Любовь Беляева, 1974 г. р. Психолог
Я обязательно читаю один рассказ либо определенный объём текста художественной литературы в неделю. Это как сформированный навык. Я люблю читать. Но в силу уже появившегося большого разнообразия источников, считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы получать информацию не только из книг.
У нас есть выбор. Где-то это видео, которое даёт максимально сжатую информацию. Где-то это аудиокниги, что тоже может облегчить получение каких-то знаний. Но что даёт чтение? И почему его полезно сохранять в своём ассортименте?
Я читаю, потому что это поддерживает художественный язык в активном состоянии. Я про умение выражать свои мысли, выстраивать причинно-следственные связи, обосновывать свою позицию.
Оно позволяет сохранять язык в работоспособном формате. Потому что очень быстро уходит навык формулировать мысли, навык образности языка. А это необходимо. Поэтому я читаю регулярно и люблю это делать.
Ребёнок формируется в той среде, которая его окружает. Если он ни разу не видел читающего родителя, а единственная книжка в доме — это когда-то подаренная «Книга о вкусной и здоровой пище», лежащая сверху, как семейное наследство, то его будет очень трудно убедить, что это необходимо делать и что это полезно. Это раз.
А второе — это начинать с произведения, по поводу которого создана легенда, либо есть какие-то зацепки. То есть мы посмотрим, например, какой-нибудь фильм, а потом говорим, что есть ещё книга, а там сюжет совершенно другой.
Важно, конечно, чтобы это был не Дюма вот такой толщины, иначе ребёнок сразу откажется читать. Вместо этого стоит выбрать что-то более лёгкое и менее затейливое. И путём экспериментов стоит всё-таки пробовать.
И ещё важно не осуждать нынешних детей за то, что часть литературы вызывает отторжение и что она очень сложна для усвоения. У нас меняется темп жизни, темп мышления и язык. Неподготовленному читателю пытаются донести идеи прекрасных писателей восемнадцатого века.
А он не может, потому что не понимает половину из того, что там происходит. Поэтому нужно прививать любовь и интерес через более доступные способы, через более доступные подходы. Здорово, если ребёнок с детства вместе с вами читал. Здорово, если он начал постепенно в это включаться.
Если в 12 лет ребёнок вообще не читает, необходимо двигаться с обратной стороны. То есть с текстов, со стилей речи, с сюжетов, которые более близки и понятны. И тогда он со временем сможет уйти в более сложные, более глубокие и менее привычные стили.
Руслан Рахимов, 2014 г. р. Ученик 3-го класса
Я люблю читать книги, которые мне интересны, а так не очень. В школе читаю «Денискины рассказы», а так про футбол читаю.
Василий Мордвинов, 1931 г. р. Экскурсовод
Сейчас я стал реже читать. По разным причинам, в том числе и из-за глаз. Чаще всего мне нравилась историческая литература. Например, Пикуль со всеми его произведениями.
Но заставлять читать противопоказано. Как правило, в детском возрасте это вызывает большое сопротивление. А вот как заинтересовать — это тонкий вопрос. Можно подсунуть такую книжку, чтобы ребёнок зацепился за неё. Но как это сделать, родителям стоит отдельно подумать.
Тимур Рахимов, 2010 г. р. Ученик 7-го класса
Мне многие книги нравятся. Одна из них — это серия «Часодеи». У той же писательницы люблю и другие. Читать — это хорошо. Даже в малых количествах. Хоть даже и комикс, хоть журнальчик, хоть буклетик.
Андрей Михайлов, 1960 г. р. Доктор исторических наук
Я знаю, что среди моих студентов очень много читающих ребят. Часто можно видеть их с книгой в руках. Но к этому надо, конечно, именно приучать.
Мне хотелось бы, чтобы современная молодёжь читала больше. Значительно больше. Надо читать дома. Скажем, мне мой папа читал вслух. Я пытаюсь читать своему сыну.
Что касается кино… Зачастую фильмы несут очень хорошую смысловую нагрузку. Но, на мой взгляд, тут есть одна очень серьёзная проблема. Правда, я не психолог, и, может быть, не мне об этом судить.
Когда человек читает книгу, то сам конструирует образ. Перед ним на бумаге буковки, слова, а картинки на их основе он создаёт самостоятельно. Там может быть иллюстрация, но её может и не быть.
Алиса в «Стране чудес» говорила: «Кому нужны книжки без картинок?». Но бывают издания без иллюстраций. И образ человек конструирует сам. А в комиксе, в фильме, в компьютерной игре ему дают уже готовую картинку. Ему не надо думать. Аудиокнига здесь где-то посередине.
Так что я думаю, что умение создавать образ необходимо развивать у ребёнка не только в художественном творчестве. Это нужно и в науке, потому что это тоже про создание образа. Конечно, читать нужно учиться.
Хотя я понимаю, что современным детям очень трудно это делать. Я это вижу и по своему сыну, и по студентам, и по школьникам. Дело педагогов — учить и знакомить. А дальше многое зависит от родителей.
Все мы знаем это чувство, когда прочитаешь книгу, потом смотришь по ней кино и понимаешь, что ты не так себе всё это представлял. Чичиков не такой. Собакевич не такой. Потому что мы научились сами конструировать образы.
Евгения Агафонова, 1990 г. р. Журналист
Я очень люблю читать. Причём мама рассказывает, что, когда я была маленькая, сама пришла с книжкой и сказала: «Давай рассказывай, что с этим нужно делать?».
Я очень хорошо отношусь к чтению и очень долго привыкала к аудиокнигам. Мне казалось, что это вообще не то. Что информация совсем не усваивается.
Потом я привыкла слушать их за рулём. Понимаю, что концентрируюсь на дороге, при этом звук перестаёт у меня быть фоновым. То есть постепенно я приучилась.
Сейчас читаю и художку, и что-то полезное либо для жизни, либо для профессии. Я очень люблю книжки по сценариям читать, по психологии. Кайф. Какую-то классику могу перечитывать. Не могу сказать, что прям глотаю книги одну за другой. Но если я еду в метро, я почитаю книжку.