Спорт против творчества

Куда отдать ребенка? В спорт или творчество? В чем плюсы и минусы каждого направления?

Спорт против творчества

Вечная головная боль родителей: куда отдать ребенка? В спорт или в творчество? Можно ли совместить и то, и другое и как правильно это сделать? Что получает ребенок от каждого направления? Присоединяйтесь к Диалогу художника-монументалиста, реставратора древнерусской живописи Елизаветы Козырь и фитнес-тренера, мастера спорта по кикбоксингу Вячеслава Быкова.

video

Временные метки

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Спорт против творчества

Куда отдать ребенка? В спорт или творчество? В чем плюсы и минусы каждого направления?

participant

Елизавета Козырь

Художник-монументалист, 39 лет

Спорт против твочрества

Куда отдать ребенка? В спорт или творчество? В чем плюсы и минусы каждого направления?

participant

Вячеслав Быков

Мастер спорта и тренер по кикбоксингу, 30 лет

что думают дети

Комментарии детей

video

Спорт против творчества

Куда отдать ребенка? В спорт или творчество? В чем плюсы и минусы каждого направления?

Мнения

Взгляды людей разных поколений

Мода на спорт

Мода на спорт. Была ли она в вашем поколении? К чему приводит отсутствие спорта в жизни детей? Послушайте Мнения наших героев.

Кружки - твой выбор или выбор родителей

Ребенок должен быть занят постоянно. Или нет? Кто выбирает, куда ему ходить – он сам или родители? Не реализуем ли мы собственные амбиции в ребенке? Послушайте Мнения детей.

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Спорт против творчества

Вечная головная боль родителей: куда отдать ребенка? В спорт или в творчество? Можно ли совместить и то, и другое и как правильно это сделать? Что получает ребенок от каждого направления? Присоединяйтесь к Диалогу художника-монументалиста, реставратора древнерусской живописи Елизаветы Козырь и фитнес-тренера, мастера спорта по кикбоксингу Вячеслава Быкова.

participant

Елизавета Козырь

Художник-монументалист, 39 лет

participant

Вячеслав Быков

Мастер спорта и тренер по кикбоксингу, 30 лет

00:32:34

Статья

Диалог в текстовом формате

Спорт против творчества

Елизавета Козырь

Мои родители — художники. И я тоже рисовала с детства. Это всё передалось с молоком матери. Я часто о себе говорю, что у меня не было ни одного шанса на нормальную жизнь.

Профессия художника достаточно широкая, объёмная. Это всё, что связано с искусством и творчеством. Я не разделяю эти сферы, потому что училась и на живописи, и на скульптуре. Мне нравятся новые техники, технологии. Изучать что-то новое всегда прекрасно.

Вячеслав Быков

Считаю, что спорт — это и есть творчество. Потому что владеть скрипкой, гитарой, кистью или телом — это всё про искусство. Даже в моей практике было такое, что когда я тренировался и выступал, то в бою чувствовал себя художником от мира единоборств.

Потому что можно драться шаблонно: бить руками, ногами. Но тот удар, который достигнет цели, — это удар, которого человек не увидит. Ты должен грамотно продумать в бою свою комбинацию, чтобы противник её не понял. А реализовать это можно, только очень сильно подумав. Чтобы соперник среагировал на одно движение, а ты ударил с другой стороны.


Интересный факт

В 2022 году в России в спортивных секциях занималось 52% детей и подростков, в творческих — 41%.


Как выбрать?

Елизавета Козырь

Очень часто бывает такое, что дети сомневаются и ничего не хотят. В какой-то момент я увлеклась математикой, мне она очень понравилась. Но это было настолько неожиданно и чужеродно для окружающих, что я этим всех перепугала.

Мне сказали: «Всё, Лиза, остановись с выбором своей профессии. Жизнь покажет, чем ты будешь заниматься». Потому что к точным наукам можно прийти самостоятельно. Но в любом случае всегда и везде присутствует творчество.

Важно

Творческое начало в человеке неизменно в любой профессии. Даже математика без какой-то креативной мысли невозможна.

