Аркадий Кузнецов,1974 г. р. Психиатр
Никогда не делал подарки, исходя из их модности или престижности. Но, например, были у дочки увлечения куклами Ферби, которые были в тренде. Когда было понятно, что все в садике чем-то таким интересуются, она иногда скромно, робко высказывала своё пожелание и не получала отказов.
С подарками надо быть очень аккуратными, потому что здесь как раз тот вариант, что слишком много — это плохо. Легко впасть в тренд проявления своей заботы и любви через материальные вещи. И это, конечно же, просто развращает ребёнка.
Он потом во взрослой жизни начинает ложные приоритеты расставлять в пользу материального мира. И это важный момент. Конечно, мы живём в такой реальности, где деньги являются психологическим мерилом безопасности. Но, когда оно в голове человека обрастает ненужными смыслами, это уже не очень хорошая штука.
Игорь Стремоусов, 1985 г. р. Адвокат
Дети, как и все, падки на рекламу. Причём мы с вами знаем, что маркетологи именно их нещадно используют в продажах и рекламе. Они знают, что ребёнок не способен сопротивляться соблазну, он хочет всё, что видит.
Я считаю, что у детей должна быть возможность попробовать что-то из тех игрушек и игр, которые мир предлагает сегодня. Понятно, что у них нет возможности получить какие-то супердорогие элитные вещи, которые, может быть, не соответствуют уровню финансового обеспечения семьи.
Но хорошие подарки и покупки всегда приветствуются. Более того, своим детям мы всегда объясняем, что чем больше они усилий прилагают, чем больше концентрируются именно на полезных подарках, тем лучше они себя же обеспечивают, тем больше приобретают.
Зачем тратиться на какие-то игрушки и мимолетные желания, когда можно купить реально необходимую вещь. Вот мы старшему год назад купили мотоцикл. Он безумно счастлив, катается на нём и прекрасно себя чувствует.
Евгений Петкович, 1991 г. р. Преподаватель физики и математики
Здесь нужно разговаривать со своим ребёнком с самого его детства, объясняя, откуда появилась эта игрушка, машина, компьютер или ещё что-то. Что это предметы, которые были куплены на заработанные деньги.
Стоит с ребёнком с детства разговаривать не как с кем-то маленьким и глупеньким, как у нас любят. Хоть это и не по годам, но беседовать можно по-взрослому. Объяснять, что эта вещь появилась благодаря тому, что мама и папа поработали. И вот теперь мы можем пойти в ресторан, в кафе или в какой-то парк аттракционов, например.
Но если говорить с точки зрения экономистов и людей, которые занимаются становлением государства и развитием социума, то они, наоборот, выступают за общество потребления. Потому что так финансовая сфера людей и предприятий будет расти, появится стабильность. Экономически обоснованно развивать общество потребления.
Но если говорить о нашей стране и о моём мнении об этом, то развивать общество потребления у нас не получится в той мере, в которой, например, оно развито в Америке. Потому что у нас всё-таки есть определённое ментальное состояние общества. Оно прошло сквозь тяжёлые исторические моменты, Великую Отечественную войну, и это всё равно оставляет след на будущих поколениях.
Но своё общество потребления есть и у нас. Есть шопоголики. Есть люди, которые пытаются закрыть свои психологические потребности через покупку продуктов, каких-то услуг или предметов роскоши. При этом потребляя, такой человек ничего с собой не сделает.
Людмила Беленькая, 1957 г. р. Заслуженный тренер по боевым искусствам
Внук знает, что бабушка очень его любит, что она ему всё купит. На меня очень ругается зять, чтобы я не баловала ребёнка, и правильно делает. Ребёнок ни у кого ничего не просит, только у меня. Но в жизни у человека должен быть кто-то, кто его просто любит и для него всё делает, ничего страшного. Ребёнок только лучше от этого вырастет.
К сожалению, сейчас действительно очень сильно развит вещизм. Здесь получается, что если есть какая-то очень правильная семья, и они ребёнку чего-то не дают или не покупают, то он становится изгоем среди других детей. Ты как по лезвию бритвы идёшь.
Надо сделать так, чтобы у ребёнка было что-то, от этого никуда не уйти. Но и чтобы у него не было желания менять всё время свои вещи. Я видела среди своих учеников, что всегда есть в классе дети, которые действительно спокойно относятся к тому, что у них, может быть, не такой последний телефон, как у кого-то другого.
Но когда они хорошо учатся и другим могут помочь, то обладают всё равно гораздо большим авторитетом, чем те, кто просто могут показать свой телефон. Хорошо, похвастался ты новым смартфоном, все повосторгались и всё. А дальше ты пришёл на уроки и двух слов сказать не можешь.
Очень важно в семье объяснить ребёнку необходимость получения хорошего образования и даже, возможно, нескольких. У меня, например, три высших. Это даёт больше возможностей помогать другим людям. Ведь жизнь — это не только про получение удовольствия. Было бы очень страшно, будь оно только так. Есть очень много людей, которые думают о помощи другим.
Юлия Панкевич, 1990 г. р. Фотомодель
Сейчас у моих детей увлечение — это Lego. Как правило, они просят его или какой-то металлический конструктор. Мы с ними договариваемся. То есть это не так, что постоянно им что-то покупается в бесчисленных количествах.
Мы обсуждаем, что либо это на праздник, либо как поощрение за домашние задания, уборку по дому, ещё какие-то моменты. Соответственно, они за это получают зарплату. Мы потихоньку приучаем их к деньгам, к заработку, к тратам и так далее. Они уже понимают, что не нужно постоянно просить, они видят ценность того, что приобретают.
Я помню себя в детстве. Тогда выходили новые телефоны. И мне хотелось, конечно, получить свой первый цветной телефон. У кого-то они появлялись, а у меня нет. Мне было обидно. Сверстники тоже где-то подшучивали, смеялись, что вот я немодный и несовременный человек.
Я бы не хотела, чтобы детей сравнивали между собой и оценивали по возможностям их родителей. Но и баловать их не нужно. Не должно быть такого, что выходит какая-то последняя модель телефона, и ты бежишь за ней, чтобы купить ребёнку. Всё сбалансировано должно быть.
Андрей Красавин, 2011 г. р. Ученик 6-го класса
Вот прямо часто я не прошу чего-то. Если что-то хочу, то начинаю копить деньги, откладывать на эту покупку.
Мария Рахимова, 1981 г. р. Психолог
Если деньги расходуются на подарки, то, например, они не копятся на путешествия, которые дети тоже любят, или на какие-то праздники. Младший пятилетний пока просит купить всё подряд, а у старших это как-то более обдуманно происходит.
Кроме того, у них есть собственные деньги. Старший предпочитает вообще ничего не покупать, он их копит. А вот средний, если что-то очень хочет, то возьмёт и купит за свои деньги, даже если это что-то дорогое.
Когда у детей много разных желаний, мы любим формировать списки. И привязываем их к ближайшему празднику. Новый год, день рождения, 23 февраля. Очень удобно потом родителям, бабушкам, дедушкам или гостям праздника выдавать эти списки.
Мне главное видеть уверенность ребёнка в том, что ему этот подарок нужен, что он точно принесёт ему радость и желательно как-то на подольше.