Юлия Зерцова
Когда мы разговариваем с родителями про систему в семье, я прежде всего говорю, что надо разобраться именно с этим и понять, почему ребёнок агрессивен. Потому что зеркальные нейроны работают очень просто: я вижу — я повторяю.
Ребёнок в любом случае растёт в семье. Он впитывает те ценности, которые там транслируются. А потом отражает это во внешнем мире: будь то детский сад, гости или снова семья. Когда мне мама говорит, что её ребёнок агрессивен, то я всегда предлагаю посмотреть внутрь семьи, внутрь системы.
Как у вас выстроено взаимоотношение между супругами, между бабушками и дедушками? Как вы разговариваете друг с другом? Как вы общаетесь с вашим ребёнком? Потому что мы даже не замечаем, как сами разговариваем с детьми. А потом удивляемся, что они хамят в ответ.
Мы сейчас настолько раздули тему буллинга и агрессии и не замечаем, что это просто нормальное взросление. Единственное, что у нас расширились рамки дозволенного. Раньше дети дрались и знали, что есть какая-то мера, есть моральные принципы. Нас учили, что ты не можешь разбить голову своего соседа о парту.
Важно
А сейчас рамки дозволенного расширились. И у детей размылось понятие о том, как и с какой силой можно кого-то стукнуть.
Вячеслав Быков
В моей практике такого ещё не было. Я работаю в клубе, не в школе. Возможно, будь наоборот, такие вопросы бы появились. Наверное, у моего тренера, который работал при школе, в которой я сам учился, такие моменты были. Но в моей практике — нет.
Но даже если такой момент случится, надо разбираться: ребёнок отвечал, защищался или сам нападал? В любом случае надо искать причину, почему произошёл инцидент. Нельзя человека, который кого-то побил и уронил, сразу делать виноватым. Почему один упал? Почему второй проявил агрессию?
Всегда нужно разбираться. Нельзя всех забияк грести под одну гребёнку. Может быть, всё было наоборот. Человек терпел-терпел, разговаривал с оппонентом, но уже слов не находилось, как всё ему объяснить. А тот его задирал. Ну и получил. Почему нет? Такое может быть.
Я могу порассуждать на эту тему, так как прошёл большой путь спортсмена. Согласен полностью в том, что всё-таки жестокость ребёнка — это в первую очередь его невоспитанность. Это всё равно откуда-то идёт.
Был у меня один достаточно агрессивный ребёнок. Когда он приходил на тренировки, то очень жестоко себя проявлял. Почему он такой был? Потому что пытался подружиться, но делал это слишком агрессивно. Дети его не принимали, а он на это обижался.
Из-за этого он становился жёстким, я с ним много раз на эту тему беседовал. Но помог всё-таки отцовский метод. На одной из тренировок он опять стал себя неадекватно вести, кричал, бегал. И я дал ему два раза по заднице. После этого у меня с ним разговор стал абсолютно другой.
Он начал стараться и намного лучше тренироваться. Его мама тоже была благодарна. Плюс жестокость у разных поколений детей проявляется неодинаково. Жестокость 7-10-летнего ребёнка и жестокость 15-летнего подростка — разные вещи. И с ними по-разному нужно разговаривать.
Важно
Нужно разбираться, почему ребёнок так себя ведёт. Всё равно у этого зла есть корень. Нужно обязательно его вычленить и направить в правильное русло. С каждым ребёнком надо работать индивидуально в такие моменты.