Так же и в спорте не обойтись без творчества, потому что нужно воображение, чтобы решить, как одолеть соперника, как стать первым, какую технику применить для победы. Это тоже в своём роде творчество. Так что всегда важен креативный подход.

Вячеслав Быков

Есть спорт многофункциональный, а есть менее функциональный. Есть спорт сложно-координированный, есть легко-координированный. Если взять тот же бег, то там творчество, наверное, тяжело как-то подключить.

Важно

Но благодаря творчеству можно быстрее понять, как правильно бегать. И использовать все группы мышц, чтобы развивать огромную скорость.

Или если брать сложно-координационные виды спорта: гимнастику, единоборства, те же самые танцы. Как там без творчества? Это абсолютно точно совместимые вещи.

Если родители хотят, чтобы их ребёнок стал профессиональным музыкантом и посвятил этому жизнь, то тут спорт будет на втором месте. Плюс нужно выбирать такой вид активности, который не помешает росту в музыкальном или другом творчестве, в котором родители хотят видеть детей.


Интересный факт

В 2023 году более 2,8 млн российских детей выбрали техническую направленность кружков, более 2,9 млн детей — естественно-научную.


Личный опыт

Елизавета Козырь

Я хотела быть пловчихой. Так получилось, что у нас от школы были занятия в олимпийском бассейне. И тренер была из юношеской сборной. Она тренировала именно наш класс. Может быть, даже всю школу, я не знаю. И она брала меня в команду.

Но когда мама узнала, что меня берут профессионально плавать, то сказала, что это не для девочки. Что лучше не делать ничего, чем плавать. Потому что есть такой миф, что из-за плавания растут большие плечи и мышцы. Плюс профессиональный спорт может пагубно влиять на здоровье. Человек себя полностью отдаёт ему. Это даже не образ жизни, а вся жизнь целиком.

Но плавать я любила всегда. И продолжала заниматься непрофессионально. В принципе, я до сих пор всегда делаю это с удовольствием. Для меня плавание — это всё. Особенно в виде кружка это было здорово.

Но я не получала никогда никаких разрядов. В соревнованиях участвовала, но званий и наград у меня нет. Хотя плаваю я неплохо. И могла бы сделать себе, наверное, какую-то спортивную карьеру.

Вячеслав Быков

Начало моей музыкальной карьеры было таким, что я просто бегал по дому как ненормальный и играл на воображаемой гитаре. У меня всегда в доме была тяжёлая музыка. Это тоже идёт от отца.

И мать как-то ко мне подходит и говорит: «А что ты как дурак бегаешь и не играешь на нормальной гитаре? Почему не научишься?» А я на неё смотрю и такой: «А что, так можно было?»

Мы буквально за неделю купили классическую гитару, и я пошёл учиться на ней играть. А потом, поскольку я обожаю тяжёлую музыку, отец купил мне электрогитару. И дальше я даже в группе играл. Есть записанные песни.

Лет 6-7 я занимался параллельно кикбоксингом и тхэквондо. И ещё столько же параллельно гитарой. Играл в группе. Но потом передо мной встал выбор: собирать новый музыкальный коллектив или всё-таки готовиться к чемпионату мира.

Важно

Я решил, что спорт — это всё-таки то, на что я положил всю жизнь. А гитара для меня не стоит на первом месте. Поэтому выбрал единоборства.





Интересный факт

«Если вы слышите внутренний голос, который говорит вам: “Вы не сможете рисовать”, — рисуйте во что бы то ни стало, и этот голос однажды замолчит».

Винсент Ван Гог


Услышать друг друга

Елизавета Козырь

Пока ты в детском возрасте, то именно родители принимают решения. И я жалела на самом деле об их выборе, потому что плаваю я действительно очень быстро. Наверное, у меня и техника превосходная.

Важно

Тут как жизнь покажет. Если кому-то суждено плавать, то рисовать он может исключительно для себя и в развлекательных целях.

Плюс век профессионального спортсмена достаточно короткий, мы все об этом знаем. Поэтому приступить к творческой части, к художественному процессу, можно было бы после профессиональной карьеры. Чтобы было, чем заняться на пенсии.

Вячеслав Быков

Я всегда находил время, когда хотел поиграть. Начал я лет с 12, по-моему. И когда мне было уже 17-19 лет, то всегда была возможность заниматься музыкой. Хотя 15 часов в неделю я тогда уделял единоборствам.

