Как приучить ребенка к чтению

Как влюбить ребенка в чтение и почему это нужно?

Как приучить ребенка к чтению

Как приучить ребенка к чтению? Можно ли заменить книгу мультфильмом или кино, да и зачем вообще нам читать? Присоединяйтесь к Диалогу действительного члена Международной Академии Русской Словесности Андрея Матвеева-Доброноса и заместителя директора по учебной работе "РЦШО Завидово" Елены Балановской.

video

Временные метки

Зачем нужно читать?

Навык осознанного чтения

Для чего нужна художественная литература

Переживаем опыт героев книг

Из прочитанного делаем выводы

Заинтересованность родителей и ребенка

Чтение ребенку вслух

Как побудить ребенка читать?

Book Look или книжный натюрморт

Заставлять или не заставлять читать?

Книга или гаджет?

О дислексии

Детская и подростковая литература

Чтение избавляет от стресса

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Как приучить ребенка к чтению

Как влюбить ребенка в чтение и почему это нужно?

participant

Елена Балановская

Заместитель директора ГБОУ "РЦШО Завидово", 50 лет

Как приучить ребенка к чтению

Как влюбить ребенка в чтение и почему это нужно?

participant

Андрей Матвеев-Добронос

Поэт, 53 года

что думают дети

Комментарии детей

video

Как влюбить ребенка в чтение и почему это нужно?

Мнения

Взгляды людей разных поколений

Какие книги читали в детстве

Какие книги вы читали в детстве? А какие читает ваш ребенок? Как сделать чтение привычкой? Послушайте Мнения наших героев.

Бумажная книга или электронная

Книги бывают разными. Бумажными, электронными, аудио. Выбирай любую – главное, читай! А как этому научить? Послушайте Мнения наших героев.

Как заставить тебя читать?

Какие есть способы усадить ребенка за книгу? Можно ли с ним договориться и как это сделать правильно? Послушайте Мнения детей.

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Как приучить ребенка к чтению

Как приучить ребенка к чтению? Можно ли заменить книгу мультфильмом или кино, да и зачем вообще нам читать? Присоединяйтесь к Диалогу действительного члена Международной Академии Русской Словесности Андрея Матвеева-Доброноса и заместителя директора по учебной работе "РЦШО Завидово" Елены Балановской.

participant

Андрей Матвеев-Добронос

Поэт, 53 года

participant

Елена Балановская

Заместитель директора ГБОУ "РЦШО Завидово", 50 лет

00:46:20

Статья

Диалог в текстовом формате

Как приучить ребенка к чтению


Елена Балановская

Первый вопрос: кто читатель? Читатель — ребёнок. Второй вопрос: зачем сегодня, в век технологий, вообще читать? Ведь есть огромное количество разных источников, откуда можно получить информацию.

Если нам действительно хочется сформировать ребёнка-читателя и мы понимаем ответ на второй вопрос, то третий будет звучать так: что можно сделать, чтобы наше чадо проводило время с книгой?

Андрей Матвеев-Добронос

Читать нужно для того, чтобы узнавать что-то, разбираться в том, что ты прочёл. Это должно быть что-то нужное, доброе, полезное, умное, созидательное. Чтобы оставить это в себе и потом пользоваться.

То есть не просто прочесть что-то ради галочки. Нет. Читать надо для того, чтобы потом использовать эти знания в жизни. У нас изначально такой подход, что мы не праздные читатели. Мы не открываем книгу, только чтобы занять время или в лучшем случае развлечься.

Такое можно иногда себе позволить где-нибудь в поезде, когда нечего читать, и отвлечься на какой-нибудь детективчик или анекдотики. Но это скорее в качестве исключения. А на самом деле чтение — это для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, сведениями и информацией для размышления.

Потому что просто прочитать — мало. Надо постараться вникнуть в текст и потом как-то в себе его перемолоть. Прочувствовать, какие он у тебя вызывает эмоции и ощущения. Можешь ли ты сопоставить себя с тем, что прочёл?

Потому что читаю я, допустим, «Квентина Дорварда». И понимаю, что на роль рыцаря подхожу мало. Или читаю о святом каком-нибудь, который совершил духовный подвиг. Думаю, а что я? Я кто такой вообще? Где я вообще?

Меня нет просто. И у меня пропадает повод для гордости, завышенного самомнения какого-то или чего-то ещё. Вот это, мне кажется, очень полезно.

