Ребенок вундеркинд

Как найти применение таланту ребенка и не потерять открывающиеся возможности по дороге?

Ребенок вундеркинд

Как определить талант ребенка? Куда его отдать, чтобы он прогрессировал? Что такое вообще талант? Присоединяйтесь к Диалогу профессора РАН Павла Белова и директора Лицея "Вторая школа" Михаила Случа.

video

Временные метки

Участники

participant

Павел Белов

Доктор физико-математических наук, профессор РАН, доцент, директор физико-технического мегафакультета Национального исследовательского университета ИТМО. Занимается разработкой оптических метаматериалов. Лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных за 2009 год. Обладатель медали международного общества техники и технологий за заслуги в области электродинамики и лауреат международной премии имени первооткрывателя голографии Дениса Габора, отец троих детей.

participant

Михаил Случ

Педагог и руководитель с 23-летним педагогическим стажем. Имеет два высших образования и высшую квалификационную категорию как учитель и руководитель. Обладатель званий «Учитель года, г. Москва» и «Учитель года России». С 2015 по 2017 гг. являлся заместителем руководителя Образовательного Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука». С 2017 по 2020 гг. занимал должность директора московской школы №57. С 2020 г. является директором столичного физико-математического лицея «Вторая школа» имени В.Ф. Овчинникова. Состоит в экспертном совете центра «Сириус». Отец двоих детей.

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Ребенок вундеркинд

participant

Михаил Случ

Педагог, директор физико-математического лицея «Вторая школа», 61 год

Ребенок вундеркинд

participant

Павел Белов

Ученый, 47 лет

что думают дети

Комментарии детей

video

Ребенок вундеркинд

Мнения

Взгляды людей разных поколений

Мой учитель

Помните своего любимого учителя? А что он изменил в вашей жизни? Так важно встретить на своем пути настоящего педагога. Послушайте Мнения наших героев.

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Мой ребенок вундеркинд

Что делать, если ваш ребенок талантлив? А может это просто кажется? Как определить в чем у него особый дар и куда отдать, чтобы он прогрессировал? Присоединяйтесь к Диалогу профессора РАН Павла Белова и директора лицея «Вторая школа» Михаила Случа.

participant

Михаил Случ

Педагог, директор физико-математического лицея «Вторая школа», 61 год

participant

Павел Белов

Ученый, 47 лет

00:40:25

Статья

Диалог в текстовом формате

Мой ребенок вундеркинд

Михаил Случ

Это действительно сложный вопрос. Понятно, что есть ребята, которые достаточно ярко проявляют себя в каких-то областях. И совершенно непонятно, с какой стати. Это далеко не всегда вопрос родителей, воспитания, предыдущего образования. Бывает ситуация более сложная.

Талант равен воле тогда, когда вдруг ни с того ни с сего относительно средний ребёнок упирается и дальше достигает чего-то очень существенного. И не всегда можно сказать, чем он настолько лучше, чем какие-то его одноклассники.

Павел Белов

На самом деле в науке талант — такая странная немножечко история. Она действительно, наверное, существует. Есть какие-то люди, которые более к науке приспособлены или хотят ей заниматься.

Но на удивление, на самом деле, не всегда талант — это та вещь, которая нужна для научной деятельности. Я вот буквально вчера читал в 239-й физматшколе лекцию детям как раз про их будущее. И рассказывал, что талант — это здорово. Он у вас может быть, но его может и не быть.

Если вы хотите что-то сделать, то желание заниматься наукой может иногда быть даже значительнее, чем талант. И это желание наукой никак не называется, но приводит людей к очень хорошим результатам. А талант — это полезная дополнительная вещь, которая никогда не повредит.

Когда человек что-то умеет делать хорошо и одновременно хочет этим заниматься, тогда получаются хорошие результаты. На самом деле про ту же самую физику достаточно долго было непонятно. Но сам вектор в направлении технических наук можно детектировать на достаточно ранней стадии.