У меня каждый день были тренировки от двух до трёх часов. И всё равно я приходил домой, надевал наушники, втыкал в процессор и играл вечером, никому не мешая. Родители иногда, конечно, ругались, но всё было нормально.

Елизавета Козырь

Взрослые — те же самые дети. Никого никогда нельзя ни от чего отрезать. Если человеку хочется что-то попробовать, если у него есть какие-то увлечения, надо его поддержать и найти в этих увлечениях то, что у него получается лучше всего.

Если я замечательный портретист, но мне не нравятся пейзажи, то не надо заставлять меня их рисовать. Я люблю изучать людей, значит, я люблю лица. И что-то другое мне неинтересно. Тогда я лучше займусь портретами и буду делать это с удовольствием.

Важно

Главное, чтобы это приносило радость. Нельзя ребёнка насильно заставлять заниматься рисованием только потому, что мамочке захотелось, чтобы её ребёнок был художником.

Это звучит романтично. Но на самом деле это очень трудно. Первое образование у меня художник-монументалист. И это физически тяжёлая профессия для женщин. Это большие объёмы, бесконечная работа со штукатуркой, мозаикой, материалом.

Не имея физической подготовки, невозможно сделать огромную стенку. Вы просто попробуйте: возьмите валик и покрасьте 20 квадратов. Это сложно. А если штукатурка ещё с рельефом или мозаикой… А ведь 20 квадратов для художника-монументалиста — это очень немного.

Поэтому спорт тоже важен. Ещё ведь нужно на леса залезать и слезать. И ведро поднять с чем-нибудь тяжёлым — тяжелее, чем просто вода. В принципе, когда на объект приходишь, то первую неделю чувствуешь себя очень сильным человеком.

Это абсолютный фитнес-зал. И я, кстати, очень радуюсь, когда попадаю на такие тяжёлые объекты. Понимаю, что после них всегда ходишь с расправленными плечами и думаешь: «Вот сейчас да, я могу».


Интересный факт

Большинство психологов утверждают, что возраст, в котором уже пора отдать ребёнка в секцию или кружок, — пять-шесть лет.


Вячеслав Быков

Сегодня дети не то, что рисуют, — они занимаются миллионами дел. Нам такое даже не снится. То, чем они занимаются, невероятно. У них, на самом деле, дело-то не в творчестве. Их так много куда отдают, что просто непонятно, когда они детьми-то будут?

Важно

У них репетитор по английскому, немецкому, французскому, по математике и физике. Они учатся в школе, ходят на тренировки. И у них ещё пять репетиторов. Я вообще не знаю, как они с этим живут. У них нет детства.

Я, наверное, смотрю на всё это со стороны базы и того, что нам больше нужно в жизни. Мы живём в такое время, которое всегда было трудным. И оно не становится спокойнее, как мне кажется.

Поэтому базово ребёнок должен уметь за себя постоять. Я даже не говорю про другие виды спорта. Просто ребёнок должен быть физически развит и уметь защитить себя в любой ситуации. А будет ли он скрипачом, барабанщиком или гимнастом — это уже на усмотрение родителей.

Хотя иногда у родителя бывает беспочвенное желание сделать из ребёнка музыканта. То есть если я сказал, что ты станешь скрипачом, то так и должно быть. Я считаю, это не совсем правильный подход.

Когда ребёнок реально подаёт какие-то надежды, педагог его постоянно хвалит и видит, что тот выделяется из класса, но ученик противится, то задача взрослых объяснить ему, что он очень хорошо играет. Если правильно донести эту мысль, то ребёнок не будет сопротивляться.

Потому что у него же идёт борьба: «Я не буду делать, как вы хотите». Разные, конечно, дети бывают. Но есть такие, кто постоянно спорит, кто постоянно в напряге. Они всегда хотят делать всё по-другому. Может быть, даже назло. А почему? Надо понять корень проблемы.

Если ребёнок подаёт надежды в спорте, а в скрипке или творчестве нет, но родители продолжают говорить, что он должен быть художником, — это всё-таки не совсем корректно. Лучше, чтобы ребёнок ходил туда, куда его тянет. Это даст больше возможностей для роста ребёнка как личности.