Елена Балановская

Можно ли назвать читателем ребёнка, который просто знаком с буквами, соединяет их в слоги, а потом в слова? Допустим, когда идёт с мамой по городу, находит вывески и радуется, что у него получается их прочитать. Он шевелит губами, пытается их понять. Но ответ будет отрицательным. Потому что он ещё не читатель.

Ребёнок должен сформировать читательский навык — осознанное чтение. Как мы определяем, что он у него появился? Есть три основных параметра: беглость, способ чтения и понимание содержания. То есть ребёнок может объяснить, о чём он только что прочитал.

Но даже в этом случае я не могу сказать, что он читатель. Потому что считаю, что ребёнок становится читателем тогда, когда начинает получать удовольствие от процесса, когда испытывает состояние, которое я называю бабочками в животе.

Плюс важно, чтобы он читал не просто какие-то статьи и журналы, а именно художественную книгу. Потому что это дорога, которую нужно пройти от начала и до конца. А с удовольствием — это про бабочек, когда ребёнок проявляет какую-то инициативу, возвращается к истории снова и снова.


Интересный факт

Домашние библиотеки есть в 69% российских семей.


Сделать правильный выбор

Андрей Матвеев-Добронос

В этом отношении важен принцип правильного выбора того, что ты будешь читать. Потому что литература — это часть искусства. А оно особым образом воздействует на наше сознание и подсознание. Это то, что запечатлевается в нас.

Важно

Книга оставляет печать в нашей памяти и в нашем сердце. И очень важно, что это будет за печать.

Потому что печать бывает хорошая. А бывает такое, что увидишь какую-нибудь гадость, и она с тобой ещё долго будет жить. И хорошо, если ты понимаешь, что это гадость. А бывает ведь, что прочёл какую-то вещь, но не распознал, что это что-то дурное. И она будет влиять на твой образ жизни, на образ мысли и так далее.

Поэтому очень важно, конечно, советоваться с людьми, которым ты доверяешь. Спрашивать, что они думают по поводу той или иной книги. Интересоваться их рекомендациями. Уточнять, почему стоит прочитать именно это. Мне кажется, так правильно.

Елена Балановская

Марина Аромштам — потрясающая писательница, журналистка, учительница начальных классов. Она своим ученикам — третьеклассникам, если я не ошибаюсь — задала вопрос: а зачем нужно читать? Сначала они ответили, что люди читают для того, чтобы много знать. Но это точно не так.

Потому что у нас есть возможность получать информацию из разных источников: можно смотреть научно-популярные фильмы, можно слушать аудиокниги и подкасты. То есть необязательно знания мы получаем только из книг.

Второй ответ был, что люди читают, чтобы стать умными. Это одновременно и так, и не так. Чтобы кто-то стал умным, у него должны сформироваться познавательные навыки. Нужны предпосылки, чтобы обучение было в радость. Мы стараемся развивать внимание, сосредотачиваться. Когда мы читаем, работает память, мышление, воображение. Мы строим собственные образы.

А вот третий ответ уже был ближе к правильному. Дети сказали, что мы проживаем опыт тех героев, о которых читаем. «Опыт» здесь ключевое слово. Они однозначно не могут получить в жизни то, что испытывают во время чтения. Ради этого опыта, этих эмоций мы, собственно, и учим детей читать художественную литературу.


Интересный факт

При выборе книг 45% российских подростков прислушиваются к мнению родителей, 42% — друзей.


Что читали в детстве?

Андрей Матвеев-Добронос

Важно

У меня было сложное детство. В 5 лет я очень тяжело заболел. Где-то до 8 лет продолжалась активная фаза лечения. Книги — это то, что всегда было рядом со мной в то время.

Я помню отдельные названия каких-то произведений, которые тогда читал. Была книга, которая называлась «Пингвинёнок Пиня». Ещё одна называлась «Петька-микроб». Вот они мне запомнились из детства.

У меня всегда было ощущение, что из книг надо делать выводы. Если ты что-то прочитал, но ничего в тебе не осталось и не поменялось, то это пустое. Это времяпрепровождение, которого, на самом деле, лучше избегать.

Потому что время нашей жизни ограничено, понятно, никто из нас не знает, что с ним будет завтра. Я уже не говорю про более продолжительные перспективы. Поэтому как можно раньше в человеке надо прививать заботу о правильности проведения времени.