По ребёнку, который очень любит что-нибудь посчитать или что-нибудь собрать, тяготеет к каким-то техническим вещам, ещё в первом-втором классе школы можно уже понять, куда он пойдёт — в гуманитарное направление или техническое.

А вот следующее разветвление, станет ли он великим математиком, великим физиком или ещё кем-то, — это уже немножечко сложнее.

Михаил Случ

Я встречал абсолютно гениальных школьников. И, конечно, очень жалко было, если бы они пропали. Но их мало. Помню, что общался, сам будучи школьником, с такими ребятами. Совсем немного их было в моей возрастной когорте в Москве.

Казалось, что ты разговариваешь с каким-то небожителем. То есть ты не успеваешь прочитать задачу, а он её уже решил. Обычно у таких ребят и дальше всё как-то складывается, там филдсовская премия или ещё что-то: академия, доктор и так далее.

Гораздо интереснее — это школьники, которые примерно на одном уровне учатся с тобой. Выигрывают или также средне выступают на каких-то олимпиадах. Но потом становятся реальными учёными, которые чего-то фантастического достигают именно благодаря своей воле.


Интересный факт

«Талант — это развитие природных склонностей».

Оноре де Бальзак


Как определить талант?

Павел Белов

Умные люди, которые знают, как устроен наш мозг, говорят, что там ещё разные полушария мозга ответственны за эти части. Я не знаю, я не медик, но похоже на правду.

Боюсь, что здесь ситуация примерно такая, как в стае, когда люди принюхиваются друг к другу и понимают — наш, свой. Определить, как это происходит, я не очень могу.

Люди с техническим складом ума, образованием или родом деятельности тяготеют к таким же товарищам. Значит, они занимаются и интересуются примерно похожими вещами, смотрят по телевизору примерно похожие передачи, слушают примерно похожую музыку и так далее.

Вот по этому можно, наверное, достаточно хорошо определять. Какие-то тесты давать, умеет ли человек что-то там считать или знает какие-то формулы, не всегда нужно. Это считывается по складу ума, поведению. И даже у молодых это видно.

Причём это поведение может быть не обязательно какое-то хорошее или позитивное. Многие ребята, которые занимаются наукой, немножко долбанутые, не коммуникативные. И это тоже признак того, что из них вырастет Шелдон Купер. Или что-то аналогичное.

Михаил Случ

Конечно, с этим беда. Потому что точно тут сказать мало что можно. Раньше, условно 50 лет назад, казалось, что надо где-то на уровне 8-9-го класса поймать этих ребят. Сейчас этот возраст сползает.

Я сейчас имею в виду, естественно, не физику, которая начинается в 7-м классе. А математику прежде всего, если мы говорим об учебных предметах. Там этот возраст вхождения в предмет начинается существенно раньше сейчас.

Там возникают всякие соревнования интеллектуальные. Иногда это хорошо. А очень часто — плохо, потому что школьники переедают этой математики. Но то, что мы говорили о воле, это, конечно, проявляется позже.


Интересный факт

Средний IQ детей находится в диапазоне от 90 до 110. Самые слабые дети получают 70 баллов или меньше, а дети постарше или одаренные обычно получают 130 баллов и выше.


Павел Белов

Тут сложная история. Будущее читать не умеет никто. Если бы мы умели, давно бы уже на Луне, наверное, жили. Никто точно не может определить предрасположенность того или иного человека.

Существуют инструменты, которые помогают в этом направлении как-то разбираться. Понятно, что есть в стране стандартная история с олимпиадами. Пошёл, выиграл её или вошёл в призёры — наш человек. Это похоже на лакмусовую бумажку, но не совсем.

Не все ребята, которые супермолодцы по олимпиадам, потом суперкрутые в науке или становятся великими профессорами. Они достаточно быстро выдыхаются. Талант можно определить по горящим глазам и интересу.

Мы, как преподаватели и профессоры, в студенте видим талантливого человека. Он внимательнее, чем другие, слушает. Пытается понять, задаёт вопросы, остаётся после пар позаниматься наукой или интересуется чем-то.

