Когда давать детям деньги

Сколько нужно давать карманных денег? И платить ли ребенку за хорошие оценки?

Когда давать детям деньги

В каком возрасте дети начинают понимать ценность денег? Как их научить распоряжаться ими? Можно ли платить за домашнюю работу и хорошие оценки? Присоединяйтесь к Диалогу психолога и юриста Кристины Сандаловой и тренера по эмоциональному интеллекту Елены Яворской.

video

Временные метки

Возраст для первых карманных денег

Формирование логического мышления

Деньги как инструмент воспитания

Знакомство с семейным бюджетом

Плата за домашние обязанности

Потребительское отношение ко всему

Мотивация

Банковская карточка для ребенка

Помощь с первой работой

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Когда давать детям деньги

Платить ли ребенку за хорошие оценки? Как деньги меняют детство?

participant

Кристина Сандалова

Психолог, 42 года

Когда давать детям деньги

Платить ли ребенку за хорошие оценки? Как деньги меняют детство?

participant

Елена Яворская

Психолог, 54 года

что думают дети

Комментарии детей

video

Платить ли ребенку за хорошие оценки? Как деньги меняют детство?

Мнения

Взгляды людей разных поколений

Зачем тебе карманные деньги?

Нужно ли давать ребенку деньги? Как контролировать его расходы? Стоит ли платить за пятерки? Послушайте Мнения наших детей.

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Когда давать детям деньги

В каком возрасте дети начинают понимать ценность денег? Как их научить распоряжаться ими? Можно ли платить за домашнюю работу и хорошие оценки? Присоединяйтесь к Диалогу психолога и юриста Кристины Сандаловой и тренера по эмоциональному интеллекту Елены Яворской.

participant

Елена Яворская

Психолог, 54 года

participant

Кристина Сандалова

Психолог, 42 года

00:35:25

Статья

Диалог в текстовом формате

Когда давать детям деньги?

Елена Яворская

Я думаю, когда ребёнок идёт в школу, он уже умеет считать. Может что-то купить сам, его можно отправить в ближайший магазин. У меня много примеров, когда детей приучали к каким-то домашним обязанностям и помощи. Например, если мама многодетная, тогда старший ребёнок может выручить.

В более раннем возрасте не надо, конечно, давать им деньги. Пока дети совсем маленькие, то будут тащить их в рот, пробовать на вкус и так далее. В дошкольном возрасте можно уже что-то рассказывать.

Важно

Когда мы учим считать, можно вместо каких-то палочек показывать детям деньги. Или если родители собирают монеты из разных стран.

А финансовую грамотность желательно прививать, начиная со школьного возраста. Карманные деньги, по моему опыту и наблюдению, лучше давать где-то в 8-10 лет. Обычно их дарят на день рождения, Новый год, какие-то другие праздники. С ребёнком надо также обговаривать, как он их будет тратить.

Кристина Сандалова

В первую очередь это зависит от возраста ребёнка. Трёхлетка, я думаю, совершенно не поймёт, зачем ему деньги. Когда перед нами подросток, то он может пользоваться ими уже более рационально.

Он начинает стратегически мыслить. Приходит понимание, как на что-то скопить, как рассчитать, сколько у меня денег и для чего они нужны. Всё это начинает формироваться по мере развития у ребёнка логического мышления.

Важно

До определённого возраста ребёнок просто воспринимает деньги как какой-то подарок, на который можно купить другой подарок.

Елена Яворская

Кто-то не обговаривает эти вопросы совсем. Ребёнок тратит, как хочет, они у него спускаются полностью. Бывают дети, у которых есть врождённое чутьё, они хотят сохранить свои денежки.

У меня у дочки стремление спустить всё, быстрее на что-то потратить. А сын, наоборот, в кубышку их складывал. Год назад он женился, у нас ранний брак. То есть всё как-то по-разному. В одной семье бывают совершенно разные стратегии.

Я даже иногда не могла понять, почему так. Но в какие-то моменты жизни наше отношение к деньгам менялось. Как раз в это время у нас появились дети. Всё-таки психогенетика работает, это как-то отражается.