Елена Балановская

Я сразу была читателем. Даже ещё в школу не пошла, когда научилась читать. Не знаю, как так получилось, не помню этого момента. Но знаю, что стала читателем и сразу начала писать, это произошло параллельно. Сначала я просто писала печатными буквами.

Помню даже, что пыталась какие-то тексты песен записывать: «Крылатые качели», какие-то композиции из советских фильмов, которые мне нравились. У меня был свой блокнот, куда я записывала эти песни. Потому что мне просто так хотелось.

Я очень хорошо помню свою первую книгу. Это был «Аленький цветочек». Там есть фрагмент, когда главная героиня упала в обморок. Я не понимала, что значит выражение «упала в обморок». Думала, это какая-то яма глубокая. Я пыталась это явление для себя понять. Таким вот образом я и запомнила свою первую книгу.



Интересный факт

«Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги».

Жан-Жак Руссо


Побудить читать

Андрей Матвеев-Добронос

Вот, например, Артур Конан Дойл — у него какая была семья? Отец был несостоявшимся художником. И самым большим удовольствием для мальчика в этой неблагополучной семье было вечернее чтение романов его матери.

Они садились, она ему читала, он всё это внимательно слушал. Потом они вместе могли это обсуждать, и ему было хорошо. Очень важно, чтобы от чтения были приятные эмоции, чтобы это осталось добрым впечатлением на всю жизнь.

Поэтому, когда в дальнейшем у него не заладилось с медициной, он вспомнил, что когда-то читал с матерью и ему было хорошо. Поэтому он решил к этому вернуться и уже сам увлёкся написанием. Так что чтение должно ассоциироваться с чем-то хорошим, а не с палкой.

Елена Балановская

Важно

Технологии шагают вперёд. У детей есть гаджеты, которыми они могут себя занять, когда становится скучно. Ребёнок достаёт телефон и имеет на это полное право. Потому что он хочет, чтобы было интересно.


Дети всё ещё читают. Но сравнивать процент читающих ребят сегодня с тем, что было раньше, я бы не стала. Скажу так: что раньше, что теперь в том, становятся ли дети читателями или нет, «виноваты» родители. Здесь напрашивается это слово, хотя оно не очень подходит. То есть дети становятся читателями тогда, когда родители не оставляют их наедине с книгой.

Большая часть детей нуждается в том, чтобы взрослые сопровождали их в этом процессе. Очень многие исследователи и педагоги об этом говорят, я тут не первооткрыватель. Но в своё время я это очень чётко осознала и даже провела исследование, читают ли родители своим детям.

Я задавала ребёнку простой вопрос: читают ли тебе родители? Поток опрашиваемых был большой, эксперимент длился шесть лет. Поскольку я — учитель начальных классов, то и взаимодействовала с детьми этого возраста. Мне нужно было понимать, как меняется отношение их родителей к процессу чтения.

Я спрашивала ребёнка, какую последнюю книгу ему читали? Вчера или неделю назад. И дети отвечали, что им не читают. На вопрос, почему так, они говорили, что родители считают, что ребёнок уже большой и умеет читать сам.

Понятие «умею читать» для этих родителей значит, что ребёнок может складывать буквы в слова. Поэтому они так отвечали. Они думают, что дети становятся читателями тогда, когда начинают складывать символы в слова. Но, как я уже сказала раньше, этого недостаточно, чтобы быть читателем.

Андрей Матвеев-Добронос

Какой здесь есть выход? Ребёнка надо увлечь, заинтересовать. Важно, чтобы это стало общим делом. Стоит спросить: «Сынок, что ты читал в последнее время?». Если ничего, то можно побудить его к тому, чтобы всё-таки что-то прочитать. И потом обязательно это обсудить.

Не должно быть такого: «Иди, полчаса почитай, а я сейчас блинчики пожарю. Не мешай мне». Даже если так, обязательно потом надо спросить ребёнка, а что он прочёл? Как он это понял? Понравилось ли ему? То есть пообщаться, чтобы ребёнок чувствовал интерес к тому, что наполняет его внутренний мир.

Важно

Большая часть проблем подростков основывается на том, что они уверены, что никому не интересны и не нужны. Что никто не проявляет настоящей заботы о том, что наполняет их внутренний мир. Поэтому над чтением должна идти именно совместная с родителями работа.

