Людмила Беленькая, 1957 г. р. Заслуженный тренер по боевым искусствам
Мне повезло: я не ходила в детский сад. У меня мама была учительницей. Когда она вышла на работу, то пошла воспитателем из-за моей младшей сестры. Я в садике была очень мало, буквально по несколько часов.
Хотя у меня остались воспоминания, что дети ко мне относились очень хорошо. И что я плохо ела, мне не нравился завтрак. Соседи за столом, мальчики, съедали мою еду. Помню, даже ухаживали, что-то дарили мне. Я участвовала во всём этом достаточно спокойно.
Но я бежала с мамой домой, не хотела там оставаться. Хотя всегда была очень общительная, со всеми играла на площадке и никогда не ссорилась. Характер у меня был достаточно мягкий в детстве. Но вот радостных воспоминаний о садике у меня нет.
Юлия Панкевич, 1990 г. р. Фотомодель
В целом с садиком всё хорошо. Потихонечку малыш вводится в социум, остаётся там сначала на час, потом на два, на три и более. Но опять же — у каждого ребёнка по-своему.
Старший у меня прекрасно адаптировался практически с первого дня, ему не нужно было на это время. Младший к садику привыкал тяжелее. В любом случае, это адаптация к людям — взрослым, маленьким — с их различными потребностями и проблемами.
Аркадий Кузнецов, 1974 г. р. Психиатр, психотерапевт
Если нет никакой возможности с точки зрения дополнительных помощников, будь то бабушки, дедушки, няни, гувернантки и прочие, то у работающих и активных родителей вообще нет никаких других альтернатив, кроме как ясли и детский сад.
Просто из-за того, что необходимо высвободить огромное количество времени. Если в первые годы жизни ребёнка люди как-то всё-таки эти жертвы приносят, то дальше нужно продолжать развиваться карьерно, профессионально, творчески.
Конечно, в этом плане ты отрываешь от сердца кровинушку, отдаёшь её в садик другим дядям и тётям. Но, с другой стороны, ты испытываешь эгоистическую радость, что наконец-то поработаешь по-настоящему.
Сейчас есть тренд на большое количество всяких ускоренных развивашек. Родители из лучших побуждений стараются ещё до школы напичкать ребёнка знаниями, пытаются раскрыть его таланты. И дети просто эмоционально истощаются.
А если они эмоционально истощаются, то теряют интерес к учёбе и могут её возненавидеть. Просто из-за перегрузки. В этом плане оптимальным вариантом видится садик, который даёт другую нагрузку и другие задачи.
Всё-таки подготовка к школе должна проводиться в игровой, мягкой форме с помощью гуманных способов. А дальше уже проявляется индивидуальность ребёнка. Потому что сейчас огромное количество детей и с невротической, и с психиатрической, и с неврологической патологией. Всё это требует определённого протокола.
Плюс много детей с дефектами речи. Им обязательно нужен логопед. Поэтому лучше всего здесь рассматривать команду специалистов детского профиля. И места, где есть люди, которые занимаются и диагностикой, и терапией всех этих состояний.
Подготовку к школе должны проводить совместно несколько специалистов в учреждениях, где есть и психиатр, и невролог, и детский психолог, и педагоги. Чтобы это было адекватно возможностям детского мозга. Тогда это будет правильно и грамотно.
Владимир Бажин, 1966 г. р. Заслуженный тренер по хоккею с мячом
Все мои дети ходили в детский сад. В таких условиях ребёнок быстрее развивается. Он находится в социуме, у него есть детство. А родители не отдыхают, они просто работают в это время. Плюс раньше были графики и стабильность в том плане, что утром привели, вечером забрали.
В садике дети между собой взаимодействуют и начинают вырабатывать свой характер. Кто-то за кого-то заступается, например, сильный за слабого, кто-то может дать сдачи. Появляются какие-то симпатии и антипатии. Это всё закладывается в детстве.
Ребёнок как губка — всё впитывает и пропускает через себя. Дети должны общаться. А какие-то познавательные факты должны воспитателями подаваться в игровой ненавязчивой форме. Потому что все дети разные. Один понимает сейчас, а другой поймёт завтра. А может, только через месяц.
Мария Рахимова, 1981 г. р. Психолог
Наверное, если бы мне было хорошо в детском саду, я бы детей туда же и отдала. Но нет, мне было вообще нехорошо. Первый раз, когда меня попробовали туда отдать, мне было, наверное, года полтора. Может быть, два.
Мама сказала, что я сколько-то там прорыдала. После чего они решили, что я, наверное, не буду ходить в детский сад. И я ещё какое-то время не ходила. И пошла уже в более старшем возрасте.
Но никаких чудесных воспоминаний об этом у меня нет. Я только помню, как какая-то девочка укусила меня за палец. И вообще, это было не место расслабленности, комфорта, интереса, куда я с радостью бежала.
Слава Богу, у моих детей по-другому. Никаких рыданий не было ни с тем, чтобы зайти в группу, ни с тем, чтобы остаться. Конечно, кто-то скучает, кому-то грустно, кому-то не хочется утром рано вставать. Но в целом у моих детей всё проходит иначе, чему я очень рада.
Я не думаю, что у садика именно образовательная функция. На самом деле, у маленьких детей очень высокая тяга к знаниям. И они сами очень легко обучаются. Если они видят что-то и у них есть все необходимые материалы, то сами могут научиться читать и писать.
Естественно, нужна забота взрослых в предоставлении букв, цифр, различных пособий. Вот в нашем саду как раз такая возможность есть. На полочках лежат материалы, откуда дети сами могут взять подвижный алфавит.
Там есть буковки, их можно обводить, рисовать на песке или на столе. Или считать какие-то палочки. В принципе, к школе они сами уже умеют читать. Ну, как читать — они знают буквы и могут иногда даже соединять их в слоги.
Они также учатся писать печатными буквами и считать. Поэтому я думаю, что стоит давать детям возможность учиться. А не устраивать полноценные уроки. И не превращать с маленького возраста садик из места для игр в место для учёбы.