Дистанционное обучение: польза или вред

Что лучше? Онлайн образование или традиционная очная форма обучения? Или и то, и другое?

Дистанционное обучение: польза или вред

Наши дети живут в мире онлайна. Общение, увлечения, обучение - всё онлайн. К чему это может привести и есть ли в этом мире место живому? Присоединяйтесь к Диалогу эксперта по управлению Виктории Шухат и преподавателя физики и математики Евгения Петковича.

video

Временные метки

Потоковые лекции в ВУЗе

Контакт учителя и ученика

Возможности онлайн-обучения

Педагоги "старой школы"

Практика должна быть очной

Изменения в преподавании

Минус онлайн-образования

Дошкольное образование

Будет ли образование полностью онлайн?

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Дистанционное обучение: польза или вред

participant

Виктория Шухат

Коуч, 52 года

Дистанционное обучение: польза или вред

participant

Евгений Петкович

Преподаватель физики и математики, 33 года

что думают дети

Комментарии детей

video

Мнения

Взгляды людей разных поколений

Общение виртуальное или личное

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Дистанционное обучение: польза или вред

Наши дети живут в мире онлайна. Общение, увлечения, обучение - всё он-лайн. К чему это может привести и есть ли в этом мире место живому? Присоединяйтесь к Диалогу эксперта по управлению Виктории Шухат и преподавателя физики и математики Евгения Петковича.

participant

Виктория Шухат

Коуч, 52 года

participant

Евгений Петкович

Преподаватель физики и математики, 33 года

00:36:27

Статья

Диалог в текстовом формате

Дистанционное обучение: польза или вред

Виктория Шухат

Я, конечно, за онлайн. Потому что вся моя жизнь последние годы связана с ним. В своей сфере я уже 27 лет, из которых 5 лет я плотно работаю в онлайне. При этом не прекращая и деятельности вживую, разумеется.

Евгений Петкович

Будучи студентом, когда пришёл COVID-19, я познал, что такое онлайн. До этого я ходил на лекции, сидел там по 2-3 часа. Я за онлайн. Но давайте сразу обсудим, что именно я имею в виду.

Есть лекции потоковые, которые действительно лучше перенести в онлайн. Например, когда все пары в течение дня — только лекции. Представьте себе студента… Я сейчас говорю про студентов в большей степени, потом расскажу и про школьников.

Важно

Человек должен приехать в универ, потратить время на дорогу. Плюс он ещё должен собраться, поесть. И финансовые, и временные затраты тоже накладываются на учащегося.

Поэтому я бы лучше все лекции перевел в онлайн. Какая разница, где сидеть: дома, попивая кофеек или чаёк с утра, либо же находиться в аудитории сонным. Потому что нужно же проснуться, подготовиться, приехать и ещё пытаться слушать во всё внимание.


Интересный факт

В 2023 году лидерами по количеству учеников, получающих школьное образование в формате онлайн, являются Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край.


Контакт не важен?

Евгений Петкович

Контакт важен. Какую цель мы ставим? Научить. Это основная цель, которая должна быть у педагога. У ученика — научиться. Поэтому создаются методы и условия для того, чтобы произошло это получение навыка в той или иной сфере.

Если математика будет объясняться через онлайн, то какая разница, как вам её воспринимать? Либо через ноутбук или компьютер, либо через непосредственное общение и, извините меня, дыхание тем же воздухом, что и лектор. Здесь нет существенного различия.

Контакт с учащимся будет важен тогда, когда есть потребность в его обучении непосредственному делу. Это некие профессии, например, связанные со строительством. Плюс у нас есть лабораторные работы. Как их провести онлайн?

Виктория Шухат

Это интересный вопрос. Например, в какой-то момент я обнаружила, что переговоры о приглашении на работу в онлайне проходят хуже, чем в офлайне. Я стала про это думать. Как так?

Важно

Очень многое зависит от качества работы интернета. К сожалению, это технический момент, который отбрасывает тень на весь процесс общения в онлайне.

С расширением технологических возможностей я понимаю, что теперь онлайн рулит. Особенно после пандемии, которая во многом изменила наше мировоззрение. И благодаря онлайну мы можем теперь позволить себе такое, чего вообще не могли делать раньше.