Елена Балановская

Одно из главных правил для взрослых — нельзя оставлять ребёнка наедине с книгой, нужно его сопровождать в этом. Нужно продолжать читать ребёнку, несмотря на то, что он освоил навык осознанного чтения.

Потому что во время чтения происходит эмоциональный контакт родителей с детьми. Он необходим взрослому, чтобы наблюдать, как ребёнок ведёт себя в этот момент. Какая у него поза, как его глаза фиксируются на сюжете, насколько эмоционально он реагирует на события в книге.

Важно

Ребёнок сам ещё не готов справиться с таким объемом текста, чтобы полюбить этот процесс. Но постепенно он станет читателем, если родитель будет его сопровождать.


Есть такой потрясающий Даниэль Пеннак, он написал произведение, которое нужно прочитать каждому родителю. Называется оно «Как роман». Там он сформулировал 10 правил — такую своеобразную декларацию прав читателя. Они говорят о том, как ребёнок может себя вести по отношению к чтению.

Моё самое любимое правило — не обсуждать прочитанное. Не надо ребёнку задавать вопросы, какая главная мысль, какие там герои, как они взаимодействуют между собой. Здесь очень важно дать ребёнку такую паузу, чтобы он выразил это скорее невербально. И научиться отслеживать эти сигналы.

Можно прокомментировать свои чувства по поводу какой-то ситуации из книги, как я это делала со своими детьми. Выразить свои эмоции по поводу сюжета. Если родитель расплакался в какой-то момент, стоит объяснить ребёнку причину. То есть можно обсуждать свои чувства, но не надо задавать вопросы по содержанию книги.



Интересный факт

У 11% россиян нет дома книг.


Договориться с ребёнком

Елена Балановская

У ребёнка есть врождённый интерес, это касается любых детей. Но некоторые ребята, которые ещё только-только начинают становиться читателями, могут потерять его, если их заставляют. Если им говорят: «Иди, почитай. Через 10 страниц ты получишь обратно свой гаджет».

Так делать нельзя. Это всё равно, что, простите за сравнение, подсыпать своему ребёнку яд в пищу. Но это тоже можно исправить, если регулярно организовывать совместные чтения. Ещё у меня, например, есть собственный лайфхак, который я как-то придумала на ходу.

Я принесла книгу в класс и подумала, как сделать так, чтобы дети не просто её слушали, а вовлекались. И я закрыла обложку, чтобы они не видели, что читают. Плюс я добавила такие правила, что они эту книгу нигде не ищут и сами не читают. А если она у меня остаётся на столе, то они не подсматривают.

У них была определённая задача — просто слушать. Плюс они могли рисовать сюжет. В итоге в ходе этого эксперимента через какое-то время дети начали подходить и тихонечко на ушко мне говорить, что по героям поняли, какая это книга, но они никому не скажут.

Они находили эту книгу в домашней библиотеке и читали её, потому что им очень хотелось узнать, чем всё закончится. Одна девочка подошла и сказала, что попросила маму купить эту книгу и тоже сама прочитала её. И так несколько детей мне на ушко сказали, что они уже ознакомились с произведением.

В итоге мы потом эту книгу передавали друг другу. А закончилось тем, что ребята придумали интересный арт-объект, который назвали «Буклук». Дети создавали по сюжету книжный натюрморт, который наполняли рисунками героев.

Они создавали определённую атмосферу с помощью элементов, которые встречались в книге. У каждого был свой «Буклук». И такой книжный натюрморт можно сделать по любому произведению. Родители дома тоже могут организовать подобный длительный процесс чтения.

Этот книжный натюрморт будет наполняться в процессе чтения ребёнку. Будут появляться декорации, персонажи, нарисованные рукой или созданные из каких-то предметов. Всё это фиксируется в финале, когда книга уже прочитана. Это такой якорь и символ того, что мы завершили чтение. Это вызывает очень яркий эмоциональный отклик.

Андрей Матвеев-Добронос

Приучать ребёнка с ранних лет к коммерческим отношением с жизнью не стоит. Типа сделай что-то и получишь за это деньги. Это неверно. Всё-таки на этих коммерческих отношениях жизнь полностью не построишь.

Иначе из неё уйдёт что-то гораздо более важное и глубинное. Останется только верхушка: за 2 копейки половину мороженого, а за 4 — целое. Произойдёт какое-то обеднение.

Что касается заставлять или не заставлять. Дело в том, что по своей природе человек изначально внутренне свободен. Таким его сделал Бог. Нам дарована величайшая возможность быть внутренне свободными.

