Отдавать ли ребенка в детский сад

Загрузка...

Детский сад – важная часть воспитания ребенка или пустая трата времени?

Отдавать ли ребенка в детский сад

Детский сад - важная часть воспитания ребенка или напрасная трата времени? Каким он должен быть и нужен ли нашим детям? Надо ли готовить ребенка к нему? Присоединяйтесь к Диалогу нейропсихолога Юлии Зерцовой и продюсера телевизионных программ Екатерины Кабановой.

video

Временные метки

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Отдавать ли ребенка в детский сад

Детский сад – важная часть воспитания ребенка или пустая трата времени?

participant

Юлия Зерцова

Детский психолог, 44 года

что думают дети

Комментарии детей

video

Отдавать ли ребенка в детский сад

Детский сад – важная часть воспитания ребенка или пустая трата времени?

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Отдавать ли ребенка в детский сад

Детский сад - важная часть воспитания ребенка или напрасная трата времени? Каким он должен быть и нужен ли нашим детям? Надо ли готовить ребенка к нему? Присоединяйтесь к Диалогу нейропсихолога Юлии Зерцовой и продюсера телевизионных программ Екатерины Кабановой.

participant

Екатерина Кабанова

Продюсер, 34 года

participant

Юлия Зерцова

Детский психолог, 44 года

00:25:53

Статья

Диалог в текстовом формате

Отдавать ли ребенка в детский сад

Юлия Зерцова

Первая и основная функция детского сада — социализация. Давайте посмотрим на малыша в 3 года. Мы берём именно такой возраст, потому что с этого момента мы можем отправить его в детский сад. Что там происходит с ребёнком?

Он выходит из маминого поля зрения, выбирается из удобного кокона и приходит в детский сад. Там чужие тёти, куча разных детей. Никто не делает ничего ради него по щелчку. А у ребёнка в 3 года уже начинается стадия «я хочу», «я могу», «дайте мне».

Важно

Происходит трансформация самого ребёнка и психологии мамы. Если у неё все хорошо, то она отпускает малыша в этот мир, даёт ему возможность научиться самому и помогает в этом.

А если мама супертревожная, то она будет стоять около двери и подслушивать, как там её Петя? Не плачет ли он? Всё у него хорошо, подтёрли ему носик? А памперс можно ему надеть? Спрашиваешь её, какой памперс в 3 года? Говорит: «Ну, я так, на всякий случай».

Екатерина Кабанова

Понятно, что для родителя, особенно работающего, детский сад — хороший помощник. Но да, модное слово «социализация», мне кажется, тоже очень важную роль играет в воспитании ребёнка.

Хочется, чтобы ребёнок был коммуникабельным, умел находиться в команде и развивался. Чтобы не был зажатым, не боялся сверстников и мог дать отпор. Именно этому в детском саду он как раз и научится.


Интересный факт

Наилучший возраст для начала посещения детского сада — с трёх до четырёх лет.


Юлия Зерцова

Есть такое важное понятие, как инфантилизм. Я из года в год наблюдаю, что у нас растёт очень незрелое поколение. Потому что у детей нет самостоятельности, за них всё делают.

Отлично, когда у тебя есть возможность и твой ребёнок может сидеть дома. Если у него есть братья и сёстры, они ему скажут: «Слушай, иди сделай всё сам, мне некогда».

А если ты сидишь с ним одна, он у тебя такой ненаглядный красавчик. Ты бегаешь за ним из одного кружка в другой, он у тебя развит интеллектуально. Но что он получит?

Двора-то нет, как мы выяснили. А если ребёнок ещё и с друзьями не коммуницирует так, как хотелось бы? Ведь ему в любом случае нужна социализация и этот первый опыт вхождения в жизнь. Опять-таки мы, взрослые, обучаем его этому.


Интересный факт

«Хороший воспитатель от плохого отличается только количеством сделанных ошибок и причинённого детям вреда».

Януш Корчак


Подготовить ребёнка

Юлия Зерцова

Если мама не позволяет ребёнку пойти и сделать всё самому, то, к сожалению, мы получаем ситуацию, когда он не может оторваться от её юбки. Ему некомфортно. Этот период адаптации длится очень долго, и мы никак не можем его ввести в социум.

