Николай Сальников, 1969 г. р. Экскурсовод
В современном мире без «Зума» не обойтись. Но я за живое общение, потому что оно имеет какую-то волшебную магию. Если говорить о хороших педагогах, то они должны чувствовать ученика.
Экран не даст нам возможности почувствовать человека никогда в жизни. Мы сможем оценить знания, но не самого человека. Это возможно только при личном общении. А эта магия личного общения в педагогике очень важна.
Пожалуй, это самое важное, что есть, — когда между учителем и учеником возникает вот эта химия. Я всех своих учителей, которые оказали на меня сильное влияние, помню до сих пор. Помню, как они выглядят, помню их жесты.
Например, мой дед для меня был величайшим педагогом. В каждом своём воспоминании я о деде отдельно говорю. Но мы с ним лично общались, понимаете. Через экран никогда бы такого не было.
Правильный педагог подойдёт к каждому индивидуально — так, как надо. Найдёт нужные слова и мотивацию для конкретного ребёнка. Сеть не даст нам эту возможность, ведь учитель не может всех контролировать. Ему проще, когда ученики находятся в одном помещении, где он их всех видит.
Так он понимает, чего от кого ждать. А за экраном он этого не увидит. Автоматически будет упущен какой-то важный момент, который необходимо было бы применить к конкретному ребёнку. Это настолько очевидные вещи, что их даже странно обсуждать.
Альбина Нургазизова, 1989 г. р. Врач-терапевт
Я, конечно, за живое общение. И вообще бы разделила ту информацию, которую мы можем получить, на два типа. То, что ты можешь получить по «Зуму», дистанционно. И то, что ты всё-таки должен получить face-to-face — чтобы просто проникнуться атмосферой.
Очень часто на наш дальнейший выбор и усвоение информации влияет именно личность лектора. Не всегда через онлайн передаётся та харизма, которая есть у человека. Не всегда можно почувствовать неповторимую атмосферу, которую человек создаёт вокруг себя.
Поэтому для меня очень важно именно очное обучение. Например, сегодня у меня была возможность послушать конференцию либо удалённо, либо пойти и встретиться со своими коллегами, с лекторами, обсудить какие-то вопросы. И для меня второе очень дорого.
Каждый раз, когда у меня есть возможность пройти обучение очно, я стараюсь получить информацию именно так. Качество меняется. Даже если мы говорим о маленьком ребёнке, то от того, как именно учитель подаст информацию, будет зависеть и её восприятие. Когда ученик находится удалённо, это тяжело сделать.
Мы же часто видим, что, например, с одним учителем предмет какой-то у ребёнка совсем не идёт и не усваиваются эти знания. А вот с другим учителем уже по-другому обстоят дела. Ребёнку начинает нравиться этот предмет, и успеваемость улучшается.
Всё зависит именно от личности преподавателя. Удалённо, к сожалению, невозможно повлиять на усвоение информации. Сама она одна и та же в любом формате. Но именно её усвоение различается.
Давид Багратян, 1993 г. р. Автоюрист
Не нужно относиться к офлайн-обучению так снисходительно: мол, есть Zoom и различные технологии. Я всё равно считаю, что личное общение, коммуникация с людьми — это в том числе залог успеха в будущем.
Потому что мы должны понимать, что всё равно работаем с людьми. Какая бы это ни была профессия. Это основная цель — работа с людьми. И нужно уметь это делать.
Если человек — хороший техник, но при этом не умеет общаться с людьми, то с точки зрения поиска клиентов очень сомневаюсь, что у него получится как-то договариваться о дальнейшей работе.
Офлайн всегда будет полезным. Вне зависимости от того, насколько у нас технологии шагнули вперёд. Если вспомнить 20-й год, когда появился COVID-19 и все перешли на онлайн обучение, то качество, в принципе, не поменялось.
Да, поначалу было непонятно, как это всё будет организовано. Но удалёнка даже в какой-то степени улучшила качество образования. Потому что студент — я говорю именно про тех людей, которые хотели учиться, а не просто для галочки присутствовали — понимал, что ему уже никто не разжуёт всю информацию.
Поэтому человек начинал самостоятельный поиск информации. Самому сесть, найти что-то важное — это намного лучше, чем когда тебе кто-то всё рассказывает. Отфильтровать весь этот, извиняюсь за выражение, мусор, который есть в интернете. И найти действительно то самое полезное, которое нужно.