Он ведёт себя не как все остальные. Это признак талантливого человека, который пытается перейти на другой уровень и сделать больше, чем должен. И он детектируемый, его видно.

Важно

Эти люди с активной жизненной позицией, желающие понять, из чего состоит эта тёмная материя и где она вообще есть, они видны.





Интересный факт

«Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить её в славу. Труд, его упорядоченность и заложенное в нём смирение образуют, таким образом, основу свободного творчества».

Альберт Камю


Специализированные школы

Михаил Случ

Это довольно неочевидная история. Есть много стран, где ничего подобного не происходит. Есть, как сказали бы французы, égalité — равенство. Все должны иметь доступ к одинаковым образовательным возможностям.

В России возникла история со специализированными учебно-научными центрами. Благодаря Калмагорову и Лаврентьеву в 1963 году появилась сеть математических классов и так далее. Но я бы сказал, что всего этого сильно недостаточно.

Например, когда в 2015 году возник «Сириус», это было здорово. Но опять-таки — страна большая. Я отлично помню, как туда приезжали 70-80% москвичей и питерцев, у которых и так в этом смысле все относительно хорошо.

Важно

Большой вопрос, как вытащить реально способного ребёнка откуда-то из глубинки, который часто и не проявлен в таком виде. Его ещё надо разглядеть.

Про математику два слова сказали, но это какая-то понятная история. Её изучают с начальной школы, чуть ли не с детского сада. Там очень широкая воронка, большой вход.

А представьте себе, что довольно много способных детей, которые только где-то на уровне университета понимают и потом уходят в биологию. Потому что нет никакой так называемой биологии в школе. Она формально есть, но это вообще не про то, о чём на самом деле эта наука.

Я уж не говорю о том, что биохимия или биоинформатика — это какие-то вещи, которые находятся гораздо более на стыке дисциплин, чем кажется.

Павел Белов

Возвращаясь к аналогии со стаей — это очень правильная история. Если талантливый человек живёт в неправильной стае, где другие люди не супер горят, не супер хотят что-то узнавать и не супер хотят продвигаться, ему тяжело.

Если отправить этих талантливых товарищей в одну и ту же когорту какую-то, будь то школа на ранней стадии, правильная кафедра, факультет университета, исследовательский центр или лаборатория, они гораздо лучше расцветают и прогрессируют.

Потому что там всё неаддитивно складывается. Один талант плюс другой талант — это не два таланта, это таланты в квадрате. Если добавить третий, это уже будут таланты в кубе. И они могут сделать гораздо больше.

Эти талантливые ребята общаются друг с другом, с талантливыми преподавателями. Дальше происходит лейзинг, как мы физики это называем, — генерация, лазирование. Когда эффект гораздо больше, чем то, что вы прикладываете к этим усилиям.

Талант развивается гораздо сильнее в таких условиях. Потому что конкурентная обстановка для его развития очень важна. И нужно понимание. Если папа и мама не физики, то они не понимают, как развивается ребёнок. А профессор знает, куда двигаться.

Важно

Ребёнок с наставником будет развиваться гораздо лучше, потому что будет видно направление. И видны лидеры какие-то, к кому хочется стремиться.

Ребёнок может думать, что хочет стать Альбертом Эйнштейном. Что он знает про него? Он сходит, посмотрит кино про Оппенгеймера. А что он знает про Оппенгеймера?

Реальный, живой человек рядом, который своим примером показывает, что надо делать, а что не надо делать, развивает талант гораздо лучше.


Интересный факт

Наукоград «Сириус» был создан в 2015 году по поручению Президента России для талантливых детей в возрасте от 10 до 17 лет со всех регионов России. Каждый месяц здесь проходят интенсивные программы по естественным наукам, искусству и спорту.


Что делать учителям?