Почему? Потому что мама продолжает стоять за дверью, сколько бы её не просили пойти погулять, потанцевать или борщ сварить, например. Сколько бы её не убеждали, что ребёнок всё сделает сам.

Важно

Я всегда говорю на собраниях родителям: «Отпустите своих детей. Просто дайте им возможность сделать всё самим».

Чем самостоятельнее ребёнок, тем комфортнее ему будет в детском саду и тем короче будет адаптация. Моя дочь пошла в детский сад в 4,5 года. Я вернулась за ней в первую половину дня после прогулки, а она сказала: «Мама, ты чего пришла-то, я ещё не закончила».

Но есть дети, которым мы можем рекомендовать ещё немножечко посидеть дома. Только с условием того, что им дадут возможность научиться завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, одеваться, держать ложку.

Дома его должны научить элементарным навыкам гигиены. Чтобы он знал, что такое унитаз в конце концов. А не шугался, когда кнопку слива нажимают. То есть чем самостоятельнее ребёнок, тем проще ему в детском саду.

Екатерина Кабанова

Думаю, что ребёнка нужно готовить к детском саду с самого маленького возраста. Рассказывать, что дети хорошие, что со сверстниками интересно. Чтобы ребёнок привыкал к компании и не был одиночкой.

Важно

Как бы мы ни хотели сделать ребёнка общительным, но если он находится дома в закрытом пространстве, то всё равно привыкает только к маме. И не коммуницирует ни с кем другим.

Поэтому важно водить ребёнка на детские площадки и в какие-то кружки ещё до детского сада, чтобы максимально его раскрепостить. Чтобы он хотел туда пойти и делал это с удовольствием.

Если привести в сад ребёнка, который до этого не общался с детьми, и начать его там оставлять, то он будет плакать и не захочет туда ходить. Знаю такие истории от своих знакомых. Поэтому с этой точки зрения готовить нужно. А так не знаю, для чего ещё.

Юлия Зерцова

Стоит сначала познакомить ребёнка хотя бы с самим домиком.

Сказать, что это место, где дети играют, и что там интересно. Пройтись вокруг. Сказать: «Посмотри, какие там есть интересные игрушки, как много там детей». То есть хотя бы небольшую экскурсию, конечно, родитель должен провести.


Интересный факт

Согласно ст. 67 закона «Об образовании в Российской Федерации» допускается приём детей в детский сад с двух месяцев. Но каждое дошкольное образовательное учреждение отдельно прописывает в Уставе, с какого возраста принимаются дети.


Научат в детском саду

Екатерина Кабанова

Я не вижу ничего плохого, если ребёнок будет расти без детского сада по каким-либо причинам. Они могут быть разными. Но кроме коммуникабельности, общения и раскованности в социуме, сад даёт ещё и развитие.

С детьми там занимаются, если дома родители не успевают этого делать. Сад — хороший помощник в том, чтобы развивать ребёнка. Дети там всё равно мало-мальски учатся читать, писать, считать, готовятся к школе.

Важно

Думаю, что если ребёнок не будет ходить в сад, но с ним будут заниматься дома, то в принципе это тоже вариант.

Юлия Зерцова

Важно

Я категорически против того, чтобы в детском саду детей учили читать и писать. Необходимо знакомить их с этим через игру.

Ведущая деятельность ребёнка — игровая: с буквами и цифрами в виде образов. Рисовать палочки-чёрточки. Как нейропсихолог вам скажу, что прежде, чем построить хороший дом и сделать красивую крышу, покрасить его в красивый цвет, необходимо сделать что?

Необходимо заложить фундамент. У человека это центральная нервная система. Ребёнок сначала должен быть готов психологически. Потом мы в доме выстраиваем стены — это физиология. Ребёнок должен научиться ловить мяч, играть с ним, бросать.

Он должен научиться прыгать, бегать, освоить ту же самую скакалку. Когда он будет готов физиологически, только тогда выстраивается крыша. У человека это высшие психические и когнитивные функции. Память, мышление, внимание.

