Даниил Иванов-Калямин, 1993 г. р. Конфликтолог
Считаю, что трудные подростки — это люди, которым требуется либо больше внимания, либо они не до конца социализировались. Считается, что все проблемы у нас из детства. Эта ситуация — не исключение.
Эти люди недополучили внимания. У них был какой-то особый стиль взаимодействия либо с родителями, либо с друзьями в школе, либо ещё в каких-то средах. И не то чтобы даже ими становятся, к этому постепенно приходят.
Нет какого-то условного дня X, когда ещё вчера подросток был нормальным, а сегодня вдруг хоп — и стал трудным. Это постепенный процесс преобразования, который может длиться от нескольких месяцев, и даже, может быть, до одного года.
В это время ребёнок всеми силами старается получить определённое внимание. Если ему это сделать не получается, то в итоге он находит такие способы решения проблем и получения внимания, которые социально не одобряются.
Зачастую можно столкнуться с тем, что сами подростки до конца не понимают, что используют социально неодобряемое поведение. Одно время я работал в подростковом молодёжном клубе и там столкнулся с подобными ребятами.
Думаю, многие могут отметить, что трудные подростки — это довольно глубокие, вдумчивые ребята. С ними можно и даже нужно говорить. У меня возникло ощущение, что они так себя ведут, чтобы их заметили и с ними пообщались.
Они просто истосковались по нормальному, адекватному общению. Это люди, с которыми точно стоит разговаривать и взаимодействовать, чтобы помочь им понять самих себя и найти место в этом мире.
Елена Черных, 1964 г. р. Руководитель студии этикета
От социального положения семьи это всё зависит в меньшей степени. Семья может быть и малообеспеченной, но дети там всё равно замечательные. А в очень хорошо обеспеченной семье дети становятся трудными подростками.
Всё зависит от взаимоотношений и той любви, которую дают родители. Не залюбленности, я прошу это не путать. А именно от любви, от понимания ребёнка и воспитания без насилия. Потому что трудные дети, как правило, появляются в тех семьях, где эта любовь напрочь отсутствует.
В таких семьях есть только обязательства какие-то. И часто присутствует насилие — не обязательно физическое. Это может быть эмоциональное, психологическое насилие. Оно иногда даже сильнее губит детей, нежели физическое.
Поэтому всё идёт из семьи и зависит от того, какие там складываются взаимоотношения. Разумеется, если родители — маргиналы, то мы понимаем, как там может выглядеть общение.
Но иногда у меня были такие подростки, которые с точностью до наоборот проживали жизнь. Они не хотели быть такими, как их родители-алкоголики. И свою взрослую жизнь они уже выстраивали иначе. Но это был выбор ребёнка, его опыт. И он, естественно, делал уже всё так, как сам хотел.
Сергей Ланг, 1986 г. р. Семейный психолог
Ребёнок становится трудным подростком, когда перестаёт воспринимать родителей как авторитетов. Он делает всё так, как сам считает нужным, абсолютно не считается с мнениями взрослых. И пока ребёнок не пройдёт свою жизненную школу, не получит опыт, он не будет вступать в диалог с родителями.
Поэтому основная задача взрослых в этот момент просто показывать, что они всегда рядом. Если понадобится помощь, они готовы её оказать. Важно продемонстрировать что вы не будете осуждать ребёнка, не будете ругать, а просто будете рядом. Другого выхода здесь просто нет.
В моём детстве, наверное, все, кто меня окружал, были в какой-то степени трудными подростками. По крайней мере сейчас, проводя анализ со своего возраста и опыта, я понимаю, что почти 90% тех, кто меня окружал, были достаточно сложными детьми. Были драки, выпивка, сигареты, уходы из дома. Всё это имело место.
Карина Станкевич, 1991 г. р. Акустик
Все мы разные, поэтому повлиять на это может что угодно. Не обязательно это должна быть плохая семья. Она может быть хорошей, но, возможно, ребёнок не получает там достаточно любви и тепла. Зато может найти их у дворовых ребят. Не суперхороших, но проявивших к нему недостающее тепло и заботу.
И всё: ты уже в плохой компании, эмоции хлещут через край. Ты уже не совсем оцениваешь логичность, безопасность и целесообразность своих действий. А бегаешь где-то по подворотням и разбиваешь кирпичом окна.
Юлия Пирогова, 1989 г. р. Психолог
Я сталкивалась с трудными подростками по работе. И хочу сказать, что более несчастных людей я не встречала. Это очень одинокие ребята, которых не слышат, не воспринимают, не уважают как личностей.
Такое очень часто бывает, когда родители не успевают перестроиться с отношения к ним как к детям. Когда у взрослых есть полная власть и используется авторитарная модель.
Становясь подростками, дети заявляют права на свою жизнь. Многие родители не могут с этим смириться, поэтому случается жесточайший разлад. Тут подросткам бывает очень сложно, из-за чего они часто попадают в какие-то неприятные и даже очень тяжёлые жизненные ситуации.
Чем хуже эмоциональный контакт между родителем и ребёнком, тем сложнее с ним будет в подростковом возрасте. Чем меньше уважения к ребёнку как к личности в детстве, тем меньше будет взаимодействия и положительного контакта с подростком. Тем больше вероятность проблем и сложностей, с которыми столкнутся как родители, так и дети.