Благодаря онлайну люди просто начали искать информацию, добывать её и самостоятельно изучать. Поэтому, на мой взгляд, онлайн-обучение пусть постепенно, но действительно приводит к более качественному образованию.
Кирилл Сербин, 1990 г. р. Рыбак
Я считаю, живое общение всё-таки больше даёт, нежели онлайн. Я вижу и чувствую человека, который сидит напротив меня. И могу с ним более открыто общаться, чем по видео или ещё как-то.
Станислав Рахимов, 1974 г. р. Предприниматель
Мне кажется, нужен преподаватель. Он воспринимается как наставник, как некий друг, который знает больше в той области, которую преподаёт. И может очень много дать ребёнку — способы обучения, сам материал.
Когда есть этот контакт, происходит чудо — обучение складывается максимально эффективно. Оно идёт именно с позиции дружбы, взаимовыгодного общения и обмена. Потому что классическая система, где ребёнок должен сдать тест, экзамен, получить какие-то оценки, — она не всем детям подходит.
Мне кажется, более эффективна именно дружба между преподавателем и ребёнком. Поэтому да, контакт нужен. Это очень важно. Хотя сегодня самый продвинутый способ — это гибридный, где можно совмещать и онлайн-обучение, и живое посещение.
А живое общение для чего нужно? Чтобы ребёнок лучше адаптировался в социуме, учился дружить, проживать свои эмоции, какие-то разочарования, обиды, какие-то стычки, конфликты. Чтобы это происходило в реальной жизни, не через камеру.
Если он сидит дома и всё время учится, плюс, например, у него нет кружков, то этого опыта у него не будет. Поэтому совсем лишать его этого общения не нужно. Если по каким-то причинам интересно дистанционное образование, то, мне кажется, самая прогрессивная форма — это совмещение.
Артем Донской, 2000 г. р. Преподаватель бальных танцев
То, что я сейчас наблюдаю, — что подростки, которые, например, 3 года университета проучились в онлайне и потом приходят в вуз лично, то они чуть-чуть отстают от социума. Они не понимают, что есть определённый регламент уроков, пар.
Это какого-то рода дисциплина в формате офлайн, в формате живого общения, которой очень сильно не хватает в онлайн-режиме. Когда ты можешь в домашних шортах слушать преподавателя — это, мне кажется, неуважительно. Нет живого общения учителя с учениками. Это один из минусов.
Хочется, наверное, чтобы учитель наблюдал за тем, как дети учатся, что они делают, за чем следят, куда направлено их внимание и так далее. И также чтобы ученики наблюдали за учителем вживую. Это в первую очередь общение, социализация.
Я, допустим, не представляю свою школу и свой университет в онлайн-формате. Учитывая, что в университете были предметы, которые проходили в онлайне, мне более близко личное общение и присутствие.
Евгения Трифонова, 1990 г. р. Заместитель директора по загородным объектам
Учитель — это наставник, который ведёт тебя в этот спектр информационного потока. С него в том числе берут пример. Если это просто будет картинка в онлайн-формате — это будет немножко не тот пример, которому стоит подражать.
Ольга Головань, 1955 г. р. Пенсионер
Само по себе качество обучения не меняется, оно не ухудшается. Я ведь когда говорила о том, что нужно школьное обучение, то имела в виду не уровень знаний и их качество. Я говорила о выстраивании социальных связей ребёнка.
То общение, которое они получают внутри школы, онлайн-формат не заменит. Поэтому обучение в школе нужно обязательно. Это связано с тем, что детям нужно социализироваться. Им нужно развивать свои возможности для общения, нужно уметь выстраивать социальные связи.
Это нужно обязательно. Технологии, которые мы используем сейчас, — это хорошее дополнение. Потому что могут быть всякие жизненные ситуации. Вот мы столкнулись с COVID-19. Или, может быть, просто есть ситуации, когда ребёнок завалил какой-то предмет и имеет возможность получить дополнительные знания таким образом.
Я считаю, это хорошая вещь, но школа нужна обязательно. Может быть, какие-то выборочные моменты и дисциплины можно перевести в интернет. Но сама школа, я считаю, необходима.