Трудное поведение подростков

Кто такие трудные подростки и как с ними справляться.

Трудное поведение подростков

Кто такой трудный подросток? Все ли дети такие в этом возрасте? Что важно не упустить родителям при воспитании и как пережить этот период? Присоединяйтесь к Диалогу кандидата педагогических наук Вячеслава Коровкина и директора тренингового центра Любови Беляевой.

video

Временные метки

Трудные подростки были всегда

Созревание и антисоциальные черты

Что говорят официальные документы?

Подростковый кризис и собственное "Я"

Подработка вместо кружков

Обстановка внутри семьи

Гиперопека и опыт социализации

Атмосфера в школе

Авторитет для подростка

Разница в поведении у детей в семье

Ювенальная юстиция на Западе

Средство давления на родителей

Школьные комиссии

Участие государства

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Трудное поведение подростков

Кто такие трудные подростки и как с ними справляться.

participant

Любовь Беляева

Психолог, бизнес-тренер, 50 лет

Трудное поведение подростков

Кто такие трудные подростки и как с ними справляться.

participant

Вячеслав Коровкин

Заслуженный учитель РФ, к.п.н., 75 лет

что думают дети

Комментарии детей

video

Кто такие трудные подростки и как с ними справляться.

Мнения

Взгляды людей разных поколений

Что делать, если ребенок курит?

Вы обнаружили у ребенка вейпы? Или что-то подобное? Что делать? Послушать Мнения наших героев.

Что делать, если ребёнок связался с дурной компанией?

Плохая компания может круто изменить жизнь нашего ребенка. Или все-таки семейное воспитание не позволит ему встать на скользкую дорожку? Послушайте Мнения наших героев.

Субкультуры

Готы, панки, эмо… Чего только не было жизни каждого из нас. Мы кому-то подражали, за кем-то повторяли, слушали и смотрели, открыв рты… кумир – плохо это или хорошо? Куда может завести кривая идолопоклонства? Послушайте Мнения наших героев.

Что делать, если ребёнок сказал матерное слово?

Ребенок сказал свое первое… неприличное слово. Не обращать внимание или поговорить с ним об этом? Послушайте Мнения наших героев.

Что делать, если ребёнок пришел домой пьяным?

Ребенок вырос настолько, что пришел домой «подшофе». Ничего страшного? Или все-таки наказать? Послушайте Мнения наших героев.

Что делать, если ребенок дерется?

Если ребенок дерется, то, возможно, он научился у родителей так решать проблемы. А может быть он стал жертвой буллинга? Послушайте Мнения наших героев.

Что делать, если ребенок привел домой вторую половинку?

Как принять выбор ребенка? Кого мы видим в его второй половинке и почему она может нам не нравиться? Послушайте Мнения наших героев.

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Трудное поведение подростков

Кто такой трудный подросток? Все ли дети такие в этом возрасте? Что важно не упустить родителям при воспитании и как пережить этот период? Присоединяйтесь к Диалогу кандидата педагогических наук Вячеслава Коровкина и директора тренингового центра Любови Беляевой.

participant

Любовь Беляева

Психолог, бизнес-тренер, 50 лет

participant

Вячеслав Коровкин

Заслуженный учитель РФ, к.п.н., 75 лет

00:47:18

Статья

Диалог в текстовом формате

Трудное поведение подростков

Вячеслав Коровкин

Трудные подростки были абсолютно во все времена. Нельзя говорить о том, что это ярлык, который на кого-то можно повесить, а на кого-то нет. Это просто наше восприятие, наше мнение в отношении поведения подростка.

Любовь Беляева

Важно

Если взять классическое определение, то трудный подросток — это ребёнок, находящийся в периоде полового созревания и проявляющий антисоциальные черты.

Но нет чётких границ, которые бы указывали, что этот подросток трудный, а вот этот — нет. Они все очень разные: с разными причинами такого поведения, разными вводными, разными проявлениями.