Михаил Случ

Конечно, очень многие педагоги совершенно не знают, что делать с этой ситуацией. Эти дети часто непричёсаны, в том смысле, что они пишут свои решения и вообще рассуждают совершенно не так, как хотелось бы учителю. Это негладко, это как-то парадоксально.

Я сейчас скажу, может быть, ужасную вещь. Это часто на границе компетенции самого педагога. Он сам понимает какие-то шаблоны. Но то, как рассуждает ребёнок, ещё нужно разглядеть. И это одна из проблем, которые связаны с нахождением таланта.

С ним должен взаимодействовать педагог, имеющий научный кругозор. При общении с этим ребёнком очень часто важно увидеть что-то более глубокое, чем школьная математика. Это трудно, к этому школа часто не готова. Она готова к шаблону. Она готова асфальтировать, катком закатывать, прессовать и так далее.

Павел Белов

Хантинг кадров в науку — очень сложная история. Как у нас в стране, так и вообще в мире в целом. Потому что конкурентная атмосфера, по-настоящему умных ребят очень мало. И к пониманию, годится или нет человек, каждый приходит по-разному.

Я, например, смотрю на сходство поведения и стиля работы в нашей экосистеме. В стародавние времена, ещё в советские, в физике были разные группы и коллективы. Они не только лидерами отличались, но и стилем работы.

Этот стиль может быть разным. Кто-то пьёт пиво, кто-то пьёт водку, кто-то на байдарках ездит, кто-то ещё чем-то занимается. Перекрёстно, например, этим заниматься не очень получается. Когда я ищу себе в коллектив каких-то людей, то смотрю по сходству с нашим стилем работы.

Мы открыты для взаимодействия, открыты к коллаборациям. Работаем с зарубежными коллегами. И делаем это на высоком мировом уровне. Когда я ищу человека, то спрашиваю, любит ли он просто в лаборатории сидеть и ничего не делать, но потом через 20 лет получить какие-то результаты? Или он реально за движ?

Если мне человек отвечает, что он за движ, за конференцию, предлагает замутить проект или сделать новую лабораторию — это наш кадр. Я тогда с ним иду дальше разговаривать. Если он отвечает что-то, что не сходно с нашими принципами и ценностями работы, я его уже отодвигаю.

Сами компетенции, то, насколько он хорошо умеет писать формулы или занимается какими-то вопросами, — всё это немножечко вторичным становится. Потому что при работе в коллективе важно, чтобы всем было друг с другом комфортно. Тогда всё полетит, и будут хорошие результаты.

Важно

Как определить по человеку, подходит ли он? Надо смотреть, как он отвечает. Если он разговаривает нормально, не боится, не прячется, не убегает — то это уже нормальный человек, можно с ним работать.

Приходится ещё молодежи рассказывать, что когда злой бородатый дядька подходит и от тебя что-то хочет — это не то, что тебе мама рассказывала в детстве. От него не надо срочно убегать. Так происходит хантинг в научной среде. С тобой хотят вступить в дискуссию, чтобы понять, кто ты такой. Может быть, предложить работу или позвать обучаться.


Интересный факт

Вундеркинды часто рождаются в семьях интеллектуалов и наследуют высокий интеллект. Важен и тот факт, что они обладают прекрасной памятью. Некоторые из них помнят даже свои внутриутробные впечатления и процесс появления на свет.


Михаил Случ

Мне кажется, что даже в этом разговоре мы наметили целую палитру возможностей. В ряде случаев будет очень здорово, если директор или учитель скажет себе и вслух, что у них есть границы. А дальше было бы хорошо, чтобы он шёл куда-то ещё. Что тут его не дотянут, не научат так, как нужно.

Важно

Мы понимаем, что обычные школы далеко не всегда отпускают таких детей, потому что их хорошо держать у себя. Они выигрывают олимпиады, приносят результаты и так далее.

Я знаю многих учителей, которые говорят, что в их регионе некуда такого ребёнка отвезти. Речь о какой-нибудь деревне или маленьком городке. Но сейчас есть курсы «Сириуса» или «Фоксфорда». Не хочу говорить других названий, потому что это может быть воспринято как реклама.

