Как бороться с потребительским поведением ребенка

Куда ведет нас мир потребления: к счастливой жизни или потере всех ценностей?

Как бороться с потребительским поведением ребенка

Сегодня весь мир живет по принципу «всё просто так, кроме денег». Во всяком случае, так думает старшее поколение. Так ли это на самом деле? Как научить ребенка ценить то, что есть, и любить духовные отношения больше, чем материальные? Присоединяйтесь к Диалогу психологов разных поколений Александры Прокутиной и Елены Яворской.

video

Временные метки

Современный мир потребления

Первая волна потребления

Собственные потребности родителей

Возвращение в детство через покупки

Не подарок, а внимание

Как ребенку справиться с "хочу"?

Как помочь ребенку развить фантазию?

К чему ведет чрезмерное потребление?

Потребление заменяет родителей

Источники радости, помимо потребления

Воспитание уважения к чужому труду

Умение контролировать свои "хочу"

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Как бороться с потребительским поведением ребенка

participant

Александра Прокутина

Педагог-психолог, 31 год

Как бороться с потребительским поведением ребенка

participant

Елена Яворская

Психолог, 54 года

что думают дети

Комментарии детей

video

Мнения

Взгляды людей разных поколений

Что делать, если ребенок просит дорогой подарок

Нужен ли ребенку дорогой подарок? Возможно, это то, что он забудет на следующий день? Послушайте Мнения наших героев.

Игрушки детства

Кукла Маша или Барби. Металлический конструктор или Лего. Игрушки тоже определяют наше воспитание, навыки и умения. С чем росли мы? Послушайте Мнения наших героев.

Зачем тебе карманные деньги?

Нужно ли давать ребенку деньги? Как контролировать его расходы? Стоит ли платить за пятерки? Послушайте Мнения детей.

Что делать, если ребенок кричит и что-то требует?

Хочу это… и это… и это… ценность игрушки или подарка давно пропала. Они пылятся по полкам и комнатам. А ребенок все требует. Послушайте Мнения наших героев.

Деньги или польза людям

Многие из нас в детстве мечтали осчастливить весь мир. Но мы выросли, и оказалось, что деньги важнее. Или нет? Послушайте Мнения наших героев.

Подарок неожиданный или заказанный?

Заказывать подарки или ждать сюрприза. Что нам ближе и что приятнее? Послушайте Мнения наших героев.

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Как бороться с потребительским поведением ребенка

Действительно ли для молодого поколения все просто так кроме денег? Как научить ребенка ценить то, что есть, и любить духовные отношения больше, чем материальные? Присоединяйтесь к Диалогу психологов разных поколений Александры Прокутиной и Елены Яворской.

participant

Елена Яворская

Психолог, 54 года

participant

Александра Прокутина

Педагог-психолог, 31 год

00:30:56

Статья

Диалог в текстовом формате

Как бороться с потребительским поведением ребенка

Александра Прокутина

Рынок товаров насыщается всё больше и больше. Сначала нам дают предложения и через них уже рождают сам спрос. Я бы даже назвала это бездумным потреблением. Да, это проблема современного мира.

Елена Яворская

Я думаю, что это касается не только этого поколения, а тянется ещё начиная с 90-х годов. Уже в учебниках обществознания в 90-х годах была эта тема, там писали, что сейчас наступает общество массового потребления.

В Европе об этом стали говорить ещё в 70-х годах. Просто у нас в стране это стало массовым явлением только сейчас. Плюс время такое — бум детей. Вся жизнь вертится вокруг них, это для нас важно. Мы начинаем о них излишне заботиться.

Александра Прокутина

Гораздо меньше стало ценности в том, что мы покупаем. Если мы говорим о детях, то когда в СССР им покупали игрушку, с ней в итоге была связана целая история. Ребёнок к ней привязывался, это была его любимая вещь. Сейчас такое встретишь гораздо реже.

В наше время игрушка приносит искусственное, пластмассовое удовольствие. Оно длится минут 10, день — максимум. И всё, дальше оно уходит. В этом нет ценности, нет никакой истории. Игрушки становятся горой мусора.