Причём я сейчас говорю не только о москвичах, к которым я принадлежу, а о жителях всей страны с её гигантскими расстояниями и дорогими билетами. Сейчас у меня очень много проектов и запросов на тренинги в онлайн-формате, которые раньше я бы полетела вести вживую.

Либо они вообще не могли бы состояться, потому что цена вопроса была бы совсем другая. То есть онлайн обеспечивает доступность, равноправие.

Любой человек, имеющий элементарный смартфон какого угодно производства и доступ в интернет, сразу обретает просто колоссальное количество возможностей, о чём раньше можно было только мечтать.


Интересный факт

91% россиян положительно относится к онлайн-образованию.


Старая школа

Евгений Петкович

Ковидное время поставило педагогов, которые сегодня преподают в университетах, в жёсткие условия и рамки. Потому что учителя старой школы слабо знакомы с современными компьютерными технологиями.

Важно

Некоторым педагогам пришлось учиться самим, некоторым пришлось искать помощников, которые будут включать компьютер, настраивать камеру.

Виктория Шухат

Я даже не назову это старой школой. Просто какие-то вещи в их понимании невозможны без общения, без личного контакта. Я вначале иронизировала над этим.

Говорю: «Зачем вам надо лично видеться? Вы меня обнюхивать будете?». На что мне человек серьёзно сказал, что и это тоже. Да, есть такое. Думаю, что во многом это зависит от степени ригидности, то есть такой закоснелости. Либо, наоборот, от психологической гибкости.

Потому что есть люди восприимчивые ко всем формам и сферам общения. А есть люди, которые могут только так, как они привыкли, по-другому — нет. Они не рассматривают это как что-то серьёзное.

Евгений Петкович

Преподаватель по химии научила нас действительно любить и пользоваться этой наукой. Она учила на опытах. Я знаю, что такое гремучий газ и как он вспыхивает. Знаю, как выглядит лисий хвост — так называемый струк, который можно наблюдать на химических производствах.

Я знаю, как пахнет хлор. Я даже знаю, как можно сделать киношную кровь. Потому что нам это действительно показывала преподаватель. Она, заранее смочив руку одним из растворов, взяла что-то похожее на нож, смочила его другим раствором и просто провела себе по ладони. И мы такие: «О боже, у неё кровь».

Понимаете, это как раз тот самый вау-эффект. Здесь и сейчас ты понимаешь, как происходит соединение одного вещества с другим и сразу видишь результат. Это основа химии. И это не то, что должно преподаваться онлайн. Поэтому здесь нужно чётко разграничивать.

Если это какие-то экспериментальные задания, то, конечно же, они должны происходить с глазу на глаз. А если это что-то, что можно передать и рассказать на словах, то лучше перенести это в онлайн.


Интересный факт

В начале XVIII века в Европе возникло так называемое корреспондентское обучение. Учащиеся получали материалы от педагогов по почте, далее отправляли на проверку свои работы, которые возвращались им с комментариями.


Требуются перемены

Евгений Петкович

Важно

Сегодня как школьное, так и университетское преподавание требует изменений. Старая школа, старые знания, старое восприятие информации сегодня уже не работают.

Если мы говорим про онлайн, то передача информации должна быть образной. То есть преподаватель должен уметь словами нарисовать другому человеку образ действия. Потому что мы действительно мыслим картинками и воспринимаем мир через какие-то действия.

Виктория Шухат

Есть такой формат, как стратегическая сессия. Я пока не придумала, как сделать это эффективно в ситуации онлайна. Но это не значит, что это невозможно.

Потому что самое главное, что нам даёт живое общение, если это тет-а-тет в коучинговом формате или психологическая консультация, — это когда вы не только слышите, но и видите человека.

Его позы, жесты, мимика, какие-то микродвижения дают очень много обратной связи и понимания, кто перед вами. Плюс если мы говорим про какие-то групповые занятия, то там есть такое понятие, как групповая динамика.

А на тренингах вообще у всех изменённое состояние сознания приключается. Потому что люди, упираясь друг в друга своими представлениями, взглядами генерят нечто такое, чего вы не достигнете, просто передавая информацию.

Потому что онлайн — это говорящая голова. Там вы не поиграете в игру, не прочувствуете какие-то тактильные, физические процессы. Но зато можете по-другому структурировать информацию. Часто в онлайне показывают слайды с чёткими пунктами и комментариями.