Есть ещё журнал «Квант», можно порешать там какие-то задачки. Это суперважно, чтобы выйти из шаблона школьной математики.

Есть ещё момент, который довольно часто присутствует в математических школах, когда в обучении принимают участие не только чистые учителя. А ещё какой-нибудь студент, у которого всё нормально с предметной компетенцией и который имел олимпиадный опыт.

Он часто может гораздо больше дать ребёнку. Да, он плохо учит, он безалаберен. Но всё-таки он довольно много может сделать. И возникает задача для директора, учителя или зав. кафедрой — сделать такой вот микс.

Потому что только так это можно реализовать. А представить себе, что в школе X найдётся учитель, который сам дотащит этого ребёнка до Нобелевской премии — такого почти не бывает.


Интересный факт

«Талант не любят, а гения ненавидят».

Никколо Паганини


Что делать родителям?

Павел Белов

Я очень раздолбайский папа. И профессор, и руководитель. У меня, к сожалению, всё пущено на самотёк. Есть понятие самоорганизующихся систем. Часть физиков верят, что что-то может самоорганизоваться, если этому не мешать.

Я среди этих людей. Говорю, что если я вам не мешаю и вы что-то хотите, то вы это сделаете. Да, там бывают и плохие истории. Если нет мотивации, но есть много свободы, то человек ленится и ничего не делает.

Но я надеюсь, как и со своими детьми, так и с работниками, что в какой-то момент они берутся за ум и говорят: «Слушайте, та свобода, которая у нас есть, — она же не просто так дана. Дай-ка я сделаю что-нибудь эдакое». Подход именно вот такой. Свободный выпас с какими-то результатами. И небольшими расстройствами, если ничего не получилось.

Михаил Случ

Они были совсем разные. Старший сын скорее гуманитарий. Младший сын… Мы с супругой долгое время не понимали, куда он пойдёт. Видно, что у него была какая-то математическая одарённость. Но он совершенно не читал никаких книг.

Вы знаете, как любят подростки, даже дети скорее, лежать и так далее. Помню в какой-то момент, чуть ли не в седьмом классе, я увидел у него в руках толстенный учебник. Что это? Оказалось, что это учебник по экономике.

Это случилось потому, что после многих проб мы его сумели отдать на программу дополнительного образования «Клуб Эрудит» при Высшей Школе Экономики. И он, учась в совершенно обычной школе, к 11-му классу добрался до диплома призёра заключительного этапа Всероссийской олимпиады.

И дальше он продолжил этим заниматься. Поступил в «Вышку» и так далее. И до сих пор работает по этому профилю в одном из подразделений Яндекса. То есть в этом смысле, мне кажется, очень важна роль взрослых.

Ко мне приходят родители и спрашивают совета, куда поступать их ребёнку. Я отвечаю, что есть, конечно, вопрос, как помочь математику. Но есть и другая не менее важная тема, особенно если у родителей есть возможности, — помочь ребёнку пройти через разные кружки.

Вдруг он робототехник? Или физик? А у него нет почти что возможности, учась в школе, это попробовать. Я уж не говорю там про какую-нибудь биологию. Это надо найти какого-нибудь энтузиаста. В этом родители, конечно, могут очень серьёзно помочь.

Важно

Судьба, естественно, тоже играет свою роль. Но всё-таки без помощи родителей сложно. Это только Ломоносов сам дошёл, не пойми в чём: то ли в валенках, то ли в лаптях. Дети всё же иначе устроены.

Павел Белов

Мне кажется, что это просто разные стили подходов родителей и педагогов. Бывает, что когда подталкивают, то получается хороший результат. И когда не подталкивают, то тоже хороший. Но бывает и в обратную сторону. Когда подталкивают — плохо. И не подталкивают — плохо. Так что здесь никто не знает, что всё-таки лучше.


Интересный факт

«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться».

Август Бебель


Какие они, таланты?