Интересный факт

Социолог Карл Маннгейм в 1952 году опубликовал работу «Проблема поколений», где говорил о том, что каждые двадцать лет рождаются люди с новыми взглядами на жизнь, которые значительно отличаются от взглядов своих родителей.


Своё непрожитое детство

Александра Прокутина

Когда я была подростком и ребёнком, мне хотелось постоянно говорить маме и папе: «Купи». Но в моей семье, к сожалению, не воспитывалась то, что сейчас называют финансовой грамотностью. Всё покупалось по возможности.

Важно

Многие родители закрывают собственные потребности и боли через покупки. Они таким образом чувствуют себя хорошими, но на самом деле поступают не совсем правильно.

Потому что дальше их ребёнок растёт, ему нужно как-то учиться свои финансы в дальнейшей жизни регулировать. Ведь некому будет постоянно говорить: «Хочу, купи». Тогда как ему быть? Надо как-то учиться. Иначе он будет постоянно тратить свои заработанные деньги на какие-то хотелки. И опять же, здесь мы возвращаемся к бездумному потреблению. И я тоже, конечно же, была в этой роли.

Елена Яворская

Знаете, даже могу свой пример привести. У меня сыну 22 года. Он родился в 2001 году, буквально за месяц до его появления на свет случилась такая ситуация. Муж покупает машинку. Я говорю: «Серёж, ну зачем так рано-то? Он же ещё совсем маленький».

Фактически он купил её для себя. То есть мы как бы допроживаем своё детство. У нас этого не было, поэтому мы вместе со своими детьми стараемся дополучить то удовольствие, которое, вероятно, отсутствовало в нашем детстве. Я думаю, это так выглядит.


Интересный факт

68% российских родителей готовы поощрять своего ребёнка дорогими подарками за хорошую учёбу.


Финансовая грамотность

Александра Прокутина

У меня есть приложение, которое ведёт учёт семейного бюджета. И в своём ребёнке я тоже воспитываю финансовую грамотность и умное потребление. Когда мы понимаем, что именно нам необходимо будет купить.

А дальше у нас остаётся какая-то сумма на мелкие хотелки. Крупную же мы откладываем на какие-то большие желания. Считаю, что это очень правильная позиция, поэтому я ей и следую.

Елена Яворская

Смотря о каком возрасте мы сейчас говорим. Если это три годика, тогда ребёнку нужна одна вещь, один угол, одна кровать, шкафчик. Нужно просто вложить понятие «твоё-моё», чтобы формировались биологические и социальные границы, чтобы он их мог обозначить и защитить.

Если мы говорим о более старшем возрасте, например, 7-14 лет, когда дети просят игрушки, то из-за них в торговых центрах бывают истерики. Это происходит именно из-за неправильной позиции родителей. Они не обозначили, что мы сейчас делаем, где находимся, сколько это времени займёт. Какие-то рамки и нормы не были озвучены.

Важно

Когда ребёнок что-то просит, то даже если у вас много денег и хочется сделать ему подарок, надо всё равно подумать. Потому что, повторюсь, дети обесценивают такие покупки. Им это не нужно.

Ребёнку хочется получить что-то более родное, во что вложена душа. Даже то, что он сделал сам, какую-то поделку, склеил что-то или отремонтировал вместе с папой. То есть дорого, как говорится, не подарок, а внимание. Так было, есть и будет.


Интересный факт

Социологи утверждают, что для подростков характерна покупка товаров и услуг, имеющих определённый социальный статус.


Александра Прокутина

У меня дочка — обычная девочка, которой 5 лет. Она постоянно говорит «хочу», это естественно. Для того, чтобы как-то помочь ей справиться со своими «хочу», направить их в нужное русло, у нас есть копилочки. Это на гироскутер, электросамокат, что-то в этом роде. Или на поездки — мы очень любим путешествовать.