Ещё очень многое зависит от того, живёте ли вы в онлайне. Потому что важен навык быстрой обратной связи, реагирования на поведение, вопросы, комментарии и троллинг со стороны тех, кто смотрит с той стороны. Это тоже влияет на то, получат ли ученики желаемое.


Интересный факт

В 2022 году в России почти 30% доли рынка EdTech занимало онлайн-образование для детей.


А есть ли минусы?

Евгений Петкович

Самый главный минус онлайн-образования, на мой взгляд, — это незаинтересованность ученика. Преподаватель априори заинтересован в своём предмете и готов отдать эти знания. Плюс у него есть опыт, методики и материалы, которые он готов передать ученику.

Естественно, преподаватель должен найти ключ к любому ученику. Я всегда бьюсь за то, чтобы сначала понять, кто мой учащийся, на каком он языке мыслит, как он рассуждает. А потом на этом же языке ему начать объяснять. Тогда мы достигнем большего результата.

А если ученик не хочет, как вы можете до него что-то донести? Как вы можете вложить ему в голову информацию? Как я уже говорил: 50% — работа преподавателя, 50% — ученика. Возможно, эта градация должна в какой-то мере сдвигаться. Например, 80% — работы ученика, 20% — преподавателя.

Виктория Шухат

Да, есть люди, которые онлайн ведут так, что ты катаешься от хохота или сидишь и утираешь слезы. То есть в некотором смысле это спектакль, где мы сидим в зрительном зале. Чем спектакль отличается от кино?

Мы и в кино можем рыдать или хохотать, и в театре можем рыдать или хохотать. Но театр почему-то на нас производит особое впечатление. Я часто хожу в театр, очень его люблю.

Евгений Петкович

По поводу преподавания онлайн ещё могу сказать, что я бы выстраивал занятия определённым образом: я снабжаю ученика материалами, он их читает, пытается разобраться и потом мне рассказывает. Сейчас нельзя так сделать.

Этот подход много, где описан, он даёт свои плоды. И они будут очень весомыми для самого ученика. Потому что, конечно же, преподаватель уже знает то, что расскажет ученик. Поэтому он может отследить ход мысли учащегося.

Если преподаватель видит, что ученик что-то не понимает, то на этих местах можно задать вопросы. Тогда мы получим результат намного более качественный.

В первую очередь сам ученик будет понимать, о чём говорит. А не когда преподаватель пытается передать свой опыт. Но как мы с вами знаем, опыт каждого человека разнообразен. Мы не можем говорить на одном и том же языке, а можем только соприкасаться в каких-то точках.

Поэтому, когда преподаватель вещает, здесь не всегда есть эта интенция ученика. Есть ребята, которые на твоей волне. Но есть и те, которые не понимают тебя. Я что делаю в этом случае?

Я сразу же начинаю по-другому объяснять. Я 150 раз всё проговорю, но по-разному каждый раз. Я найду всё равно тот образ, который принесёт ученику понимание.

Виктория Шухат

Дошкольного образования в онлайне быть не должно. Детский сад — это только живые люди. Человек учится у человека. Поэтому личность педагогов и воспитателей дошкольной поры — это мегатема. И отдельная боль.

В школе, чем старше человек становится, тем он осознаннее. Потому что вы уже понимаете, что чтобы получить результат, надо продержать себя некоторое время вот у этой коробочки. То есть надо себя заставить там остаться. Чем человек взрослее и осознаннее, тем это интереснее.

Думаю, что благодаря онлайну дети из дальних регионов, из сельской школы могут получить доступ к работе с каким-то очень крупным специалистом, уважаемым именитым педагогом. Который никогда в их школу по-другому не приедет.

Но лучше, если в этот момент там есть их собственный учитель. Чтобы он потом с ними обсудил и отработал информацию, которая была получена. Я думаю, что как всегда истина где-то посередине. Должно быть сочетание.

А в высшей школе другая тема — как удержать всех в этом процессе. Скучную лекцию всё равно же, где слушать. Можно дремать. Я помню, как мы подпирали друг друга. У нас была даже такая договорённость, что если кто-то начинает клевать носом, то другой его распихивает.