Михаил Случ

Есть, конечно, талант в том смысле, как об этом часто говорится. В том числе в передачах или интервью, когда ребёнок чего-то достигает. Но мы всё-таки взрослые люди, и должны рассматривать талант как что-то более универсальное.

Есть люди, которые совершенно не достигают никаких вершин. Но они — гении общения или создания какого-то сообщества коммуникативного. Опять-таки есть довольно странный паттерн, что из математических школ вышло немало священников.

Если считать, что талант — это что-то, что нужно откопать и найти своё предназначение, то да. Школа многое может сделать, но чаще всего, конечно, не делает. Она аккуратно асфальтирует эту поверхность всякими разными испытаниями и так далее. А по сути ребёнок должен выйти оттуда, понимая, кем он хочет быть.

Павел Белов

Талант — это организовать большой коллектив. Как свой коллектив, например, лабораторию. Так и коллектив, который вступает в коллаборацию. Например, 5-6 команд, расположенных в разных уголках мира, чтобы они вместе сделали что-то крутое.

Этот талант сейчас перерастает в одиночный навык. Потому что наука вышла уже на такой уровень, когда у одного человека просто времени жизни не хватит, чтобы получить тот или иной результат. И нужно собираться в коллективы и группы в университете или в научном центре.

Только тогда задачи решаются. Дальше встаёт вопрос, а как организовать этих людей? Это отдельный хитрый талант, и не всегда из области науки. Это менеджмент или вообще умение разговаривать с людьми.


Интересный факт

Слово «вундеркинд» происходит из немецкого языка и буквально означает «чудо-ребёнок». Термин возник в XVII веке для обозначения детей с необычайными способностями.


Михаил Случ

Далеко не всегда талант — это что-то наследственное. Не всегда происходит так, что у папы-профессора сын — будущий академик или будущий кандидат. Часто талант существует совершенно в другой области.

Иногда возникают такие совершенно хрестоматийные примеры, как 239-й лицей или наша школа с историей. Ты разговариваешь с уже прекрасно известным тебе родителем, спрашиваешь, куда поступает их третий ребёнок. А он абсолютно не про это. Другие были блестящими математиками или физиками, а этот совсем не сюда.

Родители не могут с этим смириться. Они говорят, что просто дело в том, что тогда хороший был учитель, а теперь вы нам подсунули какого-то козла. Он не понимает, как надо преподавать. Отчасти так тоже бывает. Но всё-таки дело в том, что люди разные, дети разные. Поэтому тут не всё так просто.

Павел Белов

По нобелевскому лауреату на самом деле совершенно не скажешь, что он получил премию. Я работаю каждую неделю с одним из таких людей, с Фрэнком Вильчиком. У нас очень хорошие с ним отношения.

Это человек, который хорошо относится к студентам, плавает в бассейне, прыгает в плавках и с ними спокойно общается. Ничего в нём специфического нет. Но такие люди ещё более раскрепощённые, ещё более свободные.

Потому что человек уже достиг некоторого уровня. И дальше он дышит гораздо более глубокими глотками воздуха, чем до этого. По глазам этого абсолютно не видно. Это такие же люди, как и все остальные.

В этом, на самом деле, и есть сила науки. Что талант, может быть, скрыт настолько глубоко за личными качествами, что его при простом общении абсолютно не видно.


Мнения

Анна Кальянова, 1955 г. р. Заводчик породы самоед

Наверное, всё-таки это дар, но с этим трудно жить. Всегда одарённые дети — они немножечко со странностями, не от мира сего. Они увлечены или математикой, или физикой, или музыкой. И, конечно, окружающим людям с ними находиться рядом порой трудновато. Но это всё равно дар.

Сергей Ланг, 1986 г. р. Семейный психолог, сексолог

Честно говоря, вундеркинд — это больше, наверное, какое-то наказание для ребёнка. Это серьёзная ответственность по одной простой причине: к нему никогда не относятся как к ребёнку.