Понятно, что до какого-то момента эту свободу надо направлять. Иначе она неизвестно куда вас вынесет. Но сам по себе принцип, что ты должен что-то сделать, потому что тебя заставили, будет вызывать внутренний протест.

Важно

Ребёнок спросит, почему он должен что-то читать? Особенно, если мы сами не уделяем этому время, потому что зарабатываем деньги. Если родители живут без чтения, ребёнок решит, что и он тоже так может.

Вообще позиция «сделай то, чего не делаю я» изначально слабая. Она проигрышная. У тебя самого недостаточно мотивации, чтобы ребёнка убедить, что это надо сделать.

Елена Балановская

Ребёнку и подростку очень важно вовремя встретиться с определённой книгой. Есть такие произведения, которые могут потом появиться в его жизни, но он уже не погрузится и не познакомится с ними в такой мере, как в тот период, когда они были ему нужны. Эти книги формируют базовую систему ценностей, ребёнок через ненавязчивые примеры понимает, что хорошо, а что плохо.


Интересный факт

«Любая книга, которая помогает ребёнку сформировать привычку к чтению, сделать чтение одной из его потребностей, хороша для него».

Майя Энджелоу


Электронная, аудио или бумажная?

Андрей Матвеев-Добронос

Книга, в отличие от гаджета, живая. Она материальна. А гаджет что? Электричество отрубят, батарейка сядет, и у тебя ничего нет на руках. А книга — это то, к чему ты прикасался лично и к чему прикасались твои родители, братья и сёстры, где остались твои пометки.

Или ты с братом подрался, вырвал страницу. И у тебя останется зарубка, что ты нехорошо себя повёл с родным человеком. Поэтому книга — всё-таки нечто живое. Это во-первых.

Во-вторых, это именно что-то материальное. Гаджет — это замечательно. Он мигает, летает, кряхтит, взрывается. Это дарит яркие впечатления. Но в этом, мне кажется, заключается также большой минус.

Когда ты читаешь текст, у тебя включается воображение. В голове начинает что-то работать. Ты можешь представить себе героя тем или иным, додумать его историю.

Важно

В кино или мультиках уже всё показано. Там нечего додумывать. Тебе просто дают жвачку: прожуй и проглоти. Всё. Получается, что за тебя сделали самую главную работу. А тебе остался только жмых от сока.

Гаджеты, конечно, во многом удобнее. Особенно для взрослых. Это практичнее, где-то легче и удобнее. Можно в поисковике найти какие-то фразы, которые тебе нужны. Но это именно с практической точки зрения. А с точки зрения формирования личности, мне кажется, что книга всё-таки незаменима.

Елена Балановская

Хотела бы привести пример детей, у которых есть не нарушение, а особенность, назовём это так. Я говорю про дислексию — неспособность охватить большой объем текста. Но это не значит, что этому ребёнку не суждено познакомиться с детской литературой.

Здесь у меня есть собственный опыт, потому что мой второй ребёнок как раз такой. И я нашла способ увлечь её чтением. Сначала читала вслух. Потом добавляла фильм: того же Жюль Верна если взять. Дальше — аудиокнигу и поход в театр. В обратную сторону тоже можно. Но мне кажется, что первично должно сформироваться само явление, то есть ребёнок должен сначала стать читателем.


Интересный факт

«Не бывает детей, которые ненавидят читать. Есть только дети, которые не нашли нужную книгу».

Фрэнк Серафини


Школьная программа

Андрей Матвеев-Добронос

У меня один знакомый мальчик, сын подруги моей матери, будучи маленьким, как-то сказал: «Мама, как хорошо, что Пушкин так рано умер. Посмотри, сколько нам ещё пришлось бы учить, если бы он дальше жил».

Важно

Мы наседаем на детей. Всё, что навязывается, всё, что тебя заставляют делать, что ломает твою волю или оказывает на неё давление, — всё это в конечном итоге, скорее всего, окажется бесполезным и вредным.

Елена Балановская

У меня со старшей дочерью такой опыт: мы с ней параллельно читали одну книгу. И до сих пор так делаем, хотя сейчас она уже взрослая. Детскую и подростковую литературу нужно читать и взрослому, чтобы было общее поле общения, общий интерес. Чтобы можно было обсуждать это со своим ребёнком.