Но ключевым объединяющим элементом для этих детей служит то, что они сложно социализируются. Для того, чтобы держать их в рамках цивилизованного поведения, необходимы дополнительные условия.


Интересный факт

В 2022 году 42% российских подростков обвинялись по ст. 158-159 УК РФ «Кражи» и «Мошенничество».


Вячеслав Коровкин

Конечно, эта терминология должна быть в документах. И там должно быть описано, что это тот подросток, который совершил такие-то действия или не подчиняется таким-то правилам. Такое определение есть.

Как говорят, иногда самое главное в споре — определиться в терминах. Так и здесь, на всех уровнях комиссии по делам несовершеннолетних. Я когда-то работал в это организации: и в районной, и в городской. Там есть такие понятия.

Трудные подростки — это те, кто совершил какие-то правонарушения, кто замечен в нарушении дисциплины в школе или кто очень серьёзно проявил себя в отношении группировок, которые могут занимать разные позиции в общественной жизни.

Любовь Беляева

Тут есть и возрастные особенности. Потому что у подростка именно в этот период возникает очень яркая потребность показать своё «Я». Одно из свойств поведения детей в этот период — эгоцентризм. Некоторые его, правда, переносят и в более взрослый возраст.

Но у подростков особенно выражено это «Я». Он должен доказать, что существует, что может позволить себе делать те или иные вещи. Это триггеры, заложенные и биологическими, и психофизиологическими механизмами. Это созревание.

До подросткового возраста самыми значимыми и важными персонами в жизни ребёнка являются члены семьи. Нам нужно получать одобрение от значимых лиц, и до подросткового возраста это родственники. Но дальше приоритеты меняются, ребёнку надо пройти этап сепарации.

Важно

Сепарация — это отсоединение от родителей без потери близких отношений, то есть процесс становления более самостоятельным.

На первое место здесь выходит мнение ровесников и себе подобных. Все проходят этот период по-разному. Но это в любом случае не самый гладкий и не самый комфортный процесс, который во многом требует определённых навыков от родителей.


Интересный факт

Почти 82% российских учеников средних школ демонстрируют агрессивное поведение.


Как с ним жить?

Любовь Беляева

То, что мы в семье в более ранний период создали доверительные отношения и возможность обсуждать любые темы, сейчас очень серьёзно помогает. Конечно, я тоже слышу фразы типа: «Я сама, я лучше знаю, не навязывайте мне своё мнение».

Но при этом всём у дочери есть возможность обсуждать с нами свои сложности. Благодаря созданному доверию она понимает, что может получить поддержку. Это помогает сейчас проходить подростковый период.

Ещё очень хорошим подспорьем служит понимание, что именно творится сейчас с этим взрослеющим человеком, у которого происходит гормональный взрыв. И в связи с этим появляются свои сложности, свои потребности и свои задачи.

Вячеслав Коровкин

Насчёт триггера — это последняя капля, если назвать по-русски, которая заставляет нас говорить о том, что подросток стал трудным. И это очень сложный процесс с размытыми границами.

Нужно всегда помнить, что дети есть дети, подростки есть подростки. Они проживают свою жизнь. Подросткам всегда было сложно определиться в жизни. И особенно сейчас, когда век технической революции берет своё, поэтому им становится всё тяжелее.

То, как они себя ведут и ощущают, зависит от многих условий. Но трудные подростки точно должны быть на особом внимании, чтобы с ними работать и создавать системные отношения в их поведении.


Интересный факт

«Привычки отцов — и дурные, и хорошие — превращаются в пороки детей».

Демокрит


Любовь Беляева

Важно

Одно из правил, которое транслируют практически все специалисты по работе с подростками при разнообразии всех нюансов и подходов, — это занятость ребёнка.

Представляете: внутри человека — молотов коктейль из гормонов, перепады настроения. Он же сам страдает, ему непонятно, что с этим делать. Поэтому важны чёткие рамки задач, ответственности и, конечно же, трудотерапии.

Потому что труд — самая близкая и понятная сфера, где видны результаты вложенных тобой усилий. Ты что-то делаешь, и это выражается в конкретных результатах. Хорошо, если оно ещё и имеет какое-то вознаграждение.

