Ненавистная музыкалка

Нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу?

Ненавистная музыкалка

Музыкальная школа. Зачем отдавать туда ребенка? Как определить, что ему это надо? Как сделать так, чтобы музыка была "в кайф"? Присоединяйтесь к Диалогу артиста театра и кино Алексея Шаранина и артистки Анастасии Быковой.

video

Временные метки

Музыкальная школа в переходном возрасте

Если ребенок хочет бросить музыкалку?

Попробуйте несколько видов искусств

Как заинтересовать подростка музыкой?

Мотивируем слушать классическую музыку

Личность преподавателя

Эстетический вкус

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Ненавистная музыкалка

Нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу?

participant

Анастасия Быкова

Артистка, 22 года

Ненавистная музыкалка

Нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу?

participant

Алексей Шаранин

Актер, 42 года

что думают дети

Комментарии детей

video

Нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу?

Мнения

Взгляды людей разных поколений

Советская эстрада или поп-музыка

Что мы слушали в детстве? Какие жанры были нам ближе и почему? Как кумиры определяют наше будущее? Послушайте Мнения наших героев.

Что делать, если ребенок не хочет в школу?

У всех из нас случалось так, что ребенок не хотел идти в школу. Что делать? Послушайте Мнения наших героев.

Кружки - твой выбор или выбор родителей?

Ребенок должен быть занят постоянно. Или нет? Кто выбирает, куда ему ходить – он сам или родители? Не реализуем ли мы собственные амбиции в ребенке? Послушайте Мнения детей.

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Ненавистная музыкалка

Музыкальная школа. Зачем отдавать туда ребенка? Как определить, что ему это надо? Как сделать так, чтобы музыка была "в кайф"? Присоединяйтесь к Диалогу артиста театра и кино Алексея Шаранина и артистки Анастасии Быковой.

participant

Анастасия Быкова

Артистка, 22 года

participant

Алексей Шаранин

Актер, 42 года

00:27:00

Статья

Диалог в текстовом формате

Ненавистная музыкалка

Анастасия Быкова

Вся семья у меня была музыкальная. И в первый раз я вышла на сцену в два с половиной года. Очень хорошо это помню — там была самая большая сцена в нашем городе.

Я выходила закрывать какой-то фестиваль, пела песню с большими девочками, мы втроём солировали. Мне два с половиной года, я в розовом платьишке. Вышла на сцену, спела эту песню.

А после выступления ко мне начали подбегать люди за кулисами и в гримёрке. Я стояла в шоке, думаю: «Обалдеть, им понравилось, что я делаю». Когда все ушли, я сказала маме, что хочу дальше выступать.

Алексей Шаранин

Мне порой родители навязывали, чтобы я приходил в музыкальную школу после занятий. Поначалу я занимался по классу баяна, потом фортепиано. Ещё был обязательный предмет — сольфеджио, который я очень не любил, как и многие.

А вот музыкальную литературу я любил. Потому что у меня память хорошая: я выучил, всё рассказал. А в сольфеджио надо было разбираться, учить все эти знаки, ноты, диезы, бемоли. Это поначалу было неплохо, а потом скучно становилось.

Но это были обязательные предметы. Плюс нагрузка в основной школе была достаточно большая, поэтому совмещать её с музыкальной было сложновато на тот момент.

Но я, наверное, жалею, что не закончил обучение по классу баяна. Потому что всё-таки он тоже интересную мелодию выдаёт, не говоря уже о фортепиано. Но время тогда распорядилось так. И сейчас я уже возвращаться туда не буду.


Интересный факт

15 февраля 1895 года в Петербурге открылась первая детская музыкальная школа. Её основали сёстры Елена, Евгения и Мария Гнесины.


Анастасия Быкова

Инициатором, конечно, была я. Мне очень хотелось пойти играть на музыкальных инструментах, петь, что-то изучать. Вообще я была очень любознательным ребёнком. С самого раннего детства научилась и читать сама, и пела постоянно, и танцевала.

Мне очень хотелось учиться. Я поступила в музыкальную школу в один год с общеобразовательной. Пошла на хоровое пение, и, естественно, там было фортепиано. Мне по началу очень нравилось.

До третьего класса, наверное, всё было идеально. Мне очень нравилось учиться. Но потом меня переклинило. То ли начался переходный возраст, когда ты бунтуешь. То ли из-за того, что у меня было очень много всего одновременно.

Я, наверное, больше хотела танцевать, чем ходить в музыкальную школу. Но мама сказала, что нет, мы уйдём с танцев, а в музыкалке я останусь. Может быть, это тоже повлияло. Но в тот момент я просто поняла, что я не хочу, мне не нравится.

