Татьяна Морозова
Давайте начнём с толерантности. Понятно, что это достаточно широкий термин. В этом контексте говорят о принятии и уважении, но там есть ещё один аспект, который связан с терпением или терпимостью. И с этим самым терпением всё непросто, потому что оно зависит от того, какая модель инвалидности у нас в голове.
Старая концепции модели инвалидности — медицинская — связана с диагнозом и ограниченными возможностями: передвигаться, видеть, ещё что-то делать. И, собственно, эти ограничения и барьеры находятся внутри человека. Тогда, привязывая сюда толерантность, получается, что мы терпим, уважаем, принимаем. Но ничего кроме этого не делаем.
Современная концепция инвалидности немножко другая. И те самые ограничения и барьеры находятся не в человеке, а в обществе. Стандартный пример — человек с церебральным параличом живёт на четвёртом этаже. Из-за этого он либо не работает, либо не ходит в школу.
Поскольку такие люди находятся дома, кто-то вынужден быть с ними рядом. И это ограничения, которые находятся вне человека, вокруг него. Пока у ребёнка нет коляски, его не готовы учить в школе. Как им заниматься с лежачим человеком? Или как сотрудник приползёт на работу?
Важно
Но появление лифта, пандуса, коляски, то есть изменение вне человека приводит к тому, что возможности существенно расширяются.
Или можно рассмотреть кого-то, кто не пользуется речью — допустим, из-за операции на голосовых связках. Если мы просто это принимаем и терпим, то человек как не мог выразить, чего он хочет, так и не может. Здесь толерантность — совсем не та история, которую хотелось бы видеть.
Потому что нам надо дать те самые возможности, которые находятся в обществе. И технологии на сегодняшний день позволяют это сделать. Они дают возможность человеку, который не передвигается самостоятельно, быть мобильным и посещать любые места.
Человеку, который не говорит, технологии могут дать возможность выражать себя по-другому. Тот, кто практически не видит, может использовать специальные шрифты для чтения или какие-то средства коррекции зрения. А тот, кто не слышит, может использовать другой способ коммуникации либо произвести имплантацию и вернуть слух.
Жанна Багаева
Мне кажется, в нашей стране есть определённые проблемы с толерантностью. В частности, это касается старшего поколения, людей советской закалки, очень сложных и не принимающих что-то новое, незнакомое.
А толерантность должна опираться на принятие любого мнения и поведения, на попытку понять, что это и почему. Нужно попытаться узнать, как я вписываюсь в парадигму иного поведения? Как могу на это реагировать и использовать в своей жизни? Как могу передать этот опыт кому-то другому?
Наверное, мне повезло. Потому что многие знакомые мамы рассказывают, как они где-нибудь на детской площадке или рядом с домом слышат от очень доброй, хорошей бабушки не самые приятные вещи.
Им говорят очень грубые, крамольные фразы из серии: «Зачем таких рожать?», «Вы вели, наверное, нездоровый образ жизни», «Вы теперь сидите на шее у государства и налогоплательщиков». Подобного рода мнения есть, к сожалению.