Анна Кальянова, 1955 г. р. Заводчик породы самоед
Наверное, всё-таки это дар, но с этим трудно жить. Всегда одарённые дети — они немножечко со странностями, не от мира сего. Они увлечены или математикой, или физикой, или музыкой. И, конечно, окружающим людям с ними находиться рядом порой трудновато. Но это всё равно дар.
Сергей Ланг, 1986 г. р. Семейный психолог, сексолог
Честно говоря, вундеркинд — это больше, наверное, какое-то наказание для ребёнка. Это серьёзная ответственность по одной простой причине: к нему никогда не относятся как к ребёнку.
Им восхищаются как каким-то необычным человеком, к нему относятся как к взрослому. И он теряет самое главное — вот это доброе человеческое отношение, любовь, какую-то наивность, которую испытывают все дети.
Поэтому в моём понимании вундеркинд — это всё-таки несчастный ребёнок, который испытывает серьёзный дефицит любви, внимания и заботы. А чтобы развивать талант, с ребёнком нужно общаться.
Его нужно приучать к причинно-следственной связи. Дать понять, для чего это, откуда берётся. Что он может из этого извлечь, какую пользу. Потому что детям тоже нужно объяснять, для чего ты делаешь какое-либо действие.
Например, вы заметили у ребёнка талант к тому, что он хорошо поёт. Но он не хочет в музыкальную школу, отнекивается. Находит всякие причины для того, чтобы туда не идти.
Поэтому нужно объяснить, почему он должен туда ходить, что он из этого извлечёт. Что ему гораздо проще дастся обучение. Что он сможет зарабатывать этим деньги.
Потому что многие родители реагируют просто: «Ну, не хочешь и не хочешь». Это тоже неправильно. То есть задача родителей всё-таки помочь удержать этот талант и раскрыть его.
Даниил Иванов-Калямин, 1993 г. р. Конфликтолог
Если ребёнок имеет внутри себя определённый набор важных жизненных ценностей и понимание жизни, которое ему дали родители или учителя, то для него это не станет никаким проклятием. Он сможет социализироваться среди людей, он сможет адекватно себя ставить.
Я приверженец того, что змеиный яд — это просто змеиный яд. В зависимости от того, в каких пропорциях и где мы его применяем, это либо лекарство, либо яд, который убивает людей. И для вундеркиндов та же самая проблема.
Если ребёнок умеет саморазвиваться, если ему показали, как это делать, донесли, что ты не то чтобы даже особенный, а ты быстро схватываешь информацию. Но у тебя есть другие пробелы в знаниях, в каких-то умениях и навыках, которые тебе необходимо развивать, то он сможет быть вполне себе успешным и классным.
Юлия Пирогова, 1989 г. р. Психолог
Ни дар, ни проклятие — это инструмент, это способ познания мира, это потенциал. Если мы говорим об интеллекте, то он не всегда равен, точнее вообще не равен, а даже параллелен психологическому развитию.
Есть огромное количество примеров, которые знает история, когда великие музыканты, художники, учёные, которые вот прям научно признанные гении, были совершенно не приспособлены к быту. Или совершенно несчастны, совершенно не были способны выстраивать какие-то отношения.
Поэтому это не проклятие и не дар само по себе. Это просто навык. Это способности, с которыми тоже нужно учиться жить и которые не отменяют развитие в других сферах. Вообще у меня никогда не было такой задачи. Но так сложилось, что моему ребёнку очень нравилось учиться в саду. У нас было хорошее заведение. К пяти годам он уже был готов поступать в школу.
В итоге нам пришлось сдавать отдельные тестирования, чтобы в 6 лет его приняли в первый класс. Он очень хорошо интегрировался, с большим удовольствием пошёл в школу. Если бы он ещё год просидел, ему было бы просто скучно.
Так получилось, что мой старший ребёнок раньше пошёл в школу. Но это не было моей задачей. В то же время сейчас младший ребёнок развивается иначе, в другом темпе. Он в других вещах силен. Я вполне допускаю, что он может пойти в школу позже.
Елена Черных, 1964 г. р. Руководитель студии этикета
Это замечательный дар, который можно просто поддерживать, но опять же — не сотворять из него кумира. И не говорить, что ты особенный. Хотя нет, мы, конечно, говорим о том, что он особенный.
Но с этой особенностью он научится жить. И у него всё получится. Важно, чтобы это было во благо и ему, и окружающему миру. Если ребёнок родился с талантом, он будет его развивать. И его надо в этом поддерживать. Заниматься с ним.
Мы же все прекрасно знаем, что успех — это 90% работы и 10% таланта. Чтобы он не был утрачен, ребёнку нужно давать развиваться в этом плане. Ходить на какие-то секции, дать возможность посещать хороших педагогов и так далее.
Если же вы сами для себя решили, что ваш ребёнок должен отличаться от всех других… Он и так отличается, это мы должны понять. Но не нужно заставлять его проживать ту жизнь, которую вы не допрожили сами в своё время.
Чаще всего так и бывает с родителями. Я уж, поверьте, знаю это. Долгое время работала в школах. Поэтому знаю, что это такое. Но я бы не советовала родителям заставлять через силу это делать и воплощать в ребёнке свои какие-то нереализованные вещи.
Если вы видите, что это ему интересно, то развивайте, побуждайте. Делайте так, чтобы ему было весело и радостно этим заниматься. Это возможно. Но в каждом частном случае здесь нужно просто смотреть по ситуации.
Роман Стансков, 1975 г. р. Музыкант
Если ребёнку нравится что-то, если какая-то черта у него действительно мощная, креативная, творческая, познавательная, если ему нравится находиться в этой парадигме, то это для него хорошо.
Но если его силой, скажем, на скрипку пихнули в 5 лет. А он всеми силами рвётся выйти попинать мячик во дворе с ребятами, в футбол погонять, то это, конечно, для него будет проклятие. Какая ему там скрипка.
Надо наблюдать, к чему есть предрасположенность. Общаться и потом предлагать. Мы своих детей тоже смотрели. Думали, что у нас в окрестностях, какие есть кружки. И мы предлагали им разные на выбор. Ходили на открытые уроки, беседовали с преподавателями.
Дети тоже пощупали всякое, разные навыки получили. Это, я думаю, никогда не повредит. Но вундеркиндов я не хотел, и их нет в нашей семье. И как-то нормально без таких амбиций.