Я помню разные моменты. Например, когда мы копили на что-то или ждали из Лондона крупную машину. Тогда это отразилось определённым образом на старшем ребёнке. А на младшей по-другому совсем сказалось.


Интересный факт

Согласно ст. 28 ГК РФ, ребёнок с 6 лет уже может самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, например, купить что-то в магазине по просьбе родителей.


Деньги — часть воспитания?

Кристина Сандалова

Мне кажется, деньги не то, что часть воспитания. Это инструмент для жизни, для того, чтобы строить бизнес, существовать и так далее. Необходимо просто в ребёнке воспитывать культурное отношение к деньгам.

Чтобы он понимал, на что и зачем их тратит. Должно быть сформировано то самое рациональное мышление. Потому что зачастую дети, да и многие взрослые вообще не понимают, как грамотно распоряжаться деньгами. Финансовой грамотности у многих нет.

Но и слишком рано начинать фиксировать внимание ребёнка на этом я бы тоже не стала. Стоит делать это ближе к возрасту 10 лет, когда, повторюсь, начинает развиваться логическое мышление. Здесь уже можно и что-то рассказывать ребёнку, и показать личный пример.

Кстати, через деньги иногда можно ребёнку показать, зачем учить, например, ту же самую математику. У меня был такой случай. Я помню, мы как-то пришли на рынок с сыном, покупали фрукты. Там стоял молодой паренёк из одной из республик. И посчитал неправильно.

Сначала он нам не додал сдачи. Я ему говорю: «Подождите, молодой человек, мне кажется, вы ошиблись». Он испугался и пересчитал очень сильно в нашу пользу. В общем, он три или четыре раза так пересчитывал.

В конце концов я ему помогла посчитать правильно. И тогда я своему сыну говорю: «Вот видишь, зачем важно учить математику? Потому что в таких моментах она может тебе помочь».

Елена Яворская

У нас карманные деньги давались после покупок в магазине. Например, оставалась сдача 100, 200, 300 рублей. Не больше. В начальных классах, например, лет в семь точно ещё не давали. А вот в 8-9-10 лет уже нужно вкладывать мысль о доходе семьи, о том, как тратятся деньги.

Именно в этом возрасте можно рассказывать про баланс усилий в семье. О том, кто что делает для дома. Папа у нас работает, мама с вами сидит. То есть говорить, кто какой вклад делает и какую ценность создает.

Плюс приучать к домашним обязанностям. Если, например, до 13-14 лет не получилось этого сделать, то всё, дальше это сделать невозможно практически. Тоже по опыту и своим наблюдениям это знаю.


Интересный факт

87% российских родителей контролирует покупки детей младших классов.


За что платить?

Кристина Сандалова

Мне кажется, что платить ребёнку за какие-то бытовые моменты неправильно. Он растёт всё-таки в семье. Заправить постель, подмести пол, приготовить еду — эти действия выполняют все члены семьи.

Это семейный быт, это наше гнездо родовое. Мы все бескорыстно стараемся друг для друга. Если ребёнок воспринимает это как работу, которую можно прогулять или за которую можно попросить повышение зарплаты, то это же внешняя мотивация.

Она бывает действенна в моменте. Но эта мотивация никогда долго не длится. Она быстро заканчивается. По себе все наверняка знаете. Устроились на новую работу, хорошая зарплата. Через год уже кажется, что маловато.

Важно

Если человек работает только из-за внешней мотивации, это достаточно большой минус и для него самого, и для его работодателя.

Если мы фиксируем внимание ребёнка на том, что бытовые моменты — это не помощь, а именно работа, то он будет к ней соответственно относиться. И потом, когда он вырастет, то что, этот человек будет за помытую посуду или вынесенное ведро у супруга требовать деньги? Не совсем корректная ситуация.

Меня часто спрашивают, платить ли ребёнку за оценки или нет? Потому что некоторых детей это стимулирует. Но разговор опять-таки про внешнюю мотивацию. Важно стремиться, чтобы у ребёнка к учёбе и потом к работе было внутреннее стремление.

