Тимур Сейфетдинов, 1989 г. р. Юрист
Если у ребёнка достаточно времени, то один спортивный кружок и один музыкальный вполне можно совмещать. Если одновременно много спортивных и много музыкальных, то я думаю, что это невозможно.
В детстве я занимался спортом. А изначально ходил в общеобразовательную школу с музыкально-эстетическим уклоном. У меня был соответствующий класс, поэтому отдельно в музыкалку я не ходил.
Мы с родителями часто ездили в поездки, где ночевали в палатках под открытым небом в лагере. У нас там были знакомые, которые играли на гитаре. Мне в какой-то момент захотелось тоже этому научиться.
Я попросил отвести меня в музыкальную школу. Но продержался там буквально несколько занятий. Потому что понял, что это не моё, что я не могу там учиться.
Александра Егорова, 2003 г. р. Студентка 4-го курса
До какого-то определённого возраста за занятия ребёнка полностью несут ответственность его родители. Наверное, поскольку у меня нет детей, сложно сказать, чем бы я их занимала.
Стоит попытаться узнать, что ребёнку нравится, а что нет. Но поскольку он даже сам этого может не понимать, то нужно пробовать, смотреть, наблюдать. Не то чтобы всего понемногу, а выбрать какие-то два-три основных занятия, на которые стоит сделать акцент.
Может быть, ребёнок где-то что-то увидел, и вы по реакции поняли, что его заинтересовало это занятие. Как у меня, например, было со спортом. Я смотрела Олимпиаду или другие соревнования по телевизору, меня это зацепило. Родители считали эту реакцию, и я пошла пробовать себя в этом направлении.
Что касается спорта, то с ним нужно быть аккуратнее. Потому что на личном опыте я знаю, что занятия, которые готовят к соревнованиям и рассчитаны на достижение успеха, — это очень опасная дорожка. Тут и травмы, и психологические сложности. Нужно соблюдать дисциплину.
Плюс важно понимать, что в какой-то момент это может быть в ущерб той же самой школе. Если спорт — основная часть жизни, то нужно построить всё так, чтобы он оставался на вершине, а всё остальное под него подстраивалось. Ведь спортивная школа — это разъезды по городам, по соревнованиям. Это сложно.
Олег Моторин, 1966 г. р. Психолог
Я как человек, который окончил полный курс музыкальной школы, а также несколько раз в течение детства пробовал себя в спорте, могу сказать, что, с одной стороны, можно уже в детстве увидеть что-то, что потом будет интересно. Но что-то можно понять только после пубертата.
Потому что личность ещё много раз поменяется. И очень сложно в маленьком ребёнке разглядеть, что потом сработает в его взрослой жизни. Даже обладая серьёзным родительским опытом.
В данном случае у взрослых основная миссия — дать как можно больше клавиш, на которые человек сможет нажимать после своих 24-25 лет. А с моей точки зрения период с 12 до 24 лет наиболее важен с точки зрения закрепления в голове как можно большего количества разных вещей.
Человек как лакомка должен пробовать разные виды деятельности, чтобы оценить себя и свои состояния со всех сторон. После 25 лет и к окончанию жизни это постепенно сходит на ноль. Что до этого возраста вошло в голову, то в ней и останется. Тем более в таком нежном возрасте, когда человека первый раз отдают в музыкальную школу.
Если вас научили играть на этой клавише, вы её будете нажимать, когда уже самостоятельно начнёте настраивать оркестр своей жизни. А если не научили, то ничего и не будет. Вы её будете обходить. Поэтому тут самое главное — дать ребёнку попробовать себя в совершенно разных видах деятельности.
Дмитрий Щербаков, 1965 г. р. Частный практикующий психолог
Нужно дать ребёнку возможность присмотреться и попробовать разное, чтобы понять, к чему он действительно потянется, что ему будет интересно. И не для того, чтобы достигать в этом чего-то, а чтобы почувствовать, где ему больше нравится.
Высоты в спорте — это крайне неэкологично. Все прекрасно понимают, что современный профессиональный спорт — это вредно для организма. А вот физическое развитие и культура, искусство действительно полезны.
Поэтому нужно дать ребёнку возможность знакомиться с различными проявлениями себя. Дать ему попробовать себя в гончарной мастерской, в скульптуре. Купить краски, чтобы он получил опыт в живописи.
Александра Родионова, 2001 г. р. SMM-менеджер
Меня отдали и на музыку, и на танцы, и на профессиональное плавание. И всё это получалось совмещать. Мне кажется, одно другому не мешает, но всё должно быть в тонкой пропорции.
Например, плавание у меня было один раз в неделю: занятия проходили и на суше, и в воде. Это была колоссальная подготовка, но это меня разгружало и было полезно для позвоночника и здоровья. Музыка у меня, насколько я помню, была два раза в неделю, а танцы — три раза.
Всё получалось совмещать, нагрузка была нормированная. У меня были дни на неделе, когда я отдыхала и вообще никуда не ходила. Аналогично сейчас с моими братьями-сёстрами, у которых есть и гимнастика, и теннис, и музыкалка. У них получается всё совмещать.
Так дети становятся разносторонними, у них появляется много интересов и друзей из разных компаний. Здорово, что у нас есть государственные программы, где мы можем заниматься чем-то бесплатно. Потому что я понимаю, что для многих родителей это может быть накладно в финансовом плане.