Елизавета Козырь

Не могу сказать, что за меня решали родители, потому что так или иначе все остальные профессии мне были не по душе. Единственное, что мне действительно нравится, — плавать. Это я любила.

Если выбирать профессию по душе, то да, тогда это будет плавание. Притом другие виды спорта мне абсолютно не нравятся, в том числе эстетически. Допустим, все любят теннис. Но когда я начинаю играть, мне становится неинтересно.

Я могу попробовать проникнуться этим видом спорта, но мне неинтересно. Не могу ничего с собой сделать, мне хочется бежать оттуда. Есть то, что ты любишь, то, что тебе интересно. Главное — заниматься любимым делом, нельзя насиловать ребёнка.

Ещё я ходила в музыкальную школу, и вот это было тяжело. Этим меня заставляли заниматься. Родители хотели, чтобы я стала музыкантом. Но у них ничего в этом плане не получилось.


Интересный факт

В России работают 44 000 Домов творчества, а с учётом частных организаций с образовательной лицензией всего их 89 000.


Совмещайте

Вячеслав Быков

Это отличный подход со стороны родителя, которому не всё равно на своего ребёнка. Он его отдал на несколько секций, проанализировал, где тому больше нравится, что больше подходит, где он показывает лучший результат. И всё, можно ходить туда 3 или 4 раза в неделю.

Важно

Родители не знают и не видят того, к чему именно ребёнок склоняется: творчеству, математике или спорту. Нужно настраивать это, как персонажа в игре: добавить ему силу, интеллект или ловкость.

Ты сам выставляешь эти ползунки и смотришь, где у ребёнка что-то будет получаться. Если видишь, что это математика или спорт, то творчество лучше пока оставить в стороне. Потом, может, он к этому сам придёт.

Ребёнка лучше всего развивать гармонично, чтобы он был и умным, и сильным, и творчески развитым. Это обязательно. Я же тоже перегорел в 12 лет, но у меня появилась новая цель для роста — выступления за сборную.

Когда ребёнок в 10 лет достигает в своём спорте всего, то нужно взвесить все за и против, чтобы понять, чего ещё можно добиться в этой дисциплине. Куда он придёт, если продолжит заниматься? Может быть, родителям стоит поддержать его в этом направлении, а может, помочь заняться чем-то похожим.

Ведь есть очень много видов спорта, которые похожи друг на друга. Если взять даже единоборства: самбо, ММА — это в целом схожие дисциплины. Или взять, допустим, кикбоксинг: там есть 5 или 6 разделов. Тхеквондо, ушу-саньда — они тоже плюс-минус схожи.

Понятно, что ребята, которые этим занимаются, скажут, что это абсолютно разные вещи. Но если признаться честно, то они всё-таки чуть-чуть похожи. Если ребёнку, допустим, надоела спортивная акробатика, то можно пойти на спортивные танцы.

Если не хочет идти на спортивные танцы, но он офигенный акробат, пусть пойдёт на гимнастику и станет олимпийским чемпионом. Ведь там будет больше конкуренции, появится новый интерес. Возможно, стоит перенести вектор внимания на другой вид спорта.

Елизавета Козырь

Важно

У меня все знакомые художники, которым больше 80 лет, занимаются спортом. Человек не может жить без этого.

Я не могу просто сидеть, скрючившись, рисовать картинки и говорить, что я буду жить до 100 лет. Такого не бывает. Мы все состоим из некой физической оболочки под названием тело, и оно должно быть в порядке.

Если тело в порядке, то и самочувствие будет хорошее. Вы сможете больше сделать в этой жизни. Даже не только в плане творчества. Активный образ жизни — это всегда прекрасно. Надо же где-то ещё черпать вдохновение.

Вячеслав Быков

Совмещать в ребёнке спорт и творчество обязательно. Самое главное, что творчество помогает в спорте, а спорт помогает в творчестве. Потому что те качества, которые даёт одно направление, в любом случае могут сыграть позитивно в другом направлении.


