Юлия Панкевич, 1990 г. р. Фотомодель
Да, деньги нужно давать. С какого возраста? Каждый ребёнок по-своему готов ими распоряжаться. У кого-то это будет возраст восьми лет, у кого-то это только лет двенадцать. Это примерно.
У нас деньги есть у обоих. Младшему — восемь. И он, наверное, начал ещё с шести лет получать. Потихоньку мы приучали его и объясняли, зачем это, как рационально использовать.
У нас введена система зарплаты для детей — за выполнение каких-то обязанностей, уроков и так далее. Но нет такого, что они не сделали что-то и мы у них забираем деньги или они штрафуются.
Выполнили, помогли по своему желанию? Здорово, вы получили деньги, вы поощрены. Если нет, то и денег не получат. Но это не страшно, это их выбор. И сейчас они копят. Уже не тратят деньги впустую, не просят купить всё подряд. Такого нет.
Евгений Петкович, 1991 г. р. Преподаватель физики и математики
Если говорить о моей семье и моём воспитании, то мне родители с братом рассказывали о том, откуда деньги берутся. Мы видели, что мама с папой работают. Они ежемесячно приносили квитки, рассказывали, сколько заработали. И что какую-то сумму денег мы сейчас откладываем, например, на будущее.
То есть они полностью финансово нас просвещали в своих делах. И мы воспитывались в такой среде, где было понятно, что сейчас происходит. Не просто откуда-то вдруг появилась машина или купили какие-то продукты.
Мы понимали, что это была запланированная покупка. Мы её ждали всей семьёй. И когда мне давали какие-то деньги, я всегда понимал, что эти деньги не мои. Это деньги моих родителей. Я к ним очень трепетно относился и отношусь до сих пор. Взять у родителей деньги даже сейчас для меня психологически очень сложно.
Воспитание ребёнка деньгами, на мой взгляд, не принесёт какого-то результата. Тут надо задаться вопросом, а чего мы хотим? Оплачивая оценки ребёнку, какую цель мы пытаемся достичь?
Если мы хотим простимулировать ребёнка, чтобы он приносил всё больше и больше пятёрок, то эта цель, к сожалению, нереализуема с помощью денег. Конечно, в какой-то момент он будет приносить много хороших оценок.
Но если случится так, что в какой-то момент мы не сможем заплатить ему за эту пятёрку? Считаю, что здесь взаимоотношения между ребёнком и родителем должны выстраиваться в ключе доверия, общения.
Но точно никак не меркантильно и не материально. Потому что ребёнок должен понимать, что он эти оценки не для родителей зарабатывает, не для бабушки или дедушки. Он учится для себя.
Владимир Бажин, 1966 г. р. Заслуженный тренер по хоккею с мячом
Только на самое необходимое. Предположим, я вспоминаю своё детство. Когда мы постарше были, 4-й класс и дальше, то у нас уже были карманные деньги. Но это то, что давали на завтрак и обед сходить в столовую. Ни больше, ни меньше.
И вот у тебя есть завтрак, он копеек 15 стоил, а тебе 20 копеек дают. Это, конечно, смешные деньги. Захочешь сэкономить — не пойдёшь есть.
Но давать, чтобы он пустился во все тяжкие — нет, это неправильно. Больших карманных денег не должно быть у ребёнка. Только на самое необходимое в период его нахождения в школе.
Ни в коем случае платить ни за что не надо. Это развращает. Стимула нет. Он должен сам понимать, что учится для себя. Вот мы, родители, проснулись и пошли на работу. А он просыпается утром и должен в школу идти.
Это его обязанность. Значит, он должен приучиться. Поставили будильник, он должен проснуться, пойти умыться. Даже если не готовить завтрак, то хотя бы тот же чайник может поставить. И там родители уже встанут помогут. Это приучает к самостоятельности.
Мария Рахимова, 1981 г. р. Психолог
Я думаю, что с определённого возраста карманные деньги нужны. Можно пробовать, например, и в 6-7 лет начать их выдавать. Если вы увидите, что ребёнок просто ходит, раздаёт их кому-то, то это тоже опыт. Но, может быть, тогда стоит перенести этот эксперимент на чуть более старший возраст.
Мы просто так не даём деньги на карманные расходы. Скорее, дети получают их по каким-то поводам, а чаще всего они их зарабатывают. Например, я объявляю, что покосить газон летом стоит столько-то. Или пропылесосить и вымыть пол столько-то.
Конечно, можно сказать, что домашние дела дети и так должны делать. Но здесь всё зависит от ребёнка. Старший у нас сильно ориентирован на деньги, он по гороскопу дева. Это земной знак, для него все материальное очень ценно.
Для него деньги — отличная мотивация что-то вообще делать. Но если они таковой ценностью не являются, тогда можно использовать другие методы мотивации. Просто так на каждый день или каждую неделю мы деньги не выдаем.
Игорь Стремоусов, 1985 г. р. Юрист
Да, стоит. Причём эту практику нужно вводить с определённого возраста. С какого именно — решают родители. Для нас критерий выдачи личных денег на расходы — определённое наблюдение за ребёнком. Когда мы понимаем, что он уже пытается делать шаги по рациональному распоряжению средствами.
Если мы видим, что ребёнок достиг определённого уровня развития, когда он способен что-то рационально запланировать и купить, тогда, конечно, нужно и можно вводить карманные деньги. И постепенно тренировать.
Нужно смотреть, какой из ребёнка потребитель, что он может купить, как ему рассчитать свои траты, как накопить, как сохранить. Всё это элементы воспитания, которые нужно, конечно же, ввести обязательно.
Я сам плачу детям. У меня дети закончили четверть практически отличниками. Как их поощрить? Можно сводить куда-то в кафе