Чтобы крыша не поехала, стены должны быть крепкими и фундамент должен быть прочным. Поэтому я очень скептически отношусь, когда родители говорят, что их ребёнок готов к школе в пять лет, раз он уже умеет читать и писать.

В таких случаях я предлагаю посмотреть, а умеет ли этот ребёнок ловить мяч, играть в вышибалы. Оказывается, что нет, не умеет.

Что он будет делать в школе? Читать-то он умеет. Но он просто стечёт под парту, когда придёт в школу. Потому что у него физиология к этому ещё не готова.

Есть банальный филиппинский тест, когда мы проверяем, может ли ребёнок обхватить голову руками. Даже это не у всех получается, а они уже в школу идут. Поэтому, конечно, функция детского сада должна быть больше игровой.

Образовательной в какой-то мере тоже, но это должно быть изучение окружающего мира. Пожалуйста, знакомьте детей с птичками, грибочками, листочками. Должна присутствовать разная творческая деятельность.

Важно

Получение знаний об окружающем мире должно идти через игру и опытную деятельность. А дальше ребёнок сам научится читать и писать.

Он должен сам захотеть не играть, а писать те же самые крючки. Сейчас, конечно, сложно говорить об этом в первом классе. Потому что они там уже такие предложения пишут, что просто мама не горюй. И вся система образования сильно бежит вперёд.

Она бежит вперёд физиологии ребёнка и его естественного развития. Это печально. Я не знаю, что с этим делать. Это система, поменять её невозможно.

Поэтому надо готовить ребёнка в детском саду через игру. Готовить физиологически, психически, эмоционально. И дать ребёнку возможность играть. Дать ему наиграться именно в детском саду.


Интересный факт

Республика Дагестан находится на первом месте по нехватке мест в садах. 58% детей не посещают детские сады из-за отсутствия свободных мест.


Государственный или частный

Екатерина Кабанова

Честно, разницы большой между государственным и частным садом, наверное, нет. Всё зависит от воспитателя. Мне бы хотелось, чтобы там работал действительно хороший человек. Может, я заранее пойду туда знакомиться и смотреть, чтобы принять решение.

Юлия Зерцова

У нас сейчас очень большая наполняемость групп. Это действительно беда. Потому что мы понимаем, что очередь в детский сад большая, все хотят туда попасть.

Вместо 25 человек у нас в списках 33, ходят из них 27-28. А это уже много. Потому что идёт огромная нагрузка и на воспитателей, и на самих детей. Никто же не считает децибелы, в которых они там находятся. Только когда тихий час, мы все отдыхаем.

Это самая большая проблема. Если группы уменьшить, то и качество воспитания было бы другим. Нагрузка на воспитателя снизилась бы. Приходило бы работать больше молодых девчонок из тех же самых педвузов. Было бы легче, проще и качественнее.


Мнения

Людмила Беленькая, 1957 г. р. Заслуженный тренер по боевым искусствам

Мне повезло: я не ходила в детский сад. У меня мама была учительницей. Когда она вышла на работу, то пошла воспитателем из-за моей младшей сестры. Я в садике была очень мало, буквально по несколько часов.

Хотя у меня остались воспоминания, что дети ко мне относились очень хорошо. И что я плохо ела, мне не нравился завтрак. Соседи за столом, мальчики, съедали мою еду. Помню, даже ухаживали, что-то дарили мне. Я участвовала во всём этом достаточно спокойно.

Но я бежала с мамой домой, не хотела там оставаться. Хотя всегда была очень общительная, со всеми играла на площадке и никогда не ссорилась. Характер у меня был достаточно мягкий в детстве. Но вот радостных воспоминаний о садике у меня нет.

Юлия Панкевич, 1990 г. р. Фотомодель

В целом с садиком всё хорошо. Потихонечку малыш вводится в социум, остаётся там сначала на час, потом на два, на три и более. Но опять же — у каждого ребёнка по-своему.

