Виктория Шухат
Я считаю, что оратором может быть абсолютно каждый человек. Выступать, производить впечатление, убеждать, доказывать свою позицию, собирать сторонников — это просто набор технологий.
Есть люди несколько более склонные к этому изначально по характеру, по темпераменту, по предыдущему воспитанию. А есть люди, которые были совсем далеки от этой истории.
За мою 27-летнюю практику занятий управленческими технологиями и подготовки к публичным выступлениям я видела очень разных людей. И считаю, что нет невозможных ситуаций.
Важно
Если человек в принципе может разговаривать, если у него есть дар речи, то это может быть и даром публичных выступлений. Нужно только всё правильно подготовить и организовать заранее.
В детстве я понимала, что сила слова — это моё. У меня мама была библиотекарем, поэтому гуманитарное образование у меня началось задолго до школы. В детском саду, пионерских лагерях, в школе у меня всегда была очень хорошая память. И я полностью знала текст за всех на утренниках и выступлениях.
Примерно до подросткового возраста мне всё это страшно нравилось. В подростковом возрасте, как положено, все смущаются, стесняются. И я не была исключением. У меня был тяжелейший период, когда я пыталась на любой сцене спрятаться за швабру.
Но по изначальному образованию я — учитель географии и биологии. Выбирая эту профессию, я понимала, что однажды надо будет стоять перед классом людей, которые в принципе не особенно хотят меня слушать. Эта мысль у меня в голове крутилась.
А потом я освоила свою нынешнюю профессию бизнес-тренера, организационного консультанта, коуча и эксперта по управлению. И всё больше выступала сама в самых разных аудиториях и разных ипостасях.
В какой-то момент, которым я горжусь, мне удалось собрать воедино разные технологии, благодаря которым я считаю, что нет необучаемых людей для публичных выступлений.
Мой лучший результат — это заика. Я не отучила его заикаться, я не психотерапевт. Но к выступлениям этот человек был готов. И до сих пор пользуется этим навыком.
Некоторые люди даже не понимают, что это тот же самый человек. Потому что когда он научился выступать, то начал делать это совершенно безупречно, спокойно и грамотно. Так что это не только труд, но и удовольствие.
Важно
Обучить можно кого угодно. Просто одним это даётся легче, а другим сложнее. Люди разных типов темперамента по-разному воспринимают эту задачу.
Например, холериков часто вообще со сцены согнать невозможно. Хлебом не корми, дай поговорить. Сангвиники типа меня тоже выступают достаточно легко и просто, они экстраверты.
А вот флегматики и меланхолики — это интроверты. Для них это огромный стресс, серьёзное эмоциональное напряжение и настоящая работа. При этом эти люди могут прекрасно выступать, если научатся.
Игорь Яркей
Точно, этому можно научиться. Если мы возьмём любое занятие, то человеку дана какая-то способность. Кто-то — гениальный гитарист, кто-то — гениальный танцор, а кто-то — гениальный водитель.
При этом он может не быть талантливым или гениальным оратором. Но это качество, которое в себе можно развить до уровня выше среднего — просто за счёт правильного подхода, занятий, мотивации, тренировок. Очень часто у детей, кстати, страха меньше, чем у взрослых.
Человек говорит, что теряет мысли в этот момент, не знает, как их формулировать. Пропадает на сцене или превращается в камень. Детям обычно это нужно только на перспективу. По опыту работы с детьми я вижу, что кто-то из них боится. Но это процентов 40, наверное.
Через постепенную работу они приходят к свободе на сцене. А вот большинство взрослых изначально приходят решать проблему. Эти люди уже накопили с возрастом какой-то негативный опыт социальной оценки. У детей ещё нет такого.
Важно
Дети в раннем возрасте могут получить навыки, которые позволят ставить фильтры и барьеры, чтобы не приобретать негативный опыт и оставаться свободными на сцене.
Когда люди боятся, то чего именно? Они боятся, что их отвергнет общество. Если мы углубимся в историю, то в Древней Греции практиковался остракизм, а это смерть. Сейчас это уже не актуальный страх, но люди всё равно боятся, что они скажут что-нибудь не так, их осудят и выгонят умирать голодной смертью.
У детей этот страх не такой сильный, как у взрослых. Потому что взрослые чаще думают, что про них кто-то что-то не так подумает. Например, этот человек почесался, значит, он что-то про меня сейчас скажет, это как-то отзовется. Потому что они уже шишек наполучали в своей взрослой жизни.
У детей нет такого опыта, поэтому они чаще выходят и свободно выступают. Артистам часто говорят, что ты не переиграешь ребёнка или кошку на сцене, потому что они в своей игре, в своих обстоятельствах абсолютно свободны. И не испытывают никаких страхов, если увлекаются.