Потому что если фиксироваться на внешней мотивации, то он так и не сможет понять, что действительно ему интересно, от чего он получает колоссальное удовольствие. Потому что внутренняя мотивация — это даже если нам не будут платить, мы всё равно будем заниматься этим делом.

Оно для нас самое ключевое, самое важное в жизни. И мы будем стараться работать. Конечно, взрослому человеку нужно зарабатывать. Но всё-таки эта внутренняя мотивация, этот внутренний движок — это самый важный момент.

Если мы воспитываем ребёнка так, что учёба — это просто что-то, за что он получает деньги, то внутренняя мотивация у него не сформируется. Потому что тогда не важно, нравится ему это или нет. Так что это большая ошибка. Плюс, повторюсь, ставки постоянно растут.


Интересный факт

«Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок — радость общения, дружбу — мы дарим нехотя и растрачиваем себя на тех, кому мы совершенно безразличны».

Марк Твен


Елена Яворская

Я думаю, что материальное поощрение может частично присутствовать. Но здесь надо быть очень аккуратным. У меня тоже был такой опыт. Но тогда у меня дети были уже в 10-м и 7-м классе, разница между ними 3 года.

В основном я сделала это, чтобы дочь простимулировать. Потому что она и так у меня была отличница в 5-м классе, а потом как-то из-за здоровья интерес к учёбе снизился. Я решила его включить. Что я увидела?

Познавательная активность не включается из-за денег, но дети начинают их специально зарабатывать. Проявляется именно этот момент. Сколько мне надо пятерок, чтобы... Были суммы такие: допустим, за пятёрку 100 рублей, за четвёрку 50. За тройку ничего. За двойку — минус 100.

Сын у меня хорошо зарабатывал. Я потом отменила это дело. Поняла, что это немножко не то. Когда мы начинаем стимулировать то, что нужно, на уровне души и на уровне интереса, то появляется искорка.

А когда начинаем стимулировать детей финансово, то это всё теряется. Я такой вывод сделала. Поэтому на курсах по детско-родительским отношениям и системе воспитания я этого не советую.

Там я привожу свой пример. Да, он в какой-то степени был удачным. Но надо тоже думать, анализировать, что получилось в итоге. И стоит ли идти дальше или нет.


Интересный факт

С 2014 года в средних школах Великобритании финансовая грамотность — обязательный предмет.


А как заработать?

Елена Яворская

Например, 14 лет — это уже окончание детства. Подростки получают паспорт. В этот момент надо дать им карточку, научить ею пользоваться, откладывать 10% от приходящих сумм, а остальное тратить. И всё это тоже по-умному надо делать.

Есть очень большая разница между детьми в том, как они распоряжаются деньгами и умеют ли они зарабатывать даже в этом возрасте. У сына в классе был мальчик, который ещё в 10-м классе умел настраивать таргетированную рекламу.

Он зарабатывал больше, чем его папа. Мама его была в шоке. Но это единственный случай, наверное. При этом мальчик учился плохо. Он был адаптирован в плане денег, но школу едва на тройки закончил.

Кое-как он сдал ЕГЭ, чтобы хоть куда-то платно поступить учиться. Так что в этом деле тоже надо продумывать и не пускать всё на самотек. Это однозначно одно из направлений воспитания.

Кристина Сандалова

По поводу каких-то дел, за которые действительно можно давать деньги. Возможно, у вас есть какая-то работа, за которую вы бы заплатили внешнему человеку. Например, сделать сайт, нарисовать дизайн, сделать какую-то мелочь, даже листовки раздать.

Важно

Вы можете привлечь ребёнка подросткового возраста себе в помощь. Сказать, что готовы дать ему первую настоящую работу. И этот опыт можно будет использовать у другого работодателя.

Вы ему даёте шанс и возможность попробовать свои силы. Описываете, что необходимо сделать, за что он может получить эти деньги. То есть заработать, чтобы он уже сам ими распоряжался. Вот этот нюанс, эта помощь с первой работой, — это хороший элемент воспитания.

