Анна Кальянова, 1955 г. р. Заводчик породы самоед
Жизнь так распорядилась, что я сама взяла приёмного ребёнка. Если человек может подарить частичку себя другому, скажем, объективно, не совсем родному человеку, он же это всегда будет знать.
Надо этого ребёнка принять как своего. Понимаете, это не игрушка, не плюшевый мишка. Это живой человек со своим характером, который вы будете даже где-то недопонимать.
Потому что своего ребёнка мы понимаем. Он всегда берёт частичку от матери, от отца, от бабушки, дедушки. То есть мы где-то видим эту частичку, копию своих родных и близких. И поэтому понимаем, как с этим ребёнком общаться.
Если мы видим частичку своего отца в родном ребёнке, то уже проще. А вот когда ты берёшь приёмного ребёнка, то это тёмный лес. Тут в какой-то степени всё получается больше методом тыка, проб и ошибок. То есть каждый раз ищешь подход.
Роман Стансков, 1975 г. р. Музыкант
Я положительно к этому отношусь. Просто если нет возможности иметь своих детей, то, конечно, это вариант.
Причём сам факт того, что ребёнок родной по крови, не так важен. Гораздо ценнее, чтобы вы совпадали по духу, чтобы была духовная связь какая-то. А кровь — это уже вторичное.
Должен быть какой-то отбор, какая-то фильтрация того, куда ребёнок попадает. Чтобы не было потом каких-то сюрпризов в кавычках, что он совсем по духу не подходит родителям. Что у него совсем иные потребности, которые родители не могут закрыть.
Нужно, чтобы было какое-то соответствие, какая-то предварительная проверка. Может, тестирование, я не знаю. А по поводу детских домов ничего не могу сказать, я просто никогда там не был.
Юлия Пирогова, 1989 г. р. Психолог
Вопрос сложный, потому что он не совсем про ребёнка. Это больше про самого человека. Лично я бы не смогла, потому что знаю, сколько там ответственности. Сколько там должно быть ресурса, справедливости, любви.
Есть много нюансов, которые нужно учитывать, чтобы воспитать именно здорового ребёнка. Потому что у детдомовских и приёмных детей есть много особенностей. И их нужно знать.
Это всё — нижняя часть айсберга, которую нужно изучить до того, как взять приёмного ребёнка. Поэтому я бы такую ответственность на себя не взяла. Но я очень восхищаюсь людьми, которые могут это сделать.
Доказано исследованиями, что лучше сразу устраивать в семью. Потому что интернат — это суррогат. Это неестественная среда. Там дети не встречаются с естественными последствиями своих действий или бездействий.
Они вырастают бытовыми инвалидами, потому что за них готовят, убирают. Они просто не видят элементарных причинно-следственных связей и не растут в здоровом равном обществе. Они растут в месте, где им все должны.
Эта парадигма очень сильно калечит психику. В отличие от семейной конструкции, где есть свои права и обязанности, где ты учишься сам себе готовить, сам себя обслуживать.
Семья, даже приёмная — это уже близкая к жизни модель. Она позволяет вырасти адекватным в той среде, в которой оказываешься уже после совершеннолетия.
Анна Фокина, 1987 г. р. Эксперт по современному этикету
Ситуации бывают разные. Понятно, что приоритетно, наверное, воспитать своего. Если это по состоянию здоровья или по каким-то иным непреодолимым обстоятельствам невозможно, то, конечно, лучше взять приёмного ребенка, чем не иметь их вообще.
Потому что взрослому человеку хорошо бы в целом иметь опыт отцовства и материнства. Ведь это принципиально иной уровень восприятия мира и личностного развития. Получив родительский опыт, человек очень сильно меняется в лучшую сторону. И неважно, какого вы пола.
Человек становится мудрее, великодушнее. Он учится тому, о чём никогда не узнает, не имея детей. Поэтому, конечно, это выгодно всем: и взрослому, и ребёнку, который будет воспитываться в любящей семье. А не в социальном институте, где ему точно не дадут индивидуального тепла в полной мере.
Приёмная семья лучше детского дома. Но понятно, что в реальных условиях случается так, что не для всех детей можно найти такой вариант. Поэтому если о человеке не могут позаботиться близкие, о них должно позаботиться государство. Настолько эффективно, насколько оно может, исходя из своих национальных приоритетов в том числе.
Поэтому детский дом должен быть местом, где государство руками людей, которые готовы заниматься этим нелёгким трудом, передаёт навыки социальной адаптации детям. Даёт им образование, ориентирует на социально приемлемый образ жизни.
В детском доме должны рассказывать, как найти хорошую работу — востребованную, высокооплачиваемую. Как иметь мотивацию, чтобы зарабатывать деньги, создавать семью, рожать и воспитывать уже своих детей.
Идеальная задача государства, которая должна реализовываться в детских домах — давать компетенции, мужество жить дальше, не продлевая этот травмирующий опыт. Ребёнок должен вырасти таким, что он будет востребован и в профессии, и в личных отношениях. То есть он сможет создать свою полноценную и счастливую семью.