В 5 лет уже можно прививать такие отсрочки для своих «хочу». Плюс, когда мы идём в магазин, то составляем список, чтобы ребёнку не сорваться. Это очень здорово. Дети с удовольствием пишут списки сами, ставят первую буковку «М» — молоко, «С» — сыр. Это потрясающе.

Потом она идёт и сама проверяет, всё ли мы купили по списку. Это убирает бездумное потребление как раз-таки. Плюс мы можем договариваться, что если она захочет, то мы можем купить одну какую-то вкусняшку за один поход в магазин.


Интересный факт

«У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей».

Антуан де Сент-Экзюпери


Много игрушек — мало фантазии?

Елена Яворская

Я думаю, что нет, игрушки не убивают фантазию. Здесь есть возможность общения с другими ребятами, походов в гости друг к другу, обмена игрушками на время. А фантазию развивает, по сути, тот огонёк внутренний, который есть у родителей.

Ребёнок тоже может придумывать что-то, но всё-таки вместе со взрослыми у него лучше идёт эта тема. Когда он делает что-то вместе с родителями, это потом влияет на многие его качества характера. Он становится более самостоятельным, творческое мышление лучше развивается.

Плюс, когда есть много предметов, то возникает тема порядка. Это отдельная головная боль для родителей. На эту тему задавали вопросы всегда, в интернете в том числе. Сложно приучать к порядку. Но умение прибраться в своём пространстве в дальнейшем формирует порядочность как личное качество.

Александра Прокутина

Я думаю, что это длительный процесс. Мы можем спросить у ребёнка, и он нам скажет, чего хочет. Но если это «хочу» навеяно телевизором, то насколько это именно его желание? Или, например, на YouTube сейчас нет прямой рекламы, но через видеоролики всё равно огромное количество товаров продвигается.

Важно

Дети приходят и говорят «я хочу вот это». А потом эта игрушка через 3-4 дня становится ненужной. Вот и всё. Половина таких вещей в итоге передаривается.

Я понимаю, что ребёнку необходимо получать игрушки. Но пусть это будет радость, подарок на какой-то праздник. Детям важно ощутить эти чувства, это предвкушение, распаковать игрушку. А какую-то часть можно подарить деньгами.

Либо можно составлять не только список продуктов, но и список желаний. Есть маленькие хотелки, какая-то кукла за 200-300 рублей. Хорошо, мы можем её купить. Но если есть что-то дорогое, то мы можем записать это в список к подаркам на Новый год или день рождения. И ребёнок получит своё заветное «хочу», но чуть позже.


Интересный факт

Дети до восьми лет в России полностью доверяют рекламным роликам и не могут увидеть в них корыстные мотивы.


Елена Яворская

Когда потребления много, у ребёнка теряется привязанность. Ведь раньше, когда одного мишку подарили или одну куколку, малыш её ценил, любил.

Важно

Когда игрушек много, ребёнку не жалко их бросить, потерять, отдать в песочнице. Происходит обесценивание этих предметов.

И взрослые этого тоже не замечают. Мы как будто бы вложили во что-то деньги. Но их же надо было заработать. А мы начинаем это обесценивать. Поэтому, когда у ребёнка много игрушек, много вещей, это ему не полезно.

Александра Прокутина

Спустя время, если, например, Новый год только через полгода, можно ещё раз спросить: «Помнишь, ты очень сильно хотела вот эту большую куклу за много тысяч рублей, тебе точно она сейчас нужна?». Она может сказать: «Нет, мне это уже не надо». Тогда можно придумать что-то другое.


Интересный факт

«Мне кажется, что самой большой проблемой на сегодня является проблема того, как заставить людей потреблять меньше».

Леонардо Ди Каприо


Покупаем себе свободное время?

Елена Яворская

На тебе PlayStation. На тебе мультики. Так родители покупают себе свободное время. Я думаю, что здесь есть такой момент. Но потом оторвать ребёнка от этих видео невозможно. У него развивается гаджетозависимость.

Если мы говорим не об игрушках как предметах, а именно о видео, то у нас тоже была такая тема. Когда сын рос, это было примерно с 7 до 9 лет, папа купил ему PlayStation 3. Всё, ребёнка оторвать было невозможно. Доходило до истерики.