Чтобы не просто пахать ради того, чтобы пахать. Потому что это тоже закладывает очень интересное понимание смысла вложенных усилий и действий, которые в перспективе могут сказываться на мотивации к труду.

Вячеслав Коровкин

Статистику советских времён я не вспомню. Буду основываться на своих профессиональных наблюдениях. Потому что я всю жизнь в системе образования: работал и учителем, и классным руководителем, и директором. Так что я всегда работал с подростками, их родителями и средой, в которой они находятся.

Я всегда говорю, что за всё отвечает семья. Если там нет правильного отношения к подростку, помощи и понимания, то возникают проблемы. Может дойти до момента триггера, когда накапливается негативный ресурс и количественные изменения переходят в качественные.

Нужно также понимать, что есть общество, есть социум. И всё, что происходит там с подростком, — это тоже влияние. Хотя, например, влияние двора, образно говоря, в наше время уменьшается, потому что подростки сегодня находятся в другой ситуации, нежели ранее.

Технологический процесс отодвигает их от общения, и во дворе они бывают крайне мало. Раньше влияние этой среды на подростка и его поведение было больше. С другой стороны, появляется другая сфера — технологичная. Она тоже влияет и может воздействовать как положительно, так и отрицательно.

А школа может сделать всё, что угодно. Если она не мешает хорошему воспитанию и обучению в семье, то уже выполняет свою роль. А уже дальше может начаться работа с продвинутыми детьми. И вообще, задача школы — дать дорогу молодым, обучать их. Но это уже совсем хорошее учебное заведение.


Интересный факт

«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет».

Марк Твен


Как было раньше?

Любовь Беляева

Важно

Я старший ребёнок в многодетной семье, где было шестеро детей. Поэтому находиться под излишней опекой и контролем просто не было возможности, среда была другой.

Были, конечно, и срывы, и конфликты, и определённые яркие эмоциональные моменты. Но я всегда чувствовала достаточно серьёзную степень свободы при достаточно высоком уровне личной ответственности.

С раннего возраста я понимала причинно-следственные связи: что если ты делаешь вот это, то оно тебя приводит вот к этому. Хотя сейчас мне каждый раз хочется извиниться перед родителями за то, что я им тогда периодически выдавала.

Вячеслав Коровкин

И в «Республике ШКИД», и в «Педагогической поэме», и в «Пацанах», да даже в «Школе» Гай Германики — везде показана правда. Другое дело, какие акценты расставлены, какие концовки показаны и к каким размышлениям это приводит потом. Но то, что там показаны реальные вещи, это да.

Например, сериал «Школа», который всем страшно не понравился, особенно педагогам. А я взял этот фильм, записал на флешку, показывал и говорил: «Вы хотите такую школу?» Когда у нас был какой-то сбой, я показывал им или фрагменты, или целый фильм Гай Германики.

Там ведь жуть, что показано. Она умница, она показала то, чего не должно быть. Другое дело, что, может быть, все ожидали от концовки позитива и голливудского хэппи-энда. Ну, не было там такого, по-моему.


Интересный факт

В США существуют boot camps или «ботиночные лагеря». Это организации, которые представляют собой негосударственные интернаты для трудных подростков, где поддерживается строгий армейский режим.


Что делать?

Любовь Беляева

Я бы не стала говорить, что родители им не близки. У каждого конкретного подростка абсолютно всё по-разному. В первую очередь, там очень важно мнение сверстников, давайте не будем сбрасывать это со счетов. Потому что необходимо завоевать авторитет, найти своё место в микросоциуме среди себе подобных.

Себе подобные здесь — это как раз сверстники. Если родители прибегают к чрезмерной гиперопеке из-за своей тревоги и страхов, пытаясь уберечь ребёнка от разочарований, столкновений и искушений внешнего мира, то он не получает своего опыта социализации. Дальше у него будут сложности и проблемы в гораздо более старшем возрасте.