Были лекции, на которых надо было присутствовать во что бы то ни стало. Но они были скучные. А интересную лекцию точно так же можно слушать и в онлайне. Я думаю, что здесь, как всегда, вопрос не технологии, а личности того человека, который служит источником знаний.


Интересный факт

«Если вы хотите научить людей новому образу мышления, не пытайтесь научить их. Вместо этого дайте им инструмент, использование которого приведёт к новому образу мышления».

Ричард Бакминстер Фуллер


Мир онлайн

Евгений Петкович

Важно

Образование не уйдёт полностью в онлайн из-за того, что есть профессии и навыки, которые можно приобрести только в непосредственном контакте с другим человеком.

Как сварщику научиться варить? Как ему показать процесс наложения шва? Чтобы тот был очень качественный, равномерный. От этого зависит и физическая нагрузка. Это не моя тема, но я в этом немного разбираюсь. Поэтому есть некоторые области, в которых без офлайна никак.

Виктория Шухат

Как театр не заменился кинематографом, так и интернет не заменит кино в свою очередь. Это просто ещё одна форма. Конечно, никогда не говори никогда.

В ситуации какой-нибудь пандемии или чрезвычайных обстоятельств, это будет, конечно, великое решение, когда нет другой возможности общаться.

Важно

Но всё-таки мы живые люди, нам нужны и обнимашки, и рукопожатия. Для мужчины, например, это очень важная история.

Есть миллион нюансов, которые компьютер не передаёт даже при самом высоком качестве разрешения, изобилии технических возможностей и так далее. Поэтому я за то, чтобы сочетать эти форматы. И радоваться тому, что у нас есть разные возможности, чтобы все были довольны и счастливы.


SECTION#

Мнения

Николай Сальников, 1969 г. р. Экскурсовод

В современном мире без «Зума» не обойтись. Но я за живое общение, потому что оно имеет какую-то волшебную магию. Если говорить о хороших педагогах, то они должны чувствовать ученика.

Экран не даст нам возможности почувствовать человека никогда в жизни. Мы сможем оценить знания, но не самого человека. Это возможно только при личном общении. А эта магия личного общения в педагогике очень важна.

Пожалуй, это самое важное, что есть, — когда между учителем и учеником возникает вот эта химия. Я всех своих учителей, которые оказали на меня сильное влияние, помню до сих пор. Помню, как они выглядят, помню их жесты.

Например, мой дед для меня был величайшим педагогом. В каждом своём воспоминании я о деде отдельно говорю. Но мы с ним лично общались, понимаете. Через экран никогда бы такого не было.

Правильный педагог подойдёт к каждому индивидуально — так, как надо. Найдёт нужные слова и мотивацию для конкретного ребёнка. Сеть не даст нам эту возможность, ведь учитель не может всех контролировать. Ему проще, когда ученики находятся в одном помещении, где он их всех видит.

Так он понимает, чего от кого ждать. А за экраном он этого не увидит. Автоматически будет упущен какой-то важный момент, который необходимо было бы применить к конкретному ребёнку. Это настолько очевидные вещи, что их даже странно обсуждать.

Альбина Нургазизова, 1989 г. р. Врач-терапевт

Я, конечно, за живое общение. И вообще бы разделила ту информацию, которую мы можем получить, на два типа. То, что ты можешь получить по «Зуму», дистанционно. И то, что ты всё-таки должен получить face-to-face — чтобы просто проникнуться атмосферой.

Очень часто на наш дальнейший выбор и усвоение информации влияет именно личность лектора. Не всегда через онлайн передаётся та харизма, которая есть у человека. Не всегда можно почувствовать неповторимую атмосферу, которую человек создаёт вокруг себя.

Поэтому для меня очень важно именно очное обучение. Например, сегодня у меня была возможность послушать конференцию либо удалённо, либо пойти и встретиться со своими коллегами, с лекторами, обсудить какие-то вопросы. И для меня второе очень дорого.

Каждый раз, когда у меня есть возможность пройти обучение очно, я стараюсь получить информацию именно так. Качество меняется. Даже если мы говорим о маленьком ребёнке, то от того, как именно учитель подаст информацию, будет зависеть и её восприятие. Когда ученик находится удалённо, это тяжело сделать.