Когда происходят подобные срывы, появляется нездоровый эмоциональный импульс, то нужно обращаться к специалисту. Потому что сами родители в подобных случаях уже с трудом справляются. Их это пугает, они не знают, что делать в этой ситуации.

Александра Прокутина

По идее, спрос должен рождать предложение, но происходит-то всё совершенно наоборот. Предложение рождает спрос, это однозначно. Происходит навязывание каких-то вещей, чтобы люди больше покупали благодаря рекламе.

Основная же реклама чаще всего направлена на женщин и детей. И это наша общая проблема. Многое зависит от родителей, потому что дети вместе с покупкой просто получают мимолетную, сиюминутную радость. Наша задача как взрослых, как родителей, научить их тому, что можно получать удовольствие и от других вещей.

Мы можем прогуляться осенью, пошуршать листьями — это тоже радость. Или нарисовать картину на улице, взять с собой кисточки, листочки бумаги, и это тоже радость. Мы можем показать, что для радости есть много причин.

Важно

Когда мы, родители, закрываем свои какие-то собственные потребности через покупку — это ведь намного легче. Купил что-то, ребёнок вроде обрадовался, всё хорошо. Но чему это учит?

И, конечно, это потребительское отношение идёт от родителей в первую очередь. Наша задача — научить. Нужно пробовать договариваться. Если это получится, всем от этого станет только лучше.

Научитесь договариваться с ребёнком, начните составлять списки. Так же можно договариваться и с мужем, составлять вместе и по отдельности списки хотелок.

Когда прекратится бездумное потребление и мы начнём разумно вести семейный бюджет, то у всех хватит денег на какие-то свои хотелки. Дальше просто вопрос времени. Всем от этого будет лучше.

Елена Яворская

Если потребление идёт валом, есть много игрушек и различных предметов, которые ребёнку, по сути, не нужны, то он теряется в этом.

Так мы заменяем себя. Вот тебе игрушка, ты играй, а я пока в телефоне посижу или телевизор посмотрю, обед сварю и так далее. Стало вот так уже происходить.


Интересный факт

За последние 10 лет у детей младшего школьного возраста время на творческие игры сократилось примерно на 94%. Проводя время с игрушками, созданными на основе медиа-продуктов, дети всё реже могут упражнять своё воображение.


Создать ценность подарка

Александра Прокутина

Я всегда исхожу из уважения к тому, кто создаёт для нас благо. Для того, чтобы сделать какую-то куклу, её нужно придумать, её нужно сделать, её нужно привезти. Это целая цепочка людей. И мы должны уважать этот труд.

Важно рассказывать это ребёнку, проговаривать, что требуется целая цепочка. И мы, родители, в том числе работаем для того, чтобы потом можно было прийти в магазин и купить что-то. В самом магазине тоже работают люди, и мы должны ценить их.

Если мы будем исходить из взаимоуважения, тогда и у ребёнка будет формироваться правильное отношение к тому, что существует не только «дай», а можно тоже стать частью какой-то цепочки. Например, если у куклы сломалась нога, не стоит её выбрасывать, можно починить.

Вы можете сказать: «Посмотри, сколько людей старалось, чтобы эта кукла оказалась у тебя дома. Или машинка, или трактор. Мы можем починить, а ещё мы можем скрестить эти два трактора и придумать что-то новое».

Тогда у ребёнка просыпается любопытство. Он начинает понимать, что можно получать не только то, что дают, но и изменять вещи самому. Это же творческое, потрясающее, креативное мышление, которое рождает его любопытство и уважение к тому, что сделали для нас другие люди.

Елена Яворская

К сожалению, сейчас такая тенденция. Думаю, мы будем скатываться в потребление и дальше. Но люди, которые начинают об этом задумываться и вкладывать иные мысли в головы родителей, педагогов, воспитателей. Я думаю, что это правильно.