А вот кто становится в этот момент авторитетом для подростка зависит от того, кто окажется в его кругу. Нужен человек, который бы носил в себе черты, которые у подростка вызывают отклик. Это должна быть ролевая модель с теми свойствами, навыками и чертами, которые интересны подростку и которые он бы хотел приобрести.

Но здесь всё-таки другие люди — не родители — начинают иметь гораздо больше веса и значения. Это действительно так. Поэтому необходима также забота о том, а что за социальная среда окружает ребёнка? Создали ли вы у него в более раннем периоде взросления предпосылки и качества для выбора людей вокруг?

Вячеслав Коровкин

К сожалению, не все школы могут создать условия, при которых подросток не черпает негатив в этой среде. Думаю, методы и желание вовлечь в позитивную трудовую деятельность не меняются. Но меняется атмосфера, способы вовлечения и люди, которые работают. А всё остальное остаётся прежним.


Интересный факт

«В наше время всем приходится нелегко. Подростки живут в мире, который терроризируют экстремисты, взрослые живут в мире, который терроризируют подростки».

Роберт Орбен


Любовь Беляева

С точки зрения социума основной моделью поведения становится та, которую поддерживают, подчёркивают и взращивают. Поэтому в одних и тех же условиях то, что будут поощрять педагоги, то, на чём будут делать акцент наставники, и прорастёт как основная социально одобряемая модель поведения.

Важен состав окружения: входят ли туда молодые люди без асоциальных проявлений или с ярко деструктивными наклонностями? Кого там больше, кто сильнее, на ком делают акцент? И насколько поощряют в этой скользкой среде положительные поведенческие реакции? От этого всего и будет зависеть, что станет основным в его поведении.

Одна из причин, которые создают трудных подростков, — социально-экономическая. В какой среде растет этот ребёнок, что он видит? Если у него есть альтернатива, если он понимает, что может быть по-другому, то тогда это его обогащает. Такая ситуация создаёт возможность выбора в плане того, как себя проявлять и как себя вести.

Если он видит только очень узкий коридор сценариев поведения, то думает, что весь мир такой и других вариантов нет. Поэтому важно давать ему альтернативные картины и дополнительные условия. Но как это будут создавать, наполнять и сопровождать люди, которые сами и ответственны за этот процесс?

Вячеслав Коровкин

Нужно заниматься профилактикой правонарушений. Чтобы подарить шанс таким подросткам проявить себя положительно и вместе с тем дать возможность благополучным детям общаться с теми, кто попал под клише трудного.

Как раз это и реализовал Сергей Алексеевич Алексеев — основатель лагеря для трудных подростков «Прометей». Я всех прошу найти его кандидатскую работу, где он в виде наблюдений, выводов и доказательств оформил идею, что можно создать сообщество подростков, в которых будут вместе трудиться сложные и обычные ребята.

Было очень тяжело на первых порах доказать, что трудные дети будут следовать примеру тех, кто позитивен. Причём и теоретически защищая эту идею, и особенно реализуя её на практике. Но у него это получилось. Так же, наверное, как и у Викниксора, и у Макаренко.

Важно

Из этих трудных подростков выросло много толковых людей, которые шли путём труда и побед. Они создали семьи, социализировались и получили общественное признание.





Интересный факт

Во времена правления Александра II появились исправительные учреждения для перевоспитания трудных подростков. В них юные правонарушители занимались ремесленничеством и обретали профессию, помогающую устроиться во взрослом обществе.


Работать с трудными

Любовь Беляева

То, что заложили родители, безусловно, очень важно. Но давайте трезво посмотрим на реальность: в одной и той же семье, с одними и теми же родителями несколько детей вырастают совершенно разными. Они отличаются поведением, вкусовыми предпочтениями, сценариями жизни.

Там ещё имеет достаточно серьёзное значение психотип, свойства темперамента, личностные особенности. Это всегда комплекс факторов. Скидывать всё на среду, говорить о том, что это заложили только родители, — очень удобно, наверное. Но не совсем справедливо и не отражает того, что мы видим, если внимательно присмотреться.