Им восхищаются как каким-то необычным человеком, к нему относятся как к взрослому. И он теряет самое главное — вот это доброе человеческое отношение, любовь, какую-то наивность, которую испытывают все дети.

Поэтому в моём понимании вундеркинд — это всё-таки несчастный ребёнок, который испытывает серьёзный дефицит любви, внимания и заботы. А чтобы развивать талант, с ребёнком нужно общаться.

Его нужно приучать к причинно-следственной связи. Дать понять, для чего это, откуда берётся. Что он может из этого извлечь, какую пользу. Потому что детям тоже нужно объяснять, для чего ты делаешь какое-либо действие.

Например, вы заметили у ребёнка талант к тому, что он хорошо поёт. Но он не хочет в музыкальную школу, отнекивается. Находит всякие причины для того, чтобы туда не идти.

Поэтому нужно объяснить, почему он должен туда ходить, что он из этого извлечёт. Что ему гораздо проще дастся обучение. Что он сможет зарабатывать этим деньги.

Потому что многие родители реагируют просто: «Ну, не хочешь и не хочешь». Это тоже неправильно. То есть задача родителей всё-таки помочь удержать этот талант и раскрыть его.

Даниил Иванов-Калямин, 1993 г. р. Конфликтолог

Если ребёнок имеет внутри себя определённый набор важных жизненных ценностей и понимание жизни, которое ему дали родители или учителя, то для него это не станет никаким проклятием. Он сможет социализироваться среди людей, он сможет адекватно себя ставить.

Я приверженец того, что змеиный яд — это просто змеиный яд. В зависимости от того, в каких пропорциях и где мы его применяем, это либо лекарство, либо яд, который убивает людей. И для вундеркиндов та же самая проблема.

Если ребёнок умеет саморазвиваться, если ему показали, как это делать, донесли, что ты не то чтобы даже особенный, а ты быстро схватываешь информацию. Но у тебя есть другие пробелы в знаниях, в каких-то умениях и навыках, которые тебе необходимо развивать, то он сможет быть вполне себе успешным и классным.

Юлия Пирогова, 1989 г. р. Психолог

Ни дар, ни проклятие — это инструмент, это способ познания мира, это потенциал. Если мы говорим об интеллекте, то он не всегда равен, точнее вообще не равен, а даже параллелен психологическому развитию.

Есть огромное количество примеров, которые знает история, когда великие музыканты, художники, учёные, которые вот прям научно признанные гении, были совершенно не приспособлены к быту. Или совершенно несчастны, совершенно не были способны выстраивать какие-то отношения.

Поэтому это не проклятие и не дар само по себе. Это просто навык. Это способности, с которыми тоже нужно учиться жить и которые не отменяют развитие в других сферах. Вообще у меня никогда не было такой задачи. Но так сложилось, что моему ребёнку очень нравилось учиться в саду. У нас было хорошее заведение. К пяти годам он уже был готов поступать в школу.

В итоге нам пришлось сдавать отдельные тестирования, чтобы в 6 лет его приняли в первый класс. Он очень хорошо интегрировался, с большим удовольствием пошёл в школу. Если бы он ещё год просидел, ему было бы просто скучно.

Так получилось, что мой старший ребёнок раньше пошёл в школу. Но это не было моей задачей. В то же время сейчас младший ребёнок развивается иначе, в другом темпе. Он в других вещах силен. Я вполне допускаю, что он может пойти в школу позже.

Елена Черных, 1964 г. р. Руководитель студии этикета

Это замечательный дар, который можно просто поддерживать, но опять же — не сотворять из него кумира. И не говорить, что ты особенный. Хотя нет, мы, конечно, говорим о том, что он особенный.

Но с этой особенностью он научится жить. И у него всё получится. Важно, чтобы это было во благо и ему, и окружающему миру. Если ребёнок родился с талантом, он будет его развивать. И его надо в этом поддерживать. Заниматься с ним.