Здесь нужно сознательно контролировать этот процесс. В каждой семье всё будет по-своему. Знаете, ещё песня была где-то в 80-х годах со строчкой «им нечего больше хотеть». Когда все материальные потребности удовлетворены, при этом духовные ценности не воспитаны, то люди явно что-то теряют.

Можно просто обеспечить поесть, поспать, одеться. Сделать так, чтобы телефон был не хуже, чем у других. Пойти в школу с красивыми ластиками, пеналами, наклеечками для девочек, резиночками, бантиками и так далее.

Но если мы только в эту сторону будем думать и не станем включать какую-то поисковую деятельность у ребёнка, чтобы он мог сам до чего-то дойти, не будем вкладывать на уровне души какие-то ценности, то мы явно вложим в него не всё.

Может быть, имеет место некоторое отупение, если говорить прямо. Я не имею в виду, что нужно ограничить потребление сейчас. Нужно очень продуманно всё это делать, понимая, что где есть вред и где есть польза. Тогда с ребёнком всё будет нормально.


Интересный факт

«Цивилизация — это бесконечное накопление ненужных вещей».

Марк Твен


Александра Прокутина

Важно

Пропадает любопытство, а также ценность того, что было куплено. Плюс отсутствует умение отсрочить удовольствие. Это тоже очень важно.

Был один интересный эксперимент с двумя зефирками. В нём участвовали дети 4-5 лет. Учёный клал зефирку перед ребёнком и говорил, что можно прямо сейчас её съесть. Но если малыш сможет подождать, то через 15 минут получит вторую.

Затем экспериментатор выходил из комнаты, и ребёнок оставался один на один со своим соблазном. Исследование показало, что дети, которые сумели подождать, отсрочить своё удовольствие, в итоге стали гораздо более успешными в жизни.

Эти люди обладают саморегуляцией и умением контролировать свои «хочу», останавливать себя ради того, чтобы в дальнейшем получить что-то ещё больше и лучше. Это успех, безусловно.

Елена Яворская

Поколение потребления питается и информационной пищей в том числе. Это различные информационные продукты и игрушки. Поэтому здесь тоже надо подумать. У нас воспитание идёт на всех трёх этажах, поэтому должен быть контроль. Иначе будет потеря каких-то ценностей. А нам надо их сохранить.


Мнения

Аркадий Кузнецов,1974 г. р. Психиатр

Никогда не делал подарки, исходя из их модности или престижности. Но, например, были у дочки увлечения куклами Ферби, которые были в тренде. Когда было понятно, что все в садике чем-то таким интересуются, она иногда скромно, робко высказывала своё пожелание и не получала отказов.

С подарками надо быть очень аккуратными, потому что здесь как раз тот вариант, что слишком много — это плохо. Легко впасть в тренд проявления своей заботы и любви через материальные вещи. И это, конечно же, просто развращает ребёнка.

Он потом во взрослой жизни начинает ложные приоритеты расставлять в пользу материального мира. И это важный момент. Конечно, мы живём в такой реальности, где деньги являются психологическим мерилом безопасности. Но, когда оно в голове человека обрастает ненужными смыслами, это уже не очень хорошая штука.

Игорь Стремоусов, 1985 г. р. Адвокат

Дети, как и все, падки на рекламу. Причём мы с вами знаем, что маркетологи именно их нещадно используют в продажах и рекламе. Они знают, что ребёнок не способен сопротивляться соблазну, он хочет всё, что видит.

Я считаю, что у детей должна быть возможность попробовать что-то из тех игрушек и игр, которые мир предлагает сегодня. Понятно, что у них нет возможности получить какие-то супердорогие элитные вещи, которые, может быть, не соответствуют уровню финансового обеспечения семьи.

Но хорошие подарки и покупки всегда приветствуются. Более того, своим детям мы всегда объясняем, что чем больше они усилий прилагают, чем больше концентрируются именно на полезных подарках, тем лучше они себя же обеспечивают, тем больше приобретают.