Вячеслав Коровкин

Работать с трудными детьми — да с кем угодно — всегда есть возможность. Никто никому не мешает. Есть люди, которые начинают искать причины, почему не получится это сделать. А есть те, которые берут и делают.

С точки зрения разговора о ювенальной юстиции я сразу вспоминаю 1993 год, когда стал директором школы № 207. Европа тогда прокачивала нас в этом вопросе и вместе с тем помогала. Нашими помощниками были шведы. Мы с детьми коллективно дружили с ними, были обмены, они нам помогали материально.

И вот меня пригласили в семью педагога. Крепкий мужик такой, англичанин. У него супруга была самодостаточная. Семья не очень богатая, но особнячок хороший. Приезжаю я туда, а у них старший ребёнок — от разных браков, то есть это дочь жены. Смотрю на их отношения с моим коллегой, Джоном Тейлором, а он что-то такой кислый: то одно с ней, то другое.

Важно

Когда он убедился, что скрывать нечего, то рассказал, как приёмная дочь над ним издевается, как она его строит и шантажирует. Через несколько лет он получил инфаркт. Так сработала ювенальная юстиция.

Не знаю, как дальше она устроила жизнь, тесные контакты у нас потом прекратились. Но я видел, насколько разрушительно это действует со стороны ребёнка в отношении семьи. Девочка делала всё это не по зову души, не из-за какой-то реальной ситуации, а просто потому, что есть такой рычаг.

То же самое может происходить и у нас. К счастью, эта тенденция сейчас начала затухать, если я не ошибаюсь. Но нужно обязательно защищать детей, иметь для этого каналы и возможности. И прежде всего школа должна обеспечивать такую атмосферу.


Интересный факт

22% несовершеннолетних преступников в России — из неполной семьи.


Участие государства

Любовь Беляева

Изначально в истории с развитием ювеналки лежала очень благая затея: как-то защитить права и свободы подростков. Ведь они долгое время находились в бесправном положении, и родители могли выплёскивать на них всю свою неограниченную власть. Но Бог в деталях, дьявол в крайностях.

Важно

То, что происходит сейчас, — это оружие в руках подростка, который может использовать его против собственных же родителей. Это действительно снижает возможность управляемости.

Сейчас ювенальная юстиция работает так, что если подростку что-то не понравилось, он может пойти и пожаловаться на собственных родителей. И не факт, что те, к кому он пришёл, будут разбираться в нюансах. Они могут резко отреагировать на ситуацию, наказать родителей и забрать детей.

Очень важно в подростковом периоде разделять доброту и безволие, понимание и всепрощение, попустительство и принятие. Это значимый нюанс. Потому что обостряются все реакции, возникает яркое желание доказывать собственное «Я». Здесь нужны чёткие границы, даже чёткие ограничения.

Всё это необходимо, потому что родитель продолжает нести ответственность за безопасность человека, который не обладает жизненным опытом и не знает, как себя вести в тех или иных ситуациях. Если взрослый вдруг оказывается без каких-то рычагов, то как он может это реализовывать?

Всё чаще сейчас от тех же самых подростков звучат угрозы в адрес родителей, что если ты не дашь мне бесконечно сидеть в телефоне, я на тебя пожалуюсь. И такие прецеденты уже существуют. Так что тут возникает вопрос, где здравый смысл? У детей ведь нет эмоционального и жизненного опыта.

Опыт, который у них есть, ещё не такой глобальный и не такой широкий, как у взрослых. Старики сентиментальны, дети жестоки. Это, конечно, шаблон. Но если посмотреть чуть вглубь, то они ещё не знают, как может быть больно. Поэтому они проверяют мир на крепость, экспериментируют с тем, какие реакции вызовет то или иное поведение.

Плюс у подростков много энергии. Поэтому, если ещё и собственного опыта проживания боли и тяжёлых ситуаций нет либо его не так много, то они начинают проверять это на окружающих. При этом совершенно не задумываются о последствиях и том, как это может сказаться на другом человеке.