Мы же все прекрасно знаем, что успех — это 90% работы и 10% таланта. Чтобы он не был утрачен, ребёнку нужно давать развиваться в этом плане. Ходить на какие-то секции, дать возможность посещать хороших педагогов и так далее.

Если же вы сами для себя решили, что ваш ребёнок должен отличаться от всех других… Он и так отличается, это мы должны понять. Но не нужно заставлять его проживать ту жизнь, которую вы не допрожили сами в своё время.

Чаще всего так и бывает с родителями. Я уж, поверьте, знаю это. Долгое время работала в школах. Поэтому знаю, что это такое. Но я бы не советовала родителям заставлять через силу это делать и воплощать в ребёнке свои какие-то нереализованные вещи.

Если вы видите, что это ему интересно, то развивайте, побуждайте. Делайте так, чтобы ему было весело и радостно этим заниматься. Это возможно. Но в каждом частном случае здесь нужно просто смотреть по ситуации.

Роман Стансков, 1975 г. р. Музыкант

Если ребёнку нравится что-то, если какая-то черта у него действительно мощная, креативная, творческая, познавательная, если ему нравится находиться в этой парадигме, то это для него хорошо.

Но если его силой, скажем, на скрипку пихнули в 5 лет. А он всеми силами рвётся выйти попинать мячик во дворе с ребятами, в футбол погонять, то это, конечно, для него будет проклятие. Какая ему там скрипка.

Надо наблюдать, к чему есть предрасположенность. Общаться и потом предлагать. Мы своих детей тоже смотрели. Думали, что у нас в окрестностях, какие есть кружки. И мы предлагали им разные на выбор. Ходили на открытые уроки, беседовали с преподавателями.

Дети тоже пощупали всякое, разные навыки получили. Это, я думаю, никогда не повредит. Но вундеркиндов я не хотел, и их нет в нашей семье. И как-то нормально без таких амбиций.





Фокус-группа

participant

Анна Кальянова

Заводчик породы самоед, 69 лет

Наверное, всё-таки это дар, но с этим трудно жить. Всегда одарённые дети — они немножечко со странностями, не от мира сего. Они увлечены или математикой, или физикой, или музыкой. И, конечно, окружающим людям с ними находиться рядом порой трудновато. Но это всё равно дар.

participant

Елена Черных

Руководитель студии этикета, 60 лет

Мы же все прекрасно знаем, что успех — это 90% работы и 10% таланта. Чтобы он не был утрачен, ребёнку нужно давать развиваться в этом плане. Ходить на какие-то секции, дать возможность посещать хороших педагогов и так далее. Если же вы сами для себя решили, что ваш ребёнок должен отличаться от всех других… Он и так отличается, это мы должны понять. Но не нужно заставлять его проживать ту жизнь, которую вы не допрожили сами в своё время. Если вы видите, что это ему интересно, то развивайте, побуждайте. Делайте так, чтобы ему было весело и радостно этим заниматься. Это возможно. Но в каждом частном случае здесь нужно просто смотреть по ситуации.

participant

Роман Стансков

Музыкант, 49 лет

Если ребёнку нравится что-то, если какая-то черта у него действительно мощная, креативная, творческая, познавательная, если ему нравится находиться в этой парадигме, то это для него хорошо. /nНо если его силой, скажем, на скрипку пихнули в 5 лет. А он всеми силами рвётся выйти попинать мячик во дворе с ребятами, в футбол погонять, то это, конечно, для него будет проклятие. Какая ему там скрипка. /nНадо наблюдать, к чему есть предрасположенность. Общаться и потом предлагать. Мы своих детей тоже смотрели. Думали, что у нас в окрестностях, какие есть кружки. И мы предлагали им разные на выбор. Ходили на открытые уроки, беседовали с преподавателями.

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Поделитесь мнением

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Selfschool — это проект, созданный вместе с вами и для вас. Здесь мы обсуждаем вопросы, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно. Высказываем мнения: экспертные, родительские и детские.

Контакты
Сотрудничество

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!