Дмитрий Щербаков, 1965 г. р. Частный практикующий психолог
Я играл на контрабасе. К сожалению, это была тюрьма. Я учился на улице Балчуг в центре Москвы. Занятия у нас происходили в полуподвальном помещении: мрачном, тоскливом, окрашенном в какую-то зелёную краску.
Я любил играть на контрабасе. Но всё остальное мне было совершенно непонятно и крайне не нравилось. Про сольфеджио я вообще не понимал, что это такое и как происходит. Какой-то хор и всё. Мне это было чуждо. И через полгода я просто сбежал из этой школы.
У нас образование направлено на то, чтобы сделать приемлемого для общества человека. А для этого его нужно буквально творчески оскопить и не дать ему возможность развиться как креативной личности. Вместо этого в него пытаются напихать определённое количество знаний и сделать его удобным.
Но человека нужно творчески развивать, чтобы он не был агрессивным и чувствовал себя комфортно. И для этого самым подходящим методом является творчество: музыкальные занятия, танец, пение, живопись.
Александра Егорова, 2003 г. р. Студентка 4-го курса
Одна из моих близких подруг пела и играла на фортепиано. Поскольку я с ней знакома достаточно давно, с начальной школы, то проследила весь путь, который она прошла вместе с музыкальной школой.
Знаю точно, что у неё были моменты отрицания, особенно в подростковом возрасте. В это время, мне кажется, практически всем хочется всё бросить. Но она умничка: взяла себя в руки и закончила. Причём с хорошими оценками и показателями.
Поэтому у меня есть пример человека, который в целом остался доволен полученным опытом. Она до сих пор отзывается об этом как о хорошем моменте в своей жизни. Но я знаю, что есть те, кто отучился в музыкалке и ужасно ненавидят всё это.
По отзывам я понимаю, что есть проблема с преподавателями. Потому что учёба в музыкалке — это дисциплина, строгость. И не все преподаватели обращаются с детьми хорошо, особенно по фортепиано.
Я знаю истории, когда для того, чтобы научить правильно держать пальцы, детей бьют по рукам. Это очень жестоко. Мне кажется, что грамотный преподаватель способствует тому, чтобы ребёнок сам хотел ходить в музыкальную школу и любил это.
Плюс да, в подростковом возрасте у меня были другие занятия. Но всё равно в какой-то момент жизни по поводу каждого из них возникало желание бросить: потому что надоело, просто не интересно или хочется попробовать что-то другое. Наверное, это всем подросткам свойственно.
Александра Родионова, 2001 г. р. SMM-специалист
Мой опыт начался как раз с того, что в 4 года я начала заниматься музыкой. Дома у нас стояло фортепиано. Меня забирали из детского садика, приводили домой на часик — позаниматься с учительницей, которая приходила к нам домой. А потом обратно отводили в сад.
Конечно, для ребёнка это был не самый лучший опыт. Потому что мне было интереснее со сверстниками играть в детском садике. После садика меня отдали в музыкальную школу в ДК им. Газа Кировского района города Санкт-Петербург, где я проучилась 7 лет.
К моему разочарованию музыка — это не только игра на фортепиано или хор. Это также и музыкальная литература, сольфеджио, которые мне давались сложно. Потому что они для людей с другим складом ума: мне кажется, с более математическим. А я всегда была гуманитарием.
Мне было тяжело в голове составить аккорды, правильно записать ноты. Но последние два года я действительно наслаждалась занятиями и бежала из школы в ДК. Потому что моя преподавательница Нина Викторовна разрешала играть последние два года те пьесы, которые я хотела.
Я даже сейчас к ней иногда захожу, разговариваю, делюсь успехами. А тогда я очень любила «Сумерки» и играла оттуда какие-то мелодии. Но в основном в музыкалке были, конечно, Бетховен, Шопен, Бах. В общем, всякая классика.
Каждый раз перед концертами на большой сцене я переживала. Очень страшно, что ты можешь переволноваться и что-то забыть. Думаю, что все, кто был в музыкальной школе, помнят это ощущение, когда твои пальцы дубеют, становятся холодными, а тебе нужно играть.
Мне всегда говорили: «Саша, вдох-выдох и поехали». В общем, это интересный опыт.
Олег Моторин, 1966 г. р. Психолог
Скрипка, на которой я учился играть, летом была спрятана под кровать, чтобы не заниматься. Она, кстати, трофейная: ей примерно 95 лет, её привезли из Германии. И для меня это очень важно. Ещё у меня есть мандолина, которой 110 лет. И звук у неё до сих пор неплохой.
Тимур Сейфетдинов, 1989 г. р. Юрист
В детстве я занимался спортом. А изначально ходил в общеобразовательную школу с музыкально-эстетическим уклоном. У меня был соответствующий класс, поэтому отдельно в музыкалку я не ходил.
Мы с родителями часто ездили в поездки, где ночевали в палатках под открытым небом в лагере. У нас там были знакомые, которые играли на гитаре. Мне в какой-то момент захотелось тоже этому научиться.
Я попросил отвести меня в музыкальную школу. Но продержался там буквально несколько занятий. Потому что понял, что это не моё, что я не могу там учиться.