Елена Яворская

Вы сказали слово «должны». Никто ничего не должен и не обязан. Но они могут, если родители готовы помогать, если у них есть возможности и ребёнок просит об этом. Например, в 14-15-16 лет подростки ищут какую-то подработку, но её не все находят.

Важно

Допустим, если у родителей есть своя фирма и туда можно устроиться курьером или что-то делать, как-то помогать, то почему бы нет?

Часть времени я работала в образовании как психолог. И проводила исследование на эту тему. Я увидела, что где-то одна треть, допустим, десятиклассников хотят подрабатывать. Поэтому они устроились куда-то на лето.

Эти подростки могут быть продавцами в магазинах где-то. Но не всех возьмут, ведь они ещё несовершеннолетние. Поэтому если у родителей есть возможность дать такой опыт, то почему бы нет?


Интересный факт

«Деньги — это числа, а числа никогда не заканчиваются. Если для счастья нужны деньги, ваш поиск счастья никогда не закончится».

Боб Марли


Деньги — вход во взрослую жизнь

Кристина Сандалова

Для ребёнка это большое достижение, когда он может почувствовать свою самостоятельность и зрелость, когда он может на собственные деньги купить всем подарки.

Например, у меня сын один из первых заработков за спектакль потратил на подарки для всех. А часть ещё пошёл и отнёс в церковь. Он получил деньги, и это было для него большим счастьем. В этом был ещё и элемент гордости. Он чувствовал себя взрослым. Мне кажется, в этот момент он и правда повзрослел.

Я стала зарабатывать первые деньги тоже лет в 14. Опять-таки мне помогла мама. Я хорошо писала сочинения. И она сказала, что есть такой журнал «Пионер», туда требуются юные корреспонденты. Если хочу, могу написать туда какие-то тексты.

Конечно, мне мама сначала помогла, отредактировала какой-то текст. Но, тем не менее, для меня это тоже был момент ответственности. Уже не просто перед семьей, а перед чужими людьми. Момент, когда мои силы оценивает взрослый человек.

Когда я получила свои первые деньги, то, конечно, это была мелочь по взрослым меркам. Но для меня это было самое большое богатство в мире. Я могла потратить его на то, что хочу. Это очень вдохновляло. И это был хороший задел на будущее.

Елена Яворская

Основная тенденция остаётся. Девочки любят тратить на себя. Они имеют на это право. А мальчикам... Не то чтобы это какая-то воспитательная политика у нас в семье.

Но так получилось, что мы сыну давали возможность потратить деньги на удовольствие. А он мог сэкономить, потом как-то приберечь их и какую-то полезность сделать.

В том числе, например, мы дарили деньги в мае на день рождения. Чтобы он потратил их на какой-то пикник и так далее. Но нет, он экономил на путешествия куда-то за границу.

Важно

Мне кажется, откладывать — это очень разумно. Как раз неразумно всё потратить и спустить. Это как-то по-детски будет выглядеть.

Мы тоже можем в этом помогать. Правда, наши дети уже совершеннолетние. В таком возрасте, если родители будут советовать что-то, то дети могут это не воспринять. Но если выстроены доверительные отношения, то можно показать выгоду и объяснить, зачем что-то нужно делать.

Потому что поколение Z — это конец девяностых-начало двухтысячных годов. Они уже вышли на трудовые места и начали работать. Для них, чтобы что-то делать, нужен конкретный мотив. Если они не понимают, зачем, то не будут ничего делать.

Они будут лежать или сидеть в телефоне. Им нужно всё объяснять, чтобы сохранить контакт и хоть что-то донести до них. И про деньги, и про любую другую тему.

Им нужен хороший мотив. Причём это будет что-то индивидуализированное. Это должно быть полезно именно им. Они хотят знать, что будут получать от этого. Тогда они хорошо всё усваивают, идут на контакт и слышат.


Мнения

Юлия Панкевич, 1990 г. р. Фотомодель

Да, деньги нужно давать. С какого возраста? Каждый ребёнок по-своему готов ими распоряжаться. У кого-то это будет возраст восьми лет, у кого-то это только лет двенадцать. Это примерно.