Старший у меня прекрасно адаптировался практически с первого дня, ему не нужно было на это время. Младший к садику привыкал тяжелее. В любом случае, это адаптация к людям — взрослым, маленьким — с их различными потребностями и проблемами.

Аркадий Кузнецов, 1974 г. р. Психиатр, психотерапевт

Если нет никакой возможности с точки зрения дополнительных помощников, будь то бабушки, дедушки, няни, гувернантки и прочие, то у работающих и активных родителей вообще нет никаких других альтернатив, кроме как ясли и детский сад.

Просто из-за того, что необходимо высвободить огромное количество времени. Если в первые годы жизни ребёнка люди как-то всё-таки эти жертвы приносят, то дальше нужно продолжать развиваться карьерно, профессионально, творчески.

Конечно, в этом плане ты отрываешь от сердца кровинушку, отдаёшь её в садик другим дядям и тётям. Но, с другой стороны, ты испытываешь эгоистическую радость, что наконец-то поработаешь по-настоящему.

Сейчас есть тренд на большое количество всяких ускоренных развивашек. Родители из лучших побуждений стараются ещё до школы напичкать ребёнка знаниями, пытаются раскрыть его таланты. И дети просто эмоционально истощаются.

А если они эмоционально истощаются, то теряют интерес к учёбе и могут её возненавидеть. Просто из-за перегрузки. В этом плане оптимальным вариантом видится садик, который даёт другую нагрузку и другие задачи.

Всё-таки подготовка к школе должна проводиться в игровой, мягкой форме с помощью гуманных способов. А дальше уже проявляется индивидуальность ребёнка. Потому что сейчас огромное количество детей и с невротической, и с психиатрической, и с неврологической патологией. Всё это требует определённого протокола.

Плюс много детей с дефектами речи. Им обязательно нужен логопед. Поэтому лучше всего здесь рассматривать команду специалистов детского профиля. И места, где есть люди, которые занимаются и диагностикой, и терапией всех этих состояний.

Подготовку к школе должны проводить совместно несколько специалистов в учреждениях, где есть и психиатр, и невролог, и детский психолог, и педагоги. Чтобы это было адекватно возможностям детского мозга. Тогда это будет правильно и грамотно.

Владимир Бажин, 1966 г. р. Заслуженный тренер по хоккею с мячом

Все мои дети ходили в детский сад. В таких условиях ребёнок быстрее развивается. Он находится в социуме, у него есть детство. А родители не отдыхают, они просто работают в это время. Плюс раньше были графики и стабильность в том плане, что утром привели, вечером забрали.

В садике дети между собой взаимодействуют и начинают вырабатывать свой характер. Кто-то за кого-то заступается, например, сильный за слабого, кто-то может дать сдачи. Появляются какие-то симпатии и антипатии. Это всё закладывается в детстве.

Ребёнок как губка — всё впитывает и пропускает через себя. Дети должны общаться. А какие-то познавательные факты должны воспитателями подаваться в игровой ненавязчивой форме. Потому что все дети разные. Один понимает сейчас, а другой поймёт завтра. А может, только через месяц.

Мария Рахимова, 1981 г. р. Психолог

Наверное, если бы мне было хорошо в детском саду, я бы детей туда же и отдала. Но нет, мне было вообще нехорошо. Первый раз, когда меня попробовали туда отдать, мне было, наверное, года полтора. Может быть, два.

Мама сказала, что я сколько-то там прорыдала. После чего они решили, что я, наверное, не буду ходить в детский сад. И я ещё какое-то время не ходила. И пошла уже в более старшем возрасте.

Но никаких чудесных воспоминаний об этом у меня нет. Я только помню, как какая-то девочка укусила меня за палец. И вообще, это было не место расслабленности, комфорта, интереса, куда я с радостью бежала.

Слава Богу, у моих детей по-другому. Никаких рыданий не было ни с тем, чтобы зайти в группу, ни с тем, чтобы остаться. Конечно, кто-то скучает, кому-то грустно, кому-то не хочется утром рано вставать. Но в целом у моих детей всё проходит иначе, чему я очень рада.

