я и правда не волнуюсь. Наверное, это жизнелюбие, какой-то внутренний стержень. Когда внутри есть центр, и ты ни на кого не перекладываешь ответственность.

Это удобно ещё и с той точки зрения, что ты сам с собой всегда можешь договориться. Учиться этому можно только самостоятельно. Если я выхожу разговаривать с людьми, то обязательный этап проявления вежливости — это артикуляционная гимнастика.

Ты пытаешься сделать так, чтобы люди тебя поняли. Но это элемент профессионализма. Любой оратор это делает. В той или иной степени он работает с голосом, чтобы добиться лучшего звучания. Иначе он не профессионал.

Елена Черных, 1964 г. р. Руководитель студии этикета

Это было крайне давно, когда я ещё была совершенно юной и приходилось работать перед большой аудиторией. Поскольку у меня педагогическое образование, то выступать приходилось и перед детьми, и перед взрослыми.

Поэтому не было проблем, я очень легко справилась. Хотя был в первом классе случай, когда мама меня заставила перед моей первой учительницей читать наизусть стихотворение. Чтобы та поняла, что я знаю всю азбуку и умею красиво декламировать стихи. Вот тогда я немножко спасовала.

Карина Станкевич, 1991 г. р. Акустик

Волнение есть всегда. Я с достаточно ранних лет попала на сцену, поэтому какой-то боязни и паники не было никогда. Наоборот, меня тянуло туда. Но адекватное волнение, когда ты переживаешь, как всё пройдёт, всегда присутствует.

Анна Кальянова, 1955 г. р. Заводчик породы самоед

Я боялась выступать и в школе, и на сцене, и в институте. Для меня всегда было проблемой выйти перед классом или аудиторией и смотреть в лица людей. Мне это всегда было тяжело.

У нас было принято выходить к доске и отвечать. Сейчас больше спрашивают с места. А у нас был мальчишка, который начинал кривляться, когда отвечающий поворачивался к классу.

Из-за этого я терялась, запиналась, особенно если он строил рожицы. Он это делал не только тогда, когда я отвечала, а просто кривлялся. Я даже могла забыть стихотворение, которое знала на пять. Такое было неоднократно.



Фокус-группа

participant

Елена Черных

Руководитель студии этикета, 60 лет

Это было крайне давно, когда я ещё была совершенно юной и приходилось работать перед большой аудиторией. Поскольку у меня педагогическое образование, то выступать приходилось и перед детьми, и перед взрослыми. Поэтому не было проблем, я очень легко справилась. Хотя был в первом классе случай, когда мама меня заставила перед моей первой учительницей читать наизусть стихотворение. Чтобы та поняла, что я знаю всю азбуку и умею красиво декламировать стихи. Вот тогда я немножко спасовала.

participant

Анна Фокина

Эксперт по современному этикету, 37 лет

Многие, кстати, задают мне вопрос: «Анна, как вы не волнуетесь, выходя на сцену?» Я и правда не волнуюсь. Наверное, это жизнелюбие, какой-то внутренний стержень. Когда внутри есть центр, и ты ни на кого не перекладываешь ответственность. /nЭто удобно ещё и с той точки зрения, что ты сам с собой всегда можешь договориться. Учиться этому можно только самостоятельно. Если я выхожу разговаривать с людьми, то обязательный этап проявления вежливости — это артикуляционная гимнастика.

participant

Карина Станкевич

Акустик, 33 года

Волнение есть всегда. Я с достаточно ранних лет попала на сцену, поэтому какой-то боязни и паники не было никогда./nНаоборот, меня тянуло туда. Но адекватное волнение, когда ты переживаешь, как всё пройдёт, всегда присутствует.

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Оцените материал

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!