У нас деньги есть у обоих. Младшему — восемь. И он, наверное, начал ещё с шести лет получать. Потихоньку мы приучали его и объясняли, зачем это, как рационально использовать.

У нас введена система зарплаты для детей — за выполнение каких-то обязанностей, уроков и так далее. Но нет такого, что они не сделали что-то и мы у них забираем деньги или они штрафуются.

Выполнили, помогли по своему желанию? Здорово, вы получили деньги, вы поощрены. Если нет, то и денег не получат. Но это не страшно, это их выбор. И сейчас они копят. Уже не тратят деньги впустую, не просят купить всё подряд. Такого нет.

Евгений Петкович, 1991 г. р. Преподаватель физики и математики

Если говорить о моей семье и моём воспитании, то мне родители с братом рассказывали о том, откуда деньги берутся. Мы видели, что мама с папой работают. Они ежемесячно приносили квитки, рассказывали, сколько заработали. И что какую-то сумму денег мы сейчас откладываем, например, на будущее.

То есть они полностью финансово нас просвещали в своих делах. И мы воспитывались в такой среде, где было понятно, что сейчас происходит. Не просто откуда-то вдруг появилась машина или купили какие-то продукты.

Мы понимали, что это была запланированная покупка. Мы её ждали всей семьёй. И когда мне давали какие-то деньги, я всегда понимал, что эти деньги не мои. Это деньги моих родителей. Я к ним очень трепетно относился и отношусь до сих пор. Взять у родителей деньги даже сейчас для меня психологически очень сложно.

Воспитание ребёнка деньгами, на мой взгляд, не принесёт какого-то результата. Тут надо задаться вопросом, а чего мы хотим? Оплачивая оценки ребёнку, какую цель мы пытаемся достичь?

Если мы хотим простимулировать ребёнка, чтобы он приносил всё больше и больше пятёрок, то эта цель, к сожалению, нереализуема с помощью денег. Конечно, в какой-то момент он будет приносить много хороших оценок.

Но если случится так, что в какой-то момент мы не сможем заплатить ему за эту пятёрку? Считаю, что здесь взаимоотношения между ребёнком и родителем должны выстраиваться в ключе доверия, общения.

Но точно никак не меркантильно и не материально. Потому что ребёнок должен понимать, что он эти оценки не для родителей зарабатывает, не для бабушки или дедушки. Он учится для себя.

Владимир Бажин, 1966 г. р. Заслуженный тренер по хоккею с мячом

Только на самое необходимое. Предположим, я вспоминаю своё детство. Когда мы постарше были, 4-й класс и дальше, то у нас уже были карманные деньги. Но это то, что давали на завтрак и обед сходить в столовую. Ни больше, ни меньше.

И вот у тебя есть завтрак, он копеек 15 стоил, а тебе 20 копеек дают. Это, конечно, смешные деньги. Захочешь сэкономить — не пойдёшь есть.

Но давать, чтобы он пустился во все тяжкие — нет, это неправильно. Больших карманных денег не должно быть у ребёнка. Только на самое необходимое в период его нахождения в школе.

Ни в коем случае платить ни за что не надо. Это развращает. Стимула нет. Он должен сам понимать, что учится для себя. Вот мы, родители, проснулись и пошли на работу. А он просыпается утром и должен в школу идти.

Это его обязанность. Значит, он должен приучиться. Поставили будильник, он должен проснуться, пойти умыться. Даже если не готовить завтрак, то хотя бы тот же чайник может поставить. И там родители уже встанут помогут. Это приучает к самостоятельности.

Мария Рахимова, 1981 г. р. Психолог

Я думаю, что с определённого возраста карманные деньги нужны. Можно пробовать, например, и в 6-7 лет начать их выдавать. Если вы увидите, что ребёнок просто ходит, раздаёт их кому-то, то это тоже опыт. Но, может быть, тогда стоит перенести этот эксперимент на чуть более старший возраст.

Мы просто так не даём деньги на карманные расходы. Скорее, дети получают их по каким-то поводам, а чаще всего они их зарабатывают. Например, я объявляю, что покосить газон летом стоит столько-то. Или пропылесосить и вымыть пол столько-то.