Важно

Я приходила на это сольфеджио и постоянно чувствовала, что у меня нет настроения. Почему я должна туда ходить и что-то слушать?

Мне прямо очень не нравилось. И я сказала маме, что в общеобразовательной школе я отличница, но в музыкальную больше ходить не буду. Она сказала: «Хорошо, тебе главное доучиться».

В определённый момент я поняла, что хочу дальше заниматься музыкой. И в седьмом классе, а это у меня был как раз последний учебный год, я поступила в музыкальную школу, просто по другому направлению.

Настолько меня затянуло, настолько мне опять захотелось дальше обучаться, что в седьмом классе я для себя решила, что поступлю на саксофон и закончу музыкальную школу с отличием.

И я это сделала. Мама приходила на родительские собрания в музыкалку, и её там спрашивали, что со мной такое случилось? А мне просто понравилось опять, вот и всё.


Интересный факт

В 2021 году в России насчитывалось 5042 школы искусств, где обучалось 1 757 713 детей и подростков.


Заставить себя

Анастасия Быкова

Период обучения был очень длительный: с третьего по седьмой класс. И только в седьмом классе я осознала, чего хочу. Ладно, в середине шестого, может быть. До этого я постоянно приносила домой двойки.

С мамой тоже было волнами, периодами. То я соглашалась, то не соглашалась и говорила, что мне это не нужно, я хочу уйти, а она меня заставляет. Она отвечала, что я сама хотела пойти, значит, доведу своё дело до конца.

Я ей очень благодарна за это. Потому что если бы она мне тогда этого не сказала, то я бы не закончила музыкальную школу. А это значит, что впоследствии я бы, возможно, не поступила дальше никуда. Так что спасибо большое маме.

Алексей Шаранин

Поначалу меня заставляли и настаивали. Но потом всё-таки пришли к выводу, что решение должен принимать я. Если я сам захочу, то это будет лучше и продуктивнее, нежели это всё будет из-под палки.

Что если меня заставляют чем-то заниматься, а душа к этому не лежит, то эффект будет нулевой. Хотя говорят, что отрицательный результат — это тоже результат. Но всё-таки мы за продуктивность, за что-то положительное, позитивное.

Поэтому родители, видимо, смирились и согласились с моим решением. Двое моих друзей тоже занимались. Один забросил, но он первый это сделал, потом уже я отложил это дело, а третий доучился.

Но, насколько я знаю, он музыкальные навыки не применял в жизни. Хотя у него хорошо получалось. По-моему, он потом учился даже на аккордеоне играть. То есть сначала на баяне, потом на аккордеоне.

Но пока я учился, то был на первом месте, а он на втором. Если бы я не забросил занятия, то, может быть, даже вырвался бы в лидеры в этом направлении.


Интересный факт

«Необходимо ввести в программы всех отделений музыкальных школ элемент творчества. Везде школа должна учить не только читать написанное, но и говорить свои собственные слова».

Карл Черни


Как заинтересовать?

Анастасия Быкова

Важно

Не знаю, что может заинтересовать ребёнка в данный период. Это же по щелчку происходит. Ребёнку просто начинает нравиться.

У нас недавно было своё большое шоу, мы его сделали с братом и группой. К нам потом подходили родители детей и говорили: «Спасибо большое, у нас подросткам 13-14 лет, они не любят ничего. Но они пришли на ваше шоу и сказали, что это круто, они хотят это слушать, им нравится».

И ты думаешь: «Вау, мы сделали что-то, что может заинтересовать ребёнка». Думаю, именно такие моменты цепляют людей. Тем более сейчас нужно детей чем-то увлекать. У них же клиповое мышление: всё должно быть быстро, круто.

Нужно постоянно вбрасывать им какую-то информацию, музыку, сниппеты, чтобы это всё постоянно крутилось. Тогда ребёнок будет заинтересован. Когда ты медленно что-то выкладываешь и делаешь, то это никому не интересно.

Алексей Шаранин

Можно сказать, что если он не будет слушать классику по телевизору или в интернете — у нас же сейчас все дети там сидят, — то вы не купите ему какой-нибудь подарок на день рождения. То есть надо как-то замотивировать, и тогда он скажет, что послушает.

А вдруг получится так, что я принял правильное решение? Мой ребёнок послушает пару раз классическую музыку и поймёт, что это действительно интересно. Что она освежает, вдохновляет на хорошие поступки и на что-то доброе. И потом он мне скажет спасибо.

Если это не будет помогать, значит, буду применять какие-то другие подходы. Конечно, прямо из-под палки заставлять слушать и прямо настаивать я не стану. Но буду аккуратненько подходить к этому, говорить: «Послушай вот это и получишь вкусный пирожок».