Какой-то список конкретных рекомендаций я вряд ли приведу. Но один из приёмов — это читать параллельно вместе с ребёнком. Он читает, и вы, как родитель, тоже.

Андрей Матвеев-Добронос

Мне кажется, не в количестве дело, а в качестве. Я знал людей, которые очень много читали, просто запоем, в прямом смысле не выходили из библиотеки. Когда они брали какие-то книги, я раскрывал рот: как такой объём вообще можно осилить? Я просто не представлял.

Люди это всё проглатывали, получали какое-то удовольствие. Но я не видел, чтобы это как-то глобально отражалось на их личности. И наоборот, совсем мало читающим людям это тоже, наверное, всё-таки в плюс не идёт.

Если ты читаешь, вдумываясь в смысл текста, то в тебе происходит какая-то внутренняя обработка полученной информации. Мне кажется, такое чтение будет полезно при любых объёмах, даже если ты читаешь мало.

Должна быть развита какая-то внутренняя внимательность. И, кстати, это касается не только книг, а вообще всего, что мы видим вокруг себя. Вот подошёл человек, а ты анализируешь, как и что именно он говорит. Это способность схватывать и выделять что-то из того, что ты видишь и слышишь.


Интересный факт

Российские подростки от 14 до 17 лет чаще читают фантастику и фэнтези (64%), а также любовные романы (71%).


Экранизации

Андрей Матвеев-Добронос

Мне кажется, можно экранизировать книги. Вопрос только в том, насколько талантливо и деликатно это будет сделано. Например, есть песня Софии Ротару на стихи Рубцова. Но вряд ли она пробудит интерес к поэзии. Мне так кажется.

Есть сериал «Идиот» с Мироновым. О нём были разные отзывы. Но у меня только самое положительное впечатление осталось. В прямом смысле этого слова на первых аккордах Корнелюка я открывал рот и закрывал, только когда серия заканчивалась.

Мне это было очень интересно. Нравилось, как всё было подано и сделано. Мне это было близко и интересно. Но скажу по секрету. Я после этого всё равно не обратился к тексту Достоевского. Зато я вполне удовлетворился вот этим его прочтением.

Может быть, с одной стороны, это и плохо. Ведь если кино сделано настолько качественно, то после него уже нет желания обратиться к первоисточнику. Но с другой стороны, я думаю, что всё то, что было заложено автором, можно в какой-то степени получить и через талантливую экранизацию.


Интересный факт

«Хорошо делаешь, если читаешь книги. Привыкай читать. Со временем ты эту привычку оценишь».

Антон Чехов


Чему учит книга?


Елена Балановская

Я опять же в каком-то исследовании прочитала, что 6 минут чтения в день снижают уровень кортизола. Это помогает справляться со стрессом даже лучше, чем ходьба. Но здесь вопрос в том, а какая это книга?

Важно

Для этого нужна именно художественная литература. Это как история, в которую я возвращаюсь и нахожусь там какое-то время. Достаточно 6 минут в день, чтобы благодаря этому уровень кортизола упал.


Чтение нужно, чтобы жить в какой-то параллельной реальности. Чтобы испытывать тот спектр чувств, которые мы, может быть, не получаем в реальной жизни. Художественные книги нужно читать не для профессии, а для себя, чтобы делать жизнь более насыщенной, яркой, эмоциональной.

Андрей Матвеев-Добронос

Любое прямое назидание может быть просто отвергнуто: будь хорошим, поступай правильно, ешь только одно мороженое и только после обеда. Мы так устроены, что у нас есть чувство протеста против такого прямого воздействия, пусть даже положительного.

Христос говорил притчами, чтобы людям была более понятна суть его проповедей. По большому счёту художественная литература — это тоже возможность говорить притчами. Чем более яркими будут использованные образы, чем более талантливо они будут поданы, тем больше будет положительный эффект.

Но должна ли в целом литература воспитывать и образовывать? Оба этих процесса — это по сути одно и то же. Потому что образовывать — это развивать в человеке образ Божий, по которому ты создан. И воспитание — важнейшая часть этого процесса.

Поэтому литература должна человека образовывать, облагораживать, давать хорошие примеры. Допустим, наши благочестивые предки до революции что читали? Евангелие, Псалтирь, Жития святых.

А святые — это кто? Это точно такие же люди, которые жили где-то, точно так же имели от Бога дар свободной воли. Но они его использовали не на то, чтобы просто дни свои прокашлять и гудбай, как пел Харатьян.