Конечно, можно сказать, что домашние дела дети и так должны делать. Но здесь всё зависит от ребёнка. Старший у нас сильно ориентирован на деньги, он по гороскопу дева. Это земной знак, для него все материальное очень ценно.

Для него деньги — отличная мотивация что-то вообще делать. Но если они таковой ценностью не являются, тогда можно использовать другие методы мотивации. Просто так на каждый день или каждую неделю мы деньги не выдаем.

Игорь Стремоусов, 1985 г. р. Юрист

Да, стоит. Причём эту практику нужно вводить с определённого возраста. С какого именно — решают родители. Для нас критерий выдачи личных денег на расходы — определённое наблюдение за ребёнком. Когда мы понимаем, что он уже пытается делать шаги по рациональному распоряжению средствами.

Если мы видим, что ребёнок достиг определённого уровня развития, когда он способен что-то рационально запланировать и купить, тогда, конечно, нужно и можно вводить карманные деньги. И постепенно тренировать.

Нужно смотреть, какой из ребёнка потребитель, что он может купить, как ему рассчитать свои траты, как накопить, как сохранить. Всё это элементы воспитания, которые нужно, конечно же, ввести обязательно.

Я сам плачу детям. У меня дети закончили четверть практически отличниками. Как их поощрить? Можно сводить куда-то в кафе

Фокус-группа

participant

Юлия Панкевич

Фотомодель, 34 года

Да, деньги нужно давать. С какого возраста? Каждый ребёнок по-своему готов ими распоряжаться. У кого-то это будет возраст восьми лет, у кого-то это только лет двенадцать. Это примерно. У нас деньги есть у обоих. Младшему — восемь. И он, наверное, начал ещё с шести лет получать. Потихоньку мы приучали его и объясняли, зачем это, как рационально использовать. У нас введена система зарплаты для детей — за выполнение каких-то обязанностей, уроков и так далее. Но нет такого, что они не сделали что-то и мы у них забираем деньги или они штрафуются.

participant

Евгений Петкович

Преподаватель физики и математики, 33 года

Если говорить о моей семье и моём воспитании, то мне родители с братом рассказывали о том, откуда деньги берутся. Мы видели, что мама с папой работают. Они ежемесячно приносили квитки, рассказывали, сколько заработали. И что какую-то сумму денег мы сейчас откладываем, например, на будущее. То есть они полностью финансово нас просвещали в своих делах. И мы воспитывались в такой среде, где было понятно, что сейчас происходит. Не просто откуда-то вдруг появилась машина или купили какие-то продукты. Мы понимали, что это была запланированная покупка. Мы её ждали всей семьёй. И когда мне давали какие-то деньги, я всегда понимал, что эти деньги не мои. Это деньги моих родителей. Я к ним очень трепетно относился и отношусь до сих пор. Взять у родителей деньги даже сейчас для меня психологически очень сложно. Воспитание ребёнка деньгами, на мой взгляд, не принесёт какого-то результата. Тут надо задаться вопросом, а чего мы хотим? Оплачивая оценки ребёнку, какую цель мы пытаемся достичь?

participant

Владимир Бажин

Заслуженный тренер по хоккею с мячом, 58 лет

Только на самое необходимое. Предположим, я вспоминаю своё детство. Когда мы постарше были, 4-й класс и дальше, то у нас уже были карманные деньги. Но это то, что давали на завтрак и обед сходить в столовую. Ни больше, ни меньше. И вот у тебя есть завтрак, он копеек 15 стоил, а тебе 20 копеек дают. Это, конечно, смешные деньги. Захочешь сэкономить — не пойдёшь есть. Ни в коем случае платить ни за что не надо. Это развращает. Стимула нет. Он должен сам понимать, что учится для себя. Вот мы, родители, проснулись и пошли на работу. А он просыпается утром и должен в школу идти. Это его обязанность. Значит, он должен приучиться. Поставили будильник, он должен проснуться, пойти умыться. Даже если не готовить завтрак, то хотя бы тот же чайник может поставить. И там родители уже встанут помогут. Это приучает к само

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Поделитесь мнением

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!