Зачем тратиться на какие-то игрушки и мимолетные желания, когда можно купить реально необходимую вещь. Вот мы старшему год назад купили мотоцикл. Он безумно счастлив, катается на нём и прекрасно себя чувствует.

Евгений Петкович, 1991 г. р. Преподаватель физики и математики

Здесь нужно разговаривать со своим ребёнком с самого его детства, объясняя, откуда появилась эта игрушка, машина, компьютер или ещё что-то. Что это предметы, которые были куплены на заработанные деньги.

Стоит с ребёнком с детства разговаривать не как с кем-то маленьким и глупеньким, как у нас любят. Хоть это и не по годам, но беседовать можно по-взрослому. Объяснять, что эта вещь появилась благодаря тому, что мама и папа поработали. И вот теперь мы можем пойти в ресторан, в кафе или в какой-то парк аттракционов, например.

Но если говорить с точки зрения экономистов и людей, которые занимаются становлением государства и развитием социума, то они, наоборот, выступают за общество потребления. Потому что так финансовая сфера людей и предприятий будет расти, появится стабильность. Экономически обоснованно развивать общество потребления.

Но если говорить о нашей стране и о моём мнении об этом, то развивать общество потребления у нас не получится в той мере, в которой, например, оно развито в Америке. Потому что у нас всё-таки есть определённое ментальное состояние общества. Оно прошло сквозь тяжёлые исторические моменты, Великую Отечественную войну, и это всё равно оставляет след на будущих поколениях.

Но своё общество потребления есть и у нас. Есть шопоголики. Есть люди, которые пытаются закрыть свои психологические потребности через покупку продуктов, каких-то услуг или предметов роскоши. При этом потребляя, такой человек ничего с собой не сделает.

Людмила Беленькая, 1957 г. р. Заслуженный тренер по боевым искусствам

Внук знает, что бабушка очень его любит, что она ему всё купит. На меня очень ругается зять, чтобы я не баловала ребёнка, и правильно делает. Ребёнок ни у кого ничего не просит, только у меня. Но в жизни у человека должен быть кто-то, кто его просто любит и для него всё делает, ничего страшного. Ребёнок только лучше от этого вырастет.

К сожалению, сейчас действительно очень сильно развит вещизм. Здесь получается, что если есть какая-то очень правильная семья, и они ребёнку чего-то не дают или не покупают, то он становится изгоем среди других детей. Ты как по лезвию бритвы идёшь.

Надо сделать так, чтобы у ребёнка было что-то, от этого никуда не уйти. Но и чтобы у него не было желания менять всё время свои вещи. Я видела среди своих учеников, что всегда есть в классе дети, которые действительно спокойно относятся к тому, что у них, может быть, не такой последний телефон, как у кого-то другого.

Но когда они хорошо учатся и другим могут помочь, то обладают всё равно гораздо большим авторитетом, чем те, кто просто могут показать свой телефон. Хорошо, похвастался ты новым смартфоном, все повосторгались и всё. А дальше ты пришёл на уроки и двух слов сказать не можешь.

Очень важно в семье объяснить ребёнку необходимость получения хорошего образования и даже, возможно, нескольких. У меня, например, три высших. Это даёт больше возможностей помогать другим людям. Ведь жизнь — это не только про получение удовольствия. Было бы очень страшно, будь оно только так. Есть очень много людей, которые думают о помощи другим.

Юлия Панкевич, 1990 г. р. Фотомодель

Сейчас у моих детей увлечение — это Lego. Как правило, они просят его или какой-то металлический конструктор. Мы с ними договариваемся. То есть это не так, что постоянно им что-то покупается в бесчисленных количествах.

Мы обсуждаем, что либо это на праздник, либо как поощрение за домашние задания, уборку по дому, ещё какие-то моменты. Соответственно, они за это получают зарплату. Мы потихоньку приучаем их к деньгам, к заработку, к тратам и так далее. Они уже понимают, что не нужно постоянно просить, они видят ценность того, что приобретают.

Я помню себя в детстве. Тогда выходили новые телефоны. И мне хотелось, конечно, получить свой первый цветной телефон. У кого-то они появлялись, а у меня нет. Мне было обидно. Сверстники тоже где-то подшучивали, смеялись, что вот я немодный и несовременный человек.