Эти люди использовали этот дар, чтобы максимально приблизиться к Богу, развить в себе его образ, по которому они созданы. И поэтому они стали святыми. Они являли собой примеры праведной святой жизни. А дальше люди сами выбирали, нужно ли этому следовать.

И, наоборот, литература, которая призывает к чему-то другому, которая даёт примеры иного поведения, например, «Унесённые ветром». Чем всё заканчивается? Я буду лгать, воровать, убивать, но больше никогда не буду голодать.

Мне кажется, во многом это сформировало образ мышления современной западной цивилизации. Где на первом месте идёт что-то животное и плотское, а не ценности более высокого порядка. Поэтому очень важно, что заложено автором в его литературу. И насколько талантливо он сумел это преподнести читателю.


Мнения

Любовь Беляева, 1974 г. р. Психолог

Я обязательно читаю один рассказ либо определенный объём текста художественной литературы в неделю. Это как сформированный навык. Я люблю читать. Но в силу уже появившегося большого разнообразия источников, считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы получать информацию не только из книг.

У нас есть выбор. Где-то это видео, которое даёт максимально сжатую информацию. Где-то это аудиокниги, что тоже может облегчить получение каких-то знаний. Но что даёт чтение? И почему его полезно сохранять в своём ассортименте?

Я читаю, потому что это поддерживает художественный язык в активном состоянии. Я про умение выражать свои мысли, выстраивать причинно-следственные связи, обосновывать свою позицию.

Оно позволяет сохранять язык в работоспособном формате. Потому что очень быстро уходит навык формулировать мысли, навык образности языка. А это необходимо. Поэтому я читаю регулярно и люблю это делать.

Ребёнок формируется в той среде, которая его окружает. Если он ни разу не видел читающего родителя, а единственная книжка в доме — это когда-то подаренная «Книга о вкусной и здоровой пище», лежащая сверху, как семейное наследство, то его будет очень трудно убедить, что это необходимо делать и что это полезно. Это раз.

А второе — это начинать с произведения, по поводу которого создана легенда, либо есть какие-то зацепки. То есть мы посмотрим, например, какой-нибудь фильм, а потом говорим, что есть ещё книга, а там сюжет совершенно другой.

Важно, конечно, чтобы это был не Дюма вот такой толщины, иначе ребёнок сразу откажется читать. Вместо этого стоит выбрать что-то более лёгкое и менее затейливое. И путём экспериментов стоит всё-таки пробовать.

И ещё важно не осуждать нынешних детей за то, что часть литературы вызывает отторжение и что она очень сложна для усвоения. У нас меняется темп жизни, темп мышления и язык. Неподготовленному читателю пытаются донести идеи прекрасных писателей восемнадцатого века.

А он не может, потому что не понимает половину из того, что там происходит. Поэтому нужно прививать любовь и интерес через более доступные способы, через более доступные подходы. Здорово, если ребёнок с детства вместе с вами читал. Здорово, если он начал постепенно в это включаться.

Если в 12 лет ребёнок вообще не читает, необходимо двигаться с обратной стороны. То есть с текстов, со стилей речи, с сюжетов, которые более близки и понятны. И тогда он со временем сможет уйти в более сложные, более глубокие и менее привычные стили.

Руслан Рахимов, 2014 г. р. Ученик 3-го класса

Я люблю читать книги, которые мне интересны, а так не очень. В школе читаю «Денискины рассказы», а так про футбол читаю.

Василий Мордвинов, 1931 г. р. Экскурсовод

Сейчас я стал реже читать. По разным причинам, в том числе и из-за глаз. Чаще всего мне нравилась историческая литература. Например, Пикуль со всеми его произведениями.

Но заставлять читать противопоказано. Как правило, в детском возрасте это вызывает большое сопротивление. А вот как заинтересовать — это тонкий вопрос. Можно подсунуть такую книжку, чтобы ребёнок зацепился за неё. Но как это сделать, родителям стоит отдельно подумать.

Тимур Рахимов, 2010 г. р. Ученик 7-го класса

Мне многие книги нравятся. Одна из них — это серия «Часодеи». У той же писательницы люблю и другие. Читать — это хорошо. Даже в малых количествах. Хоть даже и комикс, хоть журнальчик, хоть буклетик.