Мы же часто видим, что, например, с одним учителем предмет какой-то у ребёнка совсем не идёт и не усваиваются эти знания. А вот с другим учителем уже по-другому обстоят дела. Ребёнку начинает нравиться этот предмет, и успеваемость улучшается.

Всё зависит именно от личности преподавателя. Удалённо, к сожалению, невозможно повлиять на усвоение информации. Сама она одна и та же в любом формате. Но именно её усвоение различается.

Давид Багратян, 1993 г. р. Автоюрист

Не нужно относиться к офлайн-обучению так снисходительно: мол, есть Zoom и различные технологии. Я всё равно считаю, что личное общение, коммуникация с людьми — это в том числе залог успеха в будущем.

Потому что мы должны понимать, что всё равно работаем с людьми. Какая бы это ни была профессия. Это основная цель — работа с людьми. И нужно уметь это делать.

Если человек — хороший техник, но при этом не умеет общаться с людьми, то с точки зрения поиска клиентов очень сомневаюсь, что у него получится как-то договариваться о дальнейшей работе.

Офлайн всегда будет полезным. Вне зависимости от того, насколько у нас технологии шагнули вперёд. Если вспомнить 20-й год, когда появился COVID-19 и все перешли на онлайн обучение, то качество, в принципе, не поменялось.

Да, поначалу было непонятно, как это всё будет организовано. Но удалёнка даже в какой-то степени улучшила качество образования. Потому что студент — я говорю именно про тех людей, которые хотели учиться, а не просто для галочки присутствовали — понимал, что ему уже никто не разжуёт всю информацию.

Поэтому человек начинал самостоятельный поиск информации. Самому сесть, найти что-то важное — это намного лучше, чем когда тебе кто-то всё рассказывает. Отфильтровать весь этот, извиняюсь за выражение, мусор, который есть в интернете. И найти действительно то самое полезное, которое нужно.

Благодаря онлайну люди просто начали искать информацию, добывать её и самостоятельно изучать. Поэтому, на мой взгляд, онлайн-обучение пусть постепенно, но действительно приводит к более качественному образованию.

Кирилл Сербин, 1990 г. р. Рыбак

Я считаю, живое общение всё-таки больше даёт, нежели онлайн. Я вижу и чувствую человека, который сидит напротив меня. И могу с ним более открыто общаться, чем по видео или ещё как-то.

Станислав Рахимов, 1974 г. р. Предприниматель

Мне кажется, нужен преподаватель. Он воспринимается как наставник, как некий друг, который знает больше в той области, которую преподаёт. И может очень много дать ребёнку — способы обучения, сам материал.

Когда есть этот контакт, происходит чудо — обучение складывается максимально эффективно. Оно идёт именно с позиции дружбы, взаимовыгодного общения и обмена. Потому что классическая система, где ребёнок должен сдать тест, экзамен, получить какие-то оценки, — она не всем детям подходит.

Мне кажется, более эффективна именно дружба между преподавателем и ребёнком. Поэтому да, контакт нужен. Это очень важно. Хотя сегодня самый продвинутый способ — это гибридный, где можно совмещать и онлайн-обучение, и живое посещение.

А живое общение для чего нужно? Чтобы ребёнок лучше адаптировался в социуме, учился дружить, проживать свои эмоции, какие-то разочарования, обиды, какие-то стычки, конфликты. Чтобы это происходило в реальной жизни, не через камеру.

Если он сидит дома и всё время учится, плюс, например, у него нет кружков, то этого опыта у него не будет. Поэтому совсем лишать его этого общения не нужно. Если по каким-то причинам интересно дистанционное образование, то, мне кажется, самая прогрессивная форма — это совмещение.

Артем Донской, 2000 г. р. Преподаватель бальных танцев

То, что я сейчас наблюдаю, — что подростки, которые, например, 3 года университета проучились в онлайне и потом приходят в вуз лично, то они чуть-чуть отстают от социума. Они не понимают, что есть определённый регламент уроков, пар.

Это какого-то рода дисциплина в формате офлайн, в формате живого общения, которой очень сильно не хватает в онлайн-режиме. Когда ты можешь в домашних шортах слушать преподавателя — это, мне кажется, неуважительно. Нет живого общения учителя с учениками. Это один из минусов.