Это я утрирую, конечно. Но подходы надо искать разные. И начал бы я именно с этого. Думаю, что всё бы получилось, потому что мотивирующий фактор всегда очень хорошо работает. Потом не оттащишь, только и будет слушать классику.

Важно

Он сам потом предложит сходить вместе на музыкальные представления, где выступает симфонический оркестр и звучит такая музыка.

Например, он может предложить сходить в театр оперетты. И я не буду ему отказывать. Потому что если ребёнку нравится, пусть развивается в этом. Я буду дальше его только подталкивать туда. И буду, наверное, в первую очередь говорить самому себе спасибо.

Я буду благодарен самому себе, что всё-таки принял правильное решение и довёл дело до конца. Сейчас очень много кружков, где дети занимаются и развиваются. Родители подталкивают ходить на все кружки.

Конечно, если охватывать сразу всё, то на первый взгляд это будет физически тяжело. Но если грамотно распределить кружки по дням, то, мне кажется, в цепочку всех этих предметов музыка очень хорошо впишется. Надо сделать так, чтобы каждый прожитый день был насыщен.

А не то, что день прошёл впустую, ничего оригинального и замечательного не произошло, зато я отдыхал. Нет, день прожит зря, поэтому нагрузку надо увеличивать. Я и сам не против такого режима, но нужно просто грамотно всё распределить.

Допустим, не каждый день, пусть в воскресенье все отдыхают. Тогда музыку можно поставить на четверг или пятницу. Надо просто грамотно уметь распределять кружки, и тогда всё будет замечательно.


Интересный факт

Специалисты по детскому развитию говорят, что детям, имеющим проблемы с моторикой или логопедией, музыка помогает развивать определённые группы мышц. А пропевание нот одновременно с игрой на инструменте может помочь в преодолении речевых проблем.


Уроки музыки

Алексей Шаранин

Мне нравилась песня «Усталость забыта, колышется чад» из фильма «Неуловимые мстители». Многие пели, что «колышется час», а учитель говорил: «Не час, а чад». Это была хорошая песня.

Нам ещё, кстати, давали задание, чтобы мы что-то изучали дома. И акцент у учителя был именно на том, чтобы мы слушали классическую музыку, симфонии, увертюры. А я пришёл первый раз и сказал, что слушал группу «На-На» песню «Фаина».

Все меня поддержали и сказали, что тоже эту песню слушали. Но учителя сказали, что это не годится. Эстрада им не нужна, нужно что-то классическое. Поэтому мы и стали это слушать.

Даже передача была на каком-то канале, как раз там эти симфонии мы и слушали. Возможно, не до конца, но на бумажечку выписывали. А в следующий раз говорили, что вот эту увертюру слушали. Это уже принималось.

Анастасия Быкова

Я всегда смеялась и поражалась тому, как проходят уроки музыки в других школах. У нас преподавала большая такая женщина. Приходила, и мы в основном пели.

Важно

На уроках в обычной школе у нас был определённый набор композиций. С первого по восьмой класс мы пели только эти песни.

Когда я приходила в музыкальную школу, девочки и мальчики говорили мне, что у себя в школе они проходят композиторов. Я была очень удивлена. Потому что мы проходили «33 коровы», например. Или «Звезду по имени Солнце». Всё, больше ничего не было.

Алексей Шаранин

Человек, который приходит заниматься музыкой, на то же нелюбимое мною сольфеджио, должен уже иметь какие-то базовые навыки, знания и представление о том, куда он пришёл и чем он будет заниматься.

Важно

Учитель не может заставить и привить любовь к своему предмету. Это может случиться только в тандеме с учеником. Нужно делать всё именно вместе.

Если ученик будет стремиться, но уже учитель не будет давать той энергии, тех настроек для изучения музыки, то система рухнет. Не будет в конечном счёте какого-то продуктивного результата. Всё должно быть обоюдно.

Когда я иду заниматься музыкой, то знаю, куда пришёл. Я примерно понимаю, что буду делать. И учитель будет давать мне то, что я хочу. Будет объяснять мне, если я какой-то материал не понял.

Это важно, потому что есть учителя, которые ничего не объясняют. Всё, его время закончилось, он провёл урок, а дальше дома занимайтесь самостоятельно.

Важно

Нужно, чтобы учитель мог остаться после занятий и что-то объяснить ученику дополнительно.

Тогда ученик будет понимать, что учитель действительно любит свой предмет и доносит его так, как хочет ученик. То есть он отвечает на все вопросы, помогает. И они вместе идут по жизни: учитель и ученик. Это идеальное сочетание.


