Дарья Киселёва, 1991 г. р. Режиссёр-постановщик
Если подросток ничего не хочет? Я думаю, нужно отстать от него и помочь ему отстать от себя. Хотя бы на какой-то короткий период. Если ситуация продолжается больше месяца, то, наверное, нужно показать его психотерапевту.
Если специалист не выявил отклонений, то, возможно, ваш ребёнок просто очень ленив. И ему действительно нужен какой-то толчок. Но бывает такое, что случается выгорание или информационный перегруз.
Просто со всех сторон сейчас куча всего валится. И на детях этой нагрузки, на самом деле, не меньше. Ты приходишь в школу, у тебя семь уроков. По каждому будь добр показать домашнее задание. Каждый учитель считает, что его предмет — самый важный.
Это огромная нагрузка. И дома сделать задания надо, и в кружке есть ответственность. Мне кажется, надо дать возможность ребёнку отдохнуть. Побить баклуши какое-то время. И дать понять, чего он вообще хочет на самом деле.
Дарья Захарова, 1992 г. р. Шеф-редактор телевизионных программ
Скорее всего, у ребёнка есть какая-то проблема. И она психологическая. Я бы попыталась справиться в первую очередь разговорами. Если нет контакта с родителями, то, наверное, отвела бы его к специалисту.
Я бы аккуратно выяснила, почему так происходит. Потому что человек, который ничего не хочет, — это человек, у которого явно есть какая-то проблема.
Людмила Васильченко, 1990 г. р. Стилист
Если честно, я не помню, каким была подростком. Поэтому не могу сказать, что я прямо отрицала всё. Для меня интерес — это очень большое топливо. И не было такого периода в подростковом возрасте, чтобы меня ничего не интересовало.
Просто сфера этих интересов менялась. Я не отрицала всё, а только что-то конкретное. Например, я отрицала подростком момент, когда нужно было определиться с тем, куда поступать и какие сдавать экзамены.
Моя мама очень хотела, чтобы я поступила на юрфак. Но мне это всё совершенно не нравилось. У нас были с ней сложные разговоры о том, что мне надо идти своим путём. И я выбрала другую специальность — журналистику.
Я никогда об этом не жалела. По крайней мере, сейчас до нежного возраста. И я очень благодарна родителям, что они не стали за меня выбирать в тот момент, когда, наверное, они могли бы это сделать.
Иногда я жалею, что у меня не было нормального подросткового бунта. Потому что моя мама очень хорошо меня умела контролировать. Возможно, этот бунт дал бы мне большую свободу и решительность в некоторых вопросах взрослой жизни, в которых сейчас мне этого не хватает.
Карина Станкевич, 1991 г. р. Акустик
Мне кажется, у всех был такой период. Что касается учёбы, честно, я думаю, что тут не было проблем. Потому что я очень увлекающийся человек. Если меня что-то заинтересовало, то я буду копать это самостоятельно.
Мне особо не нужны были напутствия в этом плане. Я умею достаточно хорошо увлечь себя фактически всем. Потому что, если мне неинтересно, я этого и не делаю. А в школе такое бы не прокатило. Тут меня по головке за это не погладили бы.
Тем более хотелось получить образование, которое мне пригодится в будущем. Поэтому приходилось как-то с этим бороться. Так как я умею увлекаться очень глубоко и хорошо, поэтому старалась даже в самых скучных моментах находить что-то, что мне нравится. Чем я могу увлечь себя, затмить своё сознание.
Это очень сильно помогало. Поэтому с учёбой проблем у меня не было никогда. Учителя всегда меня отправляли на различного рода олимпиады от школы. А вот что касается домашних дел, тут, наверное, да. И отчасти в этом виноваты тоже родители.
Потому что в определённый момент, когда мне было это интересно, они говорили: «Давай я сам всё это сделаю, ты иди учись или займись своими делами». А потом, когда они уже стали от меня требовать какое-то включение в быт, я отвечала, что мне уже и не хочется.
Александра Прокутина, 1993 г. р. Педагог-психолог
Вряд ли бывает так, чтобы он вообще ничего не хотел. Скорее всего, хочет. Как минимум пойти погулять со своими друзьями. Или позаниматься каким-то любимым делом.
Подростковый возраст — это тот момент, когда дети начинают выстраивать собственные границы и пытаются понять, а где вообще зона их «хочу-не хочу». Они пробуют выстроить свои правила игры и свои правила жизни.
Родителям и взрослым приходится сталкиваться с тем, что перед нами — взрослый человек. Пусть ещё и недостаточно взрослый, но тем не менее нужно пытаться обо всём договариваться.
Формирование ответственности поэтапно идёт ещё из детства, с самых первых лет жизни. Поэтому, если у ребёнка к подростковому возрасту нет сформированного чувства ответственности, то тогда это вопрос к родителям. Где был упущен этот момент.
Но в любом случае придётся договариваться. Подростка не получится заставить, сломать, запереть в комнате или ещё какие-то там манипуляции придумать. Точно придётся искать пути, как можно договориться, — через компромиссы и взаимоуважение.
Я уважаю тебя, уважаю твоё мнение. Я знаю, что тебе важно пойти с друзьями поиграть в футбол или с девушкой, может быть, пойти в кино. Давай договоримся, что у нас есть определённая ответственность.
Твоя — уборка в комнате, уроки. Моя ответственность — это вот это и вот это. Папина ответственность — вот это. У нас у всех она есть, нам необходимо это выполнять, это правило нашего дома.
София Ранта, 2013 г.р. Ученица 4-го класса
Надо попробовать что-то показать ребёнку. Попробовать как-то развлечь его. А если ничего не получается, то просто оставить его в покое. Если это долго продолжается, то всё-таки попробовать ему что-то навязать.