Вячеслав Коровкин

Я не скрываю, что работал в партийных органах. Запятнал себя, уж извините. Трудился в Смольном и отделе школ горкома партии. Дело в том, что раз та система работала, значит, нашлись люди, которые не стали её разрушать и дополнили теми нюансами, которые должны быть сейчас.

Другое дело, что некоторые системные помощники ушли. Был же такой порядок, например, что учебное заведение имеет базы и своих шефов. Сейчас это реализуется через социальные связи, договоры и прочее. Но решения бюро горкома и обкома уже нет. А раньше как они скажут, так и будет сделано.

На предприятиях также были комиссии содействия семье и школе. Конечно, если дело там доходило до разбирательства между мужем и женой, то партийный билет они сдавали. Такие были издержки. Но эти комиссии выполняли свою серьёзную роль.

Сегодня, кстати, система государственного общественного управления, за которую я всегда ратую, позволяет включать всех социальных партнёров в деятельность школы. Её работа должна осуществляться именно с участием общественности. А сюда входят и партнёры, и эти комиссии, о которых мы говорим.

Если их нет на предприятиях, то всё равно появляется представитель предприятия. Пусть это не шеф, но он коллега и партнёр. Тогда все эти спорные моменты координируются, обсуждаются и системно анализируются.

На основании этого принимаются решения в отношении или политики самого образовательного учреждения, или конкретных ситуаций, которые возникают, или семьи. Потому что в законе об образовании есть обязательство каждого учебного заведения иметь комиссию по разрешению споров.


Интересный факт

«Подростки — существа, которые ещё не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители».

Ричард Уолдер


Любовь Беляева

Государство всё равно участвует, потому что создаёт определённую идеологию, наполняет процесс обучения теми или иными образовательными программами. Оно расставляет акценты и наполняет общественную жизнь предложениями для подростков. Если внимательно присмотреться, то там можно найти очень много хорошего.

У нас есть масса бесплатных секций для детей, доступных практически для всех родителей. У нас масса предложений посильной работы для подростков, за которую платят. Целые центры занимаются тем, чтобы как можно больше подростков вовлечь, обучить тем или иным задачам, приобщить к труду.

Важно

Сейчас набирает обороты опасная тенденция, что если ты работаешь, то ты неуспешный. Успех — это делать что-то такое, чтобы не работать. Иначе ты неудачник. Культура труда начинает размываться, уходить.

Но труд — важнейший элемент для нас как социальных и психофизиологических существ. Потому что без возможности вложить усилия и получить от этого свои плоды теряется очень много смысла. Часто депрессия — это результат безделья.

Вячеслав Коровкин

Конечно, мне посчастливилось работать в школах, которые не были перегружены трудными ребятами, которые состояли бы на учёте в милиции, а ныне в полиции, или на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.

Важно

Но что значит трудный? Моя внучка для меня трудная. Ей 10 лет. Я не знаю, что с ней делать. Правда, бабушка знает, она меня поправляет и всё это сглаживает.

В школе, где я работал, мне всегда нравились ребята, которые якобы привлекали к себе слишком много внимания. Я знал, что в этот момент проверяется сама школа и её педагогический коллектив. То же самое можно сказать и о людях, которые с тобой в чём-то не согласны и находятся в здоровой оппозиции.

Я всегда ценил, что школа их не гнобит, не выбрасывает и не избавляется от них. Бывали случаи, когда школа не могла помочь. Но в основном это были моменты, когда мы понимали, что сама семья этого не хочет.

В остальном мы частенько справлялись. Хотелось бы, чтобы я и педагогический коллектив всегда могли что-то сделать с трудными подростками. Но если эта ситуация была вызвана позицией семьи, то вот тут мы уже ничего не можем сделать.


Мнения

Даниил Иванов-Калямин, 1993 г. р. Конфликтолог

Считаю, что трудные подростки — это люди, которым требуется либо больше внимания, либо они не до конца социализировались. Считается, что все проблемы у нас из детства. Эта ситуация — не исключение.