Интересный факт

Специалисты по детскому развитию говорят, что детям, имеющим проблемы с моторикой или логопедией, музыка помогает развивать определённые группы мышц. А пропевание нот одновременно с игрой на инструменте может помочь в преодолении речевых проблем.


Зачем нам музыкалки?

Анастасия Быкова

Я считаю, что музыкальные школы нужны. Любое образование в какой-то мере тебя развивает. А конкретно это развивает музыкальный вкус и вообще твои предпочтения в жизни, кстати.

Важно

Классическая музыка очень сильно развивает. В дальнейшем ты будешь ходить в филармонию, театр, оперу или на балет, потому что тебе просто нравится классика.

Если тебе нравится попса, то ты пойдёшь на эстрадный концерт: на Гагарину, Анну Асти, Лазарева. Это же всё тебя напитывает. И в дальнейшем ты понимаешь, что тебе нравится, куда ты хочешь сходить и чем отвлечь себя от рутинной работы.

У многих ведь работа — это изо дня в день одно и то же. И ты хочешь себя чем-то насытить. В этом помогает, естественно, музыка. Это круто. Я считаю, что это очень надо.

Алексей Шаранин

Это индивидуально для каждого. Музыка для меня — гармония души и тела. Когда я слышу каждую ноту, каждый звук и музыку в совокупности, когда пропускаю всё это через своё тело.

Но опять же — зависит от того, какая это музыка. Классическая дарит гармонию с собой и окружающим миром. Ты чувствуешь эйфорию и буквально растворяешься во всём этом процессе.


Мнения

Дмитрий Щербаков, 1965 г. р. Частный практикующий психолог

Я играл на контрабасе. К сожалению, это была тюрьма. Я учился на улице Балчуг в центре Москвы. Занятия у нас происходили в полуподвальном помещении: мрачном, тоскливом, окрашенном в какую-то зелёную краску.

Я любил играть на контрабасе. Но всё остальное мне было совершенно непонятно и крайне не нравилось. Про сольфеджио я вообще не понимал, что это такое и как происходит. Какой-то хор и всё. Мне это было чуждо. И через полгода я просто сбежал из этой школы.

У нас образование направлено на то, чтобы сделать приемлемого для общества человека. А для этого его нужно буквально творчески оскопить и не дать ему возможность развиться как креативной личности. Вместо этого в него пытаются напихать определённое количество знаний и сделать его удобным.

Но человека нужно творчески развивать, чтобы он не был агрессивным и чувствовал себя комфортно. И для этого самым подходящим методом является творчество: музыкальные занятия, танец, пение, живопись.

Александра Егорова, 2003 г. р. Студентка 4-го курса

Одна из моих близких подруг пела и играла на фортепиано. Поскольку я с ней знакома достаточно давно, с начальной школы, то проследила весь путь, который она прошла вместе с музыкальной школой.

Знаю точно, что у неё были моменты отрицания, особенно в подростковом возрасте. В это время, мне кажется, практически всем хочется всё бросить. Но она умничка: взяла себя в руки и закончила. Причём с хорошими оценками и показателями.

Поэтому у меня есть пример человека, который в целом остался доволен полученным опытом. Она до сих пор отзывается об этом как о хорошем моменте в своей жизни. Но я знаю, что есть те, кто отучился в музыкалке и ужасно ненавидят всё это.

По отзывам я понимаю, что есть проблема с преподавателями. Потому что учёба в музыкалке — это дисциплина, строгость. И не все преподаватели обращаются с детьми хорошо, особенно по фортепиано.

Я знаю истории, когда для того, чтобы научить правильно держать пальцы, детей бьют по рукам. Это очень жестоко. Мне кажется, что грамотный преподаватель способствует тому, чтобы ребёнок сам хотел ходить в музыкальную школу и любил это.

Плюс да, в подростковом возрасте у меня были другие занятия. Но всё равно в какой-то момент жизни по поводу каждого из них возникало желание бросить: потому что надоело, просто не интересно или хочется попробовать что-то другое. Наверное, это всем подросткам свойственно.

Александра Родионова, 2001 г. р. SMM-специалист

Мой опыт начался как раз с того, что в 4 года я начала заниматься музыкой. Дома у нас стояло фортепиано. Меня забирали из детского садика, приводили домой на часик — позаниматься с учительницей, которая приходила к нам домой. А потом обратно отводили в сад.

Конечно, для ребёнка это был не самый лучший опыт. Потому что мне было интереснее со сверстниками играть в детском садике. После садика меня отдали в музыкальную школу в ДК им. Газа Кировского района города Санкт-Петербург, где я проучилась 7 лет.