Андрей Михайлов, 1960 г. р. Доктор исторических наук

Я знаю, что среди моих студентов очень много читающих ребят. Часто можно видеть их с книгой в руках. Но к этому надо, конечно, именно приучать.

Мне хотелось бы, чтобы современная молодёжь читала больше. Значительно больше. Надо читать дома. Скажем, мне мой папа читал вслух. Я пытаюсь читать своему сыну.

Что касается кино… Зачастую фильмы несут очень хорошую смысловую нагрузку. Но, на мой взгляд, тут есть одна очень серьёзная проблема. Правда, я не психолог, и, может быть, не мне об этом судить.

Когда человек читает книгу, то сам конструирует образ. Перед ним на бумаге буковки, слова, а картинки на их основе он создаёт самостоятельно. Там может быть иллюстрация, но её может и не быть.

Алиса в «Стране чудес» говорила: «Кому нужны книжки без картинок?». Но бывают издания без иллюстраций. И образ человек конструирует сам. А в комиксе, в фильме, в компьютерной игре ему дают уже готовую картинку. Ему не надо думать. Аудиокнига здесь где-то посередине.

Так что я думаю, что умение создавать образ необходимо развивать у ребёнка не только в художественном творчестве. Это нужно и в науке, потому что это тоже про создание образа. Конечно, читать нужно учиться.

Хотя я понимаю, что современным детям очень трудно это делать. Я это вижу и по своему сыну, и по студентам, и по школьникам. Дело педагогов — учить и знакомить. А дальше многое зависит от родителей.

Все мы знаем это чувство, когда прочитаешь книгу, потом смотришь по ней кино и понимаешь, что ты не так себе всё это представлял. Чичиков не такой. Собакевич не такой. Потому что мы научились сами конструировать образы.

Евгения Агафонова, 1990 г. р. Журналист

Я очень люблю читать. Причём мама рассказывает, что, когда я была маленькая, сама пришла с книжкой и сказала: «Давай рассказывай, что с этим нужно делать?».

Я очень хорошо отношусь к чтению и очень долго привыкала к аудиокнигам. Мне казалось, что это вообще не то. Что информация совсем не усваивается.

Потом я привыкла слушать их за рулём. Понимаю, что концентрируюсь на дороге, при этом звук перестаёт у меня быть фоновым. То есть постепенно я приучилась.

Сейчас читаю и художку, и что-то полезное либо для жизни, либо для профессии. Я очень люблю книжки по сценариям читать, по психологии. Кайф. Какую-то классику могу перечитывать. Не могу сказать, что прям глотаю книги одну за другой. Но если я еду в метро, я почитаю книжку.





Фокус-группа

participant

Любовь Беляева

Психолог, бизнес-тренер, 50 лет

Я обязательно читаю один рассказ либо определенный объём текста художественной литературы в неделю. Это как сформированный навык. Я люблю читать. Но в силу уже появившегося большого разнообразия источников, считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы получать информацию не только из книг. У нас есть выбор. Где-то это видео, которое даёт максимально сжатую информацию. Где-то это аудиокниги, что тоже может облегчить получение каких-то знаний. Но что даёт чтение? И почему его полезно сохранять в своём ассортименте? Оно позволяет сохранять язык в работоспособном формате. Потому что очень быстро уходит навык формулировать мысли, навык образности языка. А это необходимо. Поэтому я читаю регулярно и люблю это делать. Ребёнок формируется в той среде, которая его окружает. Если он ни разу не видел читающего родителя, а единственная книжка в доме — это когда-то подаренная «Книга о вкусной и здоровой пище», лежащая сверху, как семейное наследство, то его будет очень трудно убедить.

participant

Руслан Рахимов

Ученик 3-го класса, 10 лет

Я люблю читать книги, которые мне интересны, а так не очень. В школе читаю «Денискины рассказы», а так про футбол читаю.

participant

Василий Мордвинов

Пенсионер, 93 года

Сейчас я стал реже читать. По разным причинам, в том числе и из-за глаз. Чаще всего мне нравилась историческая литература. Например, Пикуль со всеми его произведениями. Но заставлять читать противопоказано. Как правило, в детском возрасте это вызывает большое сопротивление. А вот как заинтересовать — это тонкий вопрос. Можно подсунуть такую книжку, чтобы ребёнок зацепился за неё. Но как это сделать, родителям стоит отдельно подумать.

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Оцените материал

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!