Я бы не хотела, чтобы детей сравнивали между собой и оценивали по возможностям их родителей. Но и баловать их не нужно. Не должно быть такого, что выходит какая-то последняя модель телефона, и ты бежишь за ней, чтобы купить ребёнку. Всё сбалансировано должно быть.

Андрей Красавин, 2011 г. р. Ученик 6-го класса

Вот прямо часто я не прошу чего-то. Если что-то хочу, то начинаю копить деньги, откладывать на эту покупку.

Мария Рахимова, 1981 г. р. Психолог

Если деньги расходуются на подарки, то, например, они не копятся на путешествия, которые дети тоже любят, или на какие-то праздники. Младший пятилетний пока просит купить всё подряд, а у старших это как-то более обдуманно происходит.

Кроме того, у них есть собственные деньги. Старший предпочитает вообще ничего не покупать, он их копит. А вот средний, если что-то очень хочет, то возьмёт и купит за свои деньги, даже если это что-то дорогое.

Когда у детей много разных желаний, мы любим формировать списки. И привязываем их к ближайшему празднику. Новый год, день рождения, 23 февраля. Очень удобно потом родителям, бабушкам, дедушкам или гостям праздника выдавать эти списки.

Мне главное видеть уверенность ребёнка в том, что ему этот подарок нужен, что он точно принесёт ему радость и желательно как-то на подольше.






Фокус-группа

participant

Мария Рахимова

Психолог, 43 года

Если деньги расходуются на подарки, то, например, они не копятся на путешествия, которые дети тоже любят, или на какие-то праздники. Младший пятилетний пока просит купить всё подряд, а у старших это как-то более обдуманно происходит. Кроме того, у них есть собственные деньги. Старший предпочитает вообще ничего не покупать, он их копит. А вот средний, если что-то очень хочет, то возьмёт и купит за свои деньги, даже если это что-то дорогое. Когда у детей много разных желаний, мы любим формировать списки. И привязываем их к ближайшему празднику. Новый год, день рождения, 23 февраля. Очень удобно потом родителям, бабушкам, дедушкам или гостям праздника выдавать эти списки. Мне главное видеть уверенность ребёнка в том, что ему этот подарок нужен, что он точно принесёт ему радость и желательно как-то на подольше.

participant

Людмила Беленькая

Заслуженный тренер по боевым искусствам, 67 лет

Внук знает, что бабушка очень его любит, что она ему всё купит. На меня очень ругается зять, чтобы я не баловала ребёнка, и правильно делает. Ребёнок ни у кого ничего не просит, только у меня. Но в жизни у человека должен быть кто-то, кто его просто любит и для него всё делает, ничего страшного. Ребёнок только лучше от этого вырастет. К сожалению, сейчас действительно очень сильно развит вещизм. Здесь получается, что если есть какая-то очень правильная семья, и они ребёнку чего-то не дают или не покупают, то он становится изгоем среди других детей. Ты как по лезвию бритвы идёшь.

participant

Евгений Петкович

Преподаватель физики и математики, 33 года

Здесь нужно разговаривать со своим ребёнком с самого его детства, объясняя, откуда появилась эта игрушка, машина, компьютер или ещё что-то. Что это предметы, которые были куплены на заработанные деньги. Стоит с ребёнком с детства разговаривать не как с кем-то маленьким и глупеньким, как у нас любят. Хоть это и не по годам, но беседовать можно по-взрослому. Объяснять, что эта вещь появилась благодаря тому, что мама и папа поработали. И вот теперь мы можем пойти в ресторан, в кафе или в какой-то парк аттракционов, например. Но если говорить с точки зрения экономистов и людей, которые занимаются становлением государства и развитием социума, то они, наоборот, выступают за общество потребления. Потому что так финансовая сфера людей и предприятий будет расти, появится стабильность. Экономически обоснованно развивать общество потребления.

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Поделитесь мнением

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!