К моему разочарованию музыка — это не только игра на фортепиано или хор. Это также и музыкальная литература, сольфеджио, которые мне давались сложно. Потому что они для людей с другим складом ума: мне кажется, с более математическим. А я всегда была гуманитарием.

Мне было тяжело в голове составить аккорды, правильно записать ноты. Но последние два года я действительно наслаждалась занятиями и бежала из школы в ДК. Потому что моя преподавательница Нина Викторовна разрешала играть последние два года те пьесы, которые я хотела.

Я даже сейчас к ней иногда захожу, разговариваю, делюсь успехами. А тогда я очень любила «Сумерки» и играла оттуда какие-то мелодии. Но в основном в музыкалке были, конечно, Бетховен, Шопен, Бах. В общем, всякая классика.

Каждый раз перед концертами на большой сцене я переживала. Очень страшно, что ты можешь переволноваться и что-то забыть. Думаю, что все, кто был в музыкальной школе, помнят это ощущение, когда твои пальцы дубеют, становятся холодными, а тебе нужно играть.

Мне всегда говорили: «Саша, вдох-выдох и поехали». В общем, это интересный опыт.

Олег Моторин, 1966 г. р. Психолог

Скрипка, на которой я учился играть, летом была спрятана под кровать, чтобы не заниматься. Она, кстати, трофейная: ей примерно 95 лет, её привезли из Германии. И для меня это очень важно. Ещё у меня есть мандолина, которой 110 лет. И звук у неё до сих пор неплохой.

Тимур Сейфетдинов, 1989 г. р. Юрист

В детстве я занимался спортом. А изначально ходил в общеобразовательную школу с музыкально-эстетическим уклоном. У меня был соответствующий класс, поэтому отдельно в музыкалку я не ходил.

Мы с родителями часто ездили в поездки, где ночевали в палатках под открытым небом в лагере. У нас там были знакомые, которые играли на гитаре. Мне в какой-то момент захотелось тоже этому научиться.

Я попросил отвести меня в музыкальную школу. Но продержался там буквально несколько занятий. Потому что понял, что это не моё, что я не могу там учиться.


Фокус-группа

participant

Олег Моторин

Психолог, 58 лет

Скрипка, на которой я учился играть, летом была спрятана под кровать, чтобы не заниматься. Она, кстати, трофейная: ей примерно 95 лет, её привезли из Германии. И для меня это очень важно. Ещё у меня есть мандолина, которой 110 лет. И звук у неё до сих пор неплохой.

participant

Дмитрий Щербаков

Психотерапевт, 59 лет

Я играл на контрабасе. К сожалению, это была тюрьма. Я учился на улице Балчуг в центре Москвы. Занятия у нас происходили в полуподвальном помещении: мрачном, тоскливом, окрашенном в какую-то зелёную краску. Я любил играть на контрабасе. Но всё остальное мне было совершенно непонятно и крайне не нравилось. Про сольфеджио я вообще не понимал, что это такое и как происходит. Какой-то хор и всё. Мне это было чуждо. И через полгода я просто сбежал из этой школы. У нас образование направлено на то, чтобы сделать приемлемого для общества человека. А для этого его нужно буквально творчески оскопить и не дать ему возможность развиться как креативной личности. Вместо этого в него пытаются напихать определённое количество знаний и сделать его удобным. Но человека нужно творчески развивать, чтобы он не был агрессивным и чувствовал себя комфортно. И для этого самым подходящим методом является творчество: музыкальные занятия, танец, пение, живопись.

participant

Александра Егорова

Студентка 4-го курса, 21 год

Одна из моих близких подруг пела и играла на фортепиано. Поскольку я с ней знакома достаточно давно, с начальной школы, то проследила весь путь, который она прошла вместе с музыкальной школой. Знаю точно, что у неё были моменты отрицания, особенно в подростковом возрасте. В это время, мне кажется, практически всем хочется всё бросить. Но она умничка: взяла себя в руки и закончила. Причём с хорошими оценками и показателями. Поэтому у меня есть пример человека, который в целом остался доволен полученным опытом. Она до сих пор отзывается об этом как о хорошем моменте в своей жизни. Но я знаю, что есть те, кто отучился в музыкалке и ужасно ненавидят всё это. По отзывам я понимаю, что есть проблема с преподавателями. Потому что учёба в музыкалке — это дисциплина, строгость. И не все преподаватели обращаются с детьми хорошо, особенно по фортепиано. Я знаю истории, когда для того, чтобы научить правильно держать пальцы, детей бьют по рукам. Это очень жестоко.

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Оцените материал

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!