Мнения

Тимур Сейфетдинов, 1989 г. р. Юрист

Если у ребёнка достаточно времени, то один спортивный кружок и один музыкальный вполне можно совмещать. Если одновременно много спортивных и много музыкальных, то я думаю, что это невозможно.

В детстве я занимался спортом. А изначально ходил в общеобразовательную школу с музыкально-эстетическим уклоном. У меня был соответствующий класс, поэтому отдельно в музыкалку я не ходил.

Мы с родителями часто ездили в поездки, где ночевали в палатках под открытым небом в лагере. У нас там были знакомые, которые играли на гитаре. Мне в какой-то момент захотелось тоже этому научиться.

Я попросил отвести меня в музыкальную школу. Но продержался там буквально несколько занятий. Потому что понял, что это не моё, что я не могу там учиться.

Александра Егорова, 2003 г. р. Студентка 4-го курса

До какого-то определённого возраста за занятия ребёнка полностью несут ответственность его родители. Наверное, поскольку у меня нет детей, сложно сказать, чем бы я их занимала.

Стоит попытаться узнать, что ребёнку нравится, а что нет. Но поскольку он даже сам этого может не понимать, то нужно пробовать, смотреть, наблюдать. Не то чтобы всего понемногу, а выбрать какие-то два-три основных занятия, на которые стоит сделать акцент.

Может быть, ребёнок где-то что-то увидел, и вы по реакции поняли, что его заинтересовало это занятие. Как у меня, например, было со спортом. Я смотрела Олимпиаду или другие соревнования по телевизору, меня это зацепило. Родители считали эту реакцию, и я пошла пробовать себя в этом направлении.

Что касается спорта, то с ним нужно быть аккуратнее. Потому что на личном опыте я знаю, что занятия, которые готовят к соревнованиям и рассчитаны на достижение успеха, — это очень опасная дорожка. Тут и травмы, и психологические сложности. Нужно соблюдать дисциплину.

Плюс важно понимать, что в какой-то момент это может быть в ущерб той же самой школе. Если спорт — основная часть жизни, то нужно построить всё так, чтобы он оставался на вершине, а всё остальное под него подстраивалось. Ведь спортивная школа — это разъезды по городам, по соревнованиям. Это сложно.

Олег Моторин, 1966 г. р. Психолог

Я как человек, который окончил полный курс музыкальной школы, а также несколько раз в течение детства пробовал себя в спорте, могу сказать, что, с одной стороны, можно уже в детстве увидеть что-то, что потом будет интересно. Но что-то можно понять только после пубертата.

Потому что личность ещё много раз поменяется. И очень сложно в маленьком ребёнке разглядеть, что потом сработает в его взрослой жизни. Даже обладая серьёзным родительским опытом.

В данном случае у взрослых основная миссия — дать как можно больше клавиш, на которые человек сможет нажимать после своих 24-25 лет. А с моей точки зрения период с 12 до 24 лет наиболее важен с точки зрения закрепления в голове как можно большего количества разных вещей.

Человек как лакомка должен пробовать разные виды деятельности, чтобы оценить себя и свои состояния со всех сторон. После 25 лет и к окончанию жизни это постепенно сходит на ноль. Что до этого возраста вошло в голову, то в ней и останется. Тем более в таком нежном возрасте, когда человека первый раз отдают в музыкальную школу.

Если вас научили играть на этой клавише, вы её будете нажимать, когда уже самостоятельно начнёте настраивать оркестр своей жизни. А если не научили, то ничего и не будет. Вы её будете обходить. Поэтому тут самое главное — дать ребёнку попробовать себя в совершенно разных видах деятельности.

Дмитрий Щербаков, 1965 г. р. Частный практикующий психолог

Нужно дать ребёнку возможность присмотреться и попробовать разное, чтобы понять, к чему он действительно потянется, что ему будет интересно. И не для того, чтобы достигать в этом чего-то, а чтобы почувствовать, где ему больше нравится.

Высоты в спорте — это крайне неэкологично. Все прекрасно понимают, что современный профессиональный спорт — это вредно для организма. А вот физическое развитие и культура, искусство действительно полезны.