Эти люди недополучили внимания. У них был какой-то особый стиль взаимодействия либо с родителями, либо с друзьями в школе, либо ещё в каких-то средах. И не то чтобы даже ими становятся, к этому постепенно приходят.

Нет какого-то условного дня X, когда ещё вчера подросток был нормальным, а сегодня вдруг хоп — и стал трудным. Это постепенный процесс преобразования, который может длиться от нескольких месяцев, и даже, может быть, до одного года.

В это время ребёнок всеми силами старается получить определённое внимание. Если ему это сделать не получается, то в итоге он находит такие способы решения проблем и получения внимания, которые социально не одобряются.

Зачастую можно столкнуться с тем, что сами подростки до конца не понимают, что используют социально неодобряемое поведение. Одно время я работал в подростковом молодёжном клубе и там столкнулся с подобными ребятами.

Думаю, многие могут отметить, что трудные подростки — это довольно глубокие, вдумчивые ребята. С ними можно и даже нужно говорить. У меня возникло ощущение, что они так себя ведут, чтобы их заметили и с ними пообщались.

Они просто истосковались по нормальному, адекватному общению. Это люди, с которыми точно стоит разговаривать и взаимодействовать, чтобы помочь им понять самих себя и найти место в этом мире.

Елена Черных, 1964 г. р. Руководитель студии этикета

От социального положения семьи это всё зависит в меньшей степени. Семья может быть и малообеспеченной, но дети там всё равно замечательные. А в очень хорошо обеспеченной семье дети становятся трудными подростками.

Всё зависит от взаимоотношений и той любви, которую дают родители. Не залюбленности, я прошу это не путать. А именно от любви, от понимания ребёнка и воспитания без насилия. Потому что трудные дети, как правило, появляются в тех семьях, где эта любовь напрочь отсутствует.

В таких семьях есть только обязательства какие-то. И часто присутствует насилие — не обязательно физическое. Это может быть эмоциональное, психологическое насилие. Оно иногда даже сильнее губит детей, нежели физическое.

Поэтому всё идёт из семьи и зависит от того, какие там складываются взаимоотношения. Разумеется, если родители — маргиналы, то мы понимаем, как там может выглядеть общение.

Но иногда у меня были такие подростки, которые с точностью до наоборот проживали жизнь. Они не хотели быть такими, как их родители-алкоголики. И свою взрослую жизнь они уже выстраивали иначе. Но это был выбор ребёнка, его опыт. И он, естественно, делал уже всё так, как сам хотел.

Сергей Ланг, 1986 г. р. Семейный психолог

Ребёнок становится трудным подростком, когда перестаёт воспринимать родителей как авторитетов. Он делает всё так, как сам считает нужным, абсолютно не считается с мнениями взрослых. И пока ребёнок не пройдёт свою жизненную школу, не получит опыт, он не будет вступать в диалог с родителями.

Поэтому основная задача взрослых в этот момент просто показывать, что они всегда рядом. Если понадобится помощь, они готовы её оказать. Важно продемонстрировать что вы не будете осуждать ребёнка, не будете ругать, а просто будете рядом. Другого выхода здесь просто нет.

В моём детстве, наверное, все, кто меня окружал, были в какой-то степени трудными подростками. По крайней мере сейчас, проводя анализ со своего возраста и опыта, я понимаю, что почти 90% тех, кто меня окружал, были достаточно сложными детьми. Были драки, выпивка, сигареты, уходы из дома. Всё это имело место.

Карина Станкевич, 1991 г. р. Акустик

Все мы разные, поэтому повлиять на это может что угодно. Не обязательно это должна быть плохая семья. Она может быть хорошей, но, возможно, ребёнок не получает там достаточно любви и тепла. Зато может найти их у дворовых ребят. Не суперхороших, но проявивших к нему недостающее тепло и заботу.