Я не думаю, что у садика именно образовательная функция. На самом деле, у маленьких детей очень высокая тяга к знаниям. И они сами очень легко обучаются. Если они видят что-то и у них есть все необходимые материалы, то сами могут научиться читать и писать.

Естественно, нужна забота взрослых в предоставлении букв, цифр, различных пособий. Вот в нашем саду как раз такая возможность есть. На полочках лежат материалы, откуда дети сами могут взять подвижный алфавит.

Там есть буковки, их можно обводить, рисовать на песке или на столе. Или считать какие-то палочки. В принципе, к школе они сами уже умеют читать. Ну, как читать — они знают буквы и могут иногда даже соединять их в слоги.

Они также учатся писать печатными буквами и считать. Поэтому я думаю, что стоит давать детям возможность учиться. А не устраивать полноценные уроки. И не превращать с маленького возраста садик из места для игр в место для учёбы.


Фокус-группа

participant

Мария Рахимова

Психолог, 43 года

Наверное, если бы мне было хорошо в детском саду, я бы детей туда же и отдала. Но нет, мне было вообще нехорошо. Первый раз, когда меня попробовали туда отдать, мне было, наверное, года полтора. Может быть, два. Мама сказала, что я сколько-то там прорыдала. После чего они решили, что я, наверное, не буду ходить в детский сад. И я ещё какое-то время не ходила. И пошла уже в более старшем возрасте. Я не думаю, что у садика именно образовательная функция. На самом деле, у маленьких детей очень высокая тяга к знаниям. И они сами очень легко обучаются. Если они видят что-то и у них есть все необходимые материалы, то сами могут научиться читать и писать. Естественно, нужна забота взрослых в предоставлении букв, цифр, различных пособий. Вот в нашем саду как раз такая возможность есть. На полочках лежат материалы, откуда дети сами могут взять подвижный алфавит.

participant

Владимир Бажин

Заслуженный тренер по хоккею с мячом, 58 лет

Все мои дети ходили в детский сад. В таких условиях ребёнок быстрее развивается. Он находится в социуме, у него есть детство. А родители не отдыхают, они просто работают в это время. Плюс раньше были графики и стабильность в том плане, что утром привели, вечером забрали. В садике дети между собой взаимодействуют и начинают вырабатывать свой характер. Кто-то за кого-то заступается, например, сильный за слабого, кто-то может дать сдачи. Появляются какие-то симпатии и антипатии. Это всё закладывается в детстве. Ребёнок как губка — всё впитывает и пропускает через себя. Дети должны общаться. А какие-то познавательные факты должны воспитателями подаваться в игровой ненавязчивой форме. Потому что все дети разные. Один понимает сейчас, а другой поймёт завтра. А может, только через месяц.

participant

Аркадий Кузнецов

Психиатр, психотерапевт, 50 лет

Если нет никакой возможности с точки зрения дополнительных помощников, будь то бабушки, дедушки, няни, гувернантки и прочие, то у работающих и активных родителей вообще нет никаких других альтернатив, кроме как ясли и детский сад. Просто из-за того, что необходимо высвободить огромное количество времени. Если в первые годы жизни ребёнка люди как-то всё-таки эти жертвы приносят, то дальше нужно продолжать развиваться карьерно, профессионально, творчески. Сейчас есть тренд на большое количество всяких ускоренных развивашек. Родители из лучших побуждений стараются ещё до школы напичкать ребёнка знаниями, пытаются раскрыть его таланты. И дети просто эмоционально истощаются. А если они эмоционально истощаются, то теряют интерес к учёбе и могут её возненавидеть. Просто из-за перегрузки. В этом плане оптимальным вариантом видится садик, который даёт другую нагрузку и другие задачи. Всё-таки подготовка к школе должна проводиться в игровой, мягкой форме с помощью гуманных способов.

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Поделитесь мнением

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Контакты
Сотрудничество

Selfschool — это проект, созданный вместе с вами и для вас. Здесь мы обсуждаем вопросы, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно. Высказываем мнения: экспертные, родительские и детские.

Компания осуществляет деятельность в сфере информационных технологий и имеет аккредитацию Минцифры.

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!