Поэтому нужно дать ребёнку возможность знакомиться с различными проявлениями себя. Дать ему попробовать себя в гончарной мастерской, в скульптуре. Купить краски, чтобы он получил опыт в живописи.

Александра Родионова, 2001 г. р. SMM-менеджер

Меня отдали и на музыку, и на танцы, и на профессиональное плавание. И всё это получалось совмещать. Мне кажется, одно другому не мешает, но всё должно быть в тонкой пропорции.

Например, плавание у меня было один раз в неделю: занятия проходили и на суше, и в воде. Это была колоссальная подготовка, но это меня разгружало и было полезно для позвоночника и здоровья. Музыка у меня, насколько я помню, была два раза в неделю, а танцы — три раза.

Всё получалось совмещать, нагрузка была нормированная. У меня были дни на неделе, когда я отдыхала и вообще никуда не ходила. Аналогично сейчас с моими братьями-сёстрами, у которых есть и гимнастика, и теннис, и музыкалка. У них получается всё совмещать.

Так дети становятся разносторонними, у них появляется много интересов и друзей из разных компаний. Здорово, что у нас есть государственные программы, где мы можем заниматься чем-то бесплатно. Потому что я понимаю, что для многих родителей это может быть накладно в финансовом плане.


Фокус-группа

participant

Александра Родионова

SMM-менеджер, 23 года

Меня отдали и на музыку, и на танцы, и на профессиональное плавание. И всё это получалось совмещать. Мне кажется, одно другому не мешает, но всё должно быть в тонкой пропорции. Например, плавание у меня было один раз в неделю: занятия проходили и на суше, и в воде. Это была колоссальная подготовка, но это меня разгружало и было полезно для позвоночника и здоровья. Музыка у меня, насколько я помню, была два раза в неделю, а танцы — три раза. Всё получалось совмещать, нагрузка была нормированная. У меня были дни на неделе, когда я отдыхала и вообще никуда не ходила. Аналогично сейчас с моими братьями-сёстрами, у которых есть и гимнастика, и теннис, и музыкалка. У них получается всё совмещать. Так дети становятся разносторонними, у них появляется много интересов и друзей из разных компаний. Здорово, что у нас есть государственные программы, где мы можем заниматься чем-то бесплатно. Потому что я понимаю, что для многих родителей это может быть накладно в финансовом плане.

participant

Дмитрий Щербаков

Психотерапевт, 59 лет

Нужно дать ребёнку возможность присмотреться и попробовать разное, чтобы понять, к чему он действительно потянется, что ему будет интересно. И не для того, чтобы достигать в этом чего-то, а чтобы почувствовать, где ему больше нравится. Высоты в спорте — это крайне неэкологично. Все прекрасно понимают, что современный профессиональный спорт — это вредно для организма. А вот физическое развитие и культура, искусство действительно полезны. Поэтому нужно дать ребёнку возможность знакомиться с различными проявлениями себя. Дать ему попробовать себя в гончарной мастерской, в скульптуре. Купить краски, чтобы он получил опыт в живописи.

participant

Олег Моторин

Психолог, 58 лет

Я как человек, который окончил полный курс музыкальной школы, а также несколько раз в течение детства пробовал себя в спорте, могу сказать, что, с одной стороны, можно уже в детстве увидеть что-то, что потом будет интересно. Но что-то можно понять только после пубертата. Потому что личность ещё много раз поменяется. И очень сложно в маленьком ребёнке разглядеть, что потом сработает в его взрослой жизни. Даже обладая серьёзным родительским опытом. В данном случае у взрослых основная миссия — дать как можно больше клавиш, на которые человек сможет нажимать после своих 24-25 лет. А с моей точки зрения период с 12 до 24 лет наиболее важен с точки зрения закрепления в голове как можно большего количества разных вещей. Человек как лакомка должен пробовать разные виды деятельности, чтобы оценить себя и свои состояния со всех сторон. После 25 лет и к окончанию жизни это постепенно сходит на ноль. Что до этого возраста вошло в голову, то в ней и останется.

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Поделитесь мнением

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Selfschool — это проект, созданный вместе с вами и для вас. Здесь мы обсуждаем вопросы, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно. Высказываем мнения: экспертные, родительские и детские.

Контакты
Сотрудничество

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!