Хочется, наверное, чтобы учитель наблюдал за тем, как дети учатся, что они делают, за чем следят, куда направлено их внимание и так далее. И также чтобы ученики наблюдали за учителем вживую. Это в первую очередь общение, социализация.

Я, допустим, не представляю свою школу и свой университет в онлайн-формате. Учитывая, что в университете были предметы, которые проходили в онлайне, мне более близко личное общение и присутствие.

Евгения Трифонова, 1990 г. р. Заместитель директора по загородным объектам

Учитель — это наставник, который ведёт тебя в этот спектр информационного потока. С него в том числе берут пример. Если это просто будет картинка в онлайн-формате — это будет немножко не тот пример, которому стоит подражать.

Ольга Головань, 1955 г. р. Пенсионер

Само по себе качество обучения не меняется, оно не ухудшается. Я ведь когда говорила о том, что нужно школьное обучение, то имела в виду не уровень знаний и их качество. Я говорила о выстраивании социальных связей ребёнка.

То общение, которое они получают внутри школы, онлайн-формат не заменит. Поэтому обучение в школе нужно обязательно. Это связано с тем, что детям нужно социализироваться. Им нужно развивать свои возможности для общения, нужно уметь выстраивать социальные связи.

Это нужно обязательно. Технологии, которые мы используем сейчас, — это хорошее дополнение. Потому что могут быть всякие жизненные ситуации. Вот мы столкнулись с COVID-19. Или, может быть, просто есть ситуации, когда ребёнок завалил какой-то предмет и имеет возможность получить дополнительные знания таким образом.

Я считаю, это хорошая вещь, но школа нужна обязательно. Может быть, какие-то выборочные моменты и дисциплины можно перевести в интернет. Но сама школа, я считаю, необходима.


Фокус-группа

participant

Николай Сальников

Экскурсовод, 55 лет

В современном мире без «Зума» не обойтись. Но я за живое общение, потому что оно имеет какую-то волшебную магию. Если говорить о хороших педагогах, то они должны чувствовать ученика. Экран не даст нам возможности почувствовать человека никогда в жизни. Мы сможем оценить знания, но не самого человека. Это возможно только при личном общении. А эта магия личного общения в педагогике очень важна. Правильный педагог подойдёт к каждому индивидуально — так, как надо. Найдёт нужные слова и мотивацию для конкретного ребёнка. Сеть не даст нам эту возможность, ведь учитель не может всех контролировать. Ему проще, когда ученики находятся в одном помещении, где он их всех видит.

participant

Альбина Нургазизова

Врач-терапевт, к.м.н., 35 лет

Я, конечно, за живое общение. И вообще бы разделила ту информацию, которую мы можем получить, на два типа. То, что ты можешь получить по «Зуму», дистанционно. И то, что ты всё-таки должен получить face- to-face — чтобы просто проникнуться атмосферой. Очень часто на наш дальнейший выбор и усвоение информации влияет именно личность лектора. Не всегда через онлайн передаётся та харизма, которая есть у человека. Не всегда можно почувствовать неповторимую атмосферу, которую человек создаёт вокруг себя. Поэтому для меня очень важно именно очное обучение. Например, сегодня у меня была возможность послушать конференцию либо удалённо, либо пойти и встретиться со своими коллегами, с лекторами, обсудить какие-то вопросы. И для меня второе очень дорого.

participant

Давид Багратян

Автоюрист, 31 год

Не нужно относиться к офлайн-обучению так снисходительно: мол, есть Zoom и различные технологии. Я всё равно считаю, что личное общение, коммуникация с людьми — это в том числе залог успеха в будущем. Потому что мы должны понимать, что всё равно работаем с людьми. Какая бы это ни была профессия. Это основная цель — работа с людьми. И нужно уметь это делать. Офлайн всегда будет полезным. Вне зависимости от того, насколько у нас технологии шагнули вперёд. Если вспомнить 20-й год, когда появился COVID-19 и все перешли на онлайн обучение, то качество, в принципе, не поменялось. Благодаря онлайну люди просто начали искать информацию, добывать её и самостоятельно изучать. Поэтому, на мой взгляд, онлайн-обучение пусть постепенно, но действительно приводит к более качественному образованию.

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Оцените материал

БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ ДИАЛОГИ

Диалоги представителей разных поколений в видеоформате

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!