И всё: ты уже в плохой компании, эмоции хлещут через край. Ты уже не совсем оцениваешь логичность, безопасность и целесообразность своих действий. А бегаешь где-то по подворотням и разбиваешь кирпичом окна.

Юлия Пирогова, 1989 г. р. Психолог

Я сталкивалась с трудными подростками по работе. И хочу сказать, что более несчастных людей я не встречала. Это очень одинокие ребята, которых не слышат, не воспринимают, не уважают как личностей.

Такое очень часто бывает, когда родители не успевают перестроиться с отношения к ним как к детям. Когда у взрослых есть полная власть и используется авторитарная модель.

Становясь подростками, дети заявляют права на свою жизнь. Многие родители не могут с этим смириться, поэтому случается жесточайший разлад. Тут подросткам бывает очень сложно, из-за чего они часто попадают в какие-то неприятные и даже очень тяжёлые жизненные ситуации.

Чем хуже эмоциональный контакт между родителем и ребёнком, тем сложнее с ним будет в подростковом возрасте. Чем меньше уважения к ребёнку как к личности в детстве, тем меньше будет взаимодействия и положительного контакта с подростком. Тем больше вероятность проблем и сложностей, с которыми столкнутся как родители, так и дети.


Фокус-группа

participant

Даниил Иванов-Калямин

Конфликтолог, медиатор, 31 год

Считаю, что трудные подростки — это люди, которым требуется либо больше внимания, либо они не до конца социализировались. Считается, что все проблемы у нас из детства. Эта ситуация — не исключение. Эти люди недополучили внимания. У них был какой-то особый стиль взаимодействия либо с родителями, либо с друзьями в школе, либо ещё в каких-то средах. И не то чтобы даже ими становятся, к этому постепенно приходят. Нет какого-то условного дня X, когда ещё вчера подросток был нормальным, а сегодня вдруг хоп — и стал трудным. Это постепенный процесс преобразования, который может длиться от нескольких месяцев, и даже, может быть, до одного года. В это время ребёнок всеми силами старается получить определённое внимание. Если ему это сделать не получается, то в итоге он находит такие способы решения проблем и получения внимания, которые социально не одобряются.

participant

Елена Черных

Руководитель студии этикета, 60 лет

От социального положения семьи это всё зависит в меньшей степени. Семья может быть и малообеспеченной, но дети там всё равно замечательные. А в очень хорошо обеспеченной семье дети становятся трудными подростками. Всё зависит от взаимоотношений и той любви, которую дают родители. Не залюбленности, я прошу это не путать. А именно от любви, от понимания ребёнка и воспитания без насилия. Потому что трудные дети, как правило, появляются в тех семьях, где эта любовь напрочь отсутствует. В таких семьях есть только обязательства какие-то. И часто присутствует насилие — не обязательно физическое. Это может быть эмоциональное, психологическое насилие. Оно иногда даже сильнее губит детей, нежели физическое. Поэтому всё идёт из семьи и зависит от того, какие там складываются взаимоотношения. Разумеется, если родители — маргиналы, то мы понимаем, как там может выглядеть общение.

participant

Сергей Ланг

Сексолог, 38 лет

Ребёнок становится трудным подростком, когда перестаёт воспринимать родителей как авторитетов. Он делает всё так, как сам считает нужным, абсолютно не считается с мнениями взрослых. И пока ребёнок не пройдёт свою жизненную школу, не получит опыт, он не будет вступать в диалог с родителями. Поэтому основная задача взрослых в этот момент просто показывать, что они всегда рядом. Если понадобится помощь, они готовы её оказать. Важно продемонстрировать что вы не будете осуждать ребёнка, не будете ругать, а просто будете рядом. Другого выхода здесь просто нет. В моём детстве, наверное, все, кто меня окружал, были в какой-то степени трудными подростками. По крайней мере сейчас, проводя анализ со своего возраста и опыта, я понимаю, что почти 90% тех, кто меня окружал, были достаточно сложными детьми. Были драки, выпивка, сигареты, уходы из дома. Всё это имело место.

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Оцените материал

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!