Любовь Беляева, 1974 г. р. Психолог, бизнес-тренер
Каждому высшее образование необходимо для разных целей. В определённой ситуации высшее образование — это некоторый статусный элемент, который расширяет возможности.
Но если говорить про мой личный опыт, то я воспринимала его как инструмент, который позволил научиться управлять знаниями. Основная цель высшего образования — формирование привычки учиться.
Оно развивает умение разбираться и погружаться в достаточно большой объём информации: системно, последовательно, терпеливо. Если мы говорим про полноценное высшее образование, конечно же.
Мне кажется, что это в немалой степени некоторая негативная установка, что мы зря потратили время, получая образование. Она выливается в очередной стереотип, что обязательно то, чему ты научился, должно стать конкретной профессией.
Если ты, отучившись, пошёл работать в другую сферу, то это значит, что зря потратил время. Но это далеко не так. Если мы посмотрим на жизненные пути разных людей, то часто ли мы увидим такую историю, что человек пошёл учиться, прошёл практику, а потом в этой же сфере сделал карьеру?
Это достаточно интересная, но, согласитесь, несколько ограниченная по опыту и навыкам история. Поэтому это вопрос нашего отношения: умеем ли мы извлекать какую-то пользу из того, чему посвящаем время? Умеем ли работать с информацией, перенимать навыки у интересных людей?
Потому что высшее образование, ну или вообще весь период, пока мы учимся, — это бесценный опыт коммуникации. Как с учителями разного уровня, так и со студентами. Он может заложить очень серьёзную основу для получения дальнейших знаний и навыков. Совершенно необязательно идти работать точно по той профессии, на которую вы учились.
Прислушиваться к хотелкам чада, особенно в том возрасте, когда он принимает решение о получении высшего образования, необходимо и полезно. Достаточно сложно не учитывать мнение вполне себе сформированного, взрослого персонажа. Если жёстко настаивать на своём решении, то это может вызвать противоположную реакцию и протест в силу определённых возрастных реакций.
Тимур Рахимов, 2010 г. р. Ученик 7-го класса
Да, я считаю, высшее образование нужно. Чем больше, тем лучше. И даже если ты имеешь одно высшее образование, у тебя уже очень много возможностей: от профессора медицинских наук, допустим, до переводчика.
Василий Мордвинов, 1931 г. р. Экскурсовод, пенсионер
Высшее образование нужно определённой части населения. Учитывая мой опыт работы преподавателем, есть такая категория людей, которые очень хорошие исполнители, но учёба у них не идёт. Даже если они получают образование, скажем так, троечное, то пусть лучше специализируются в той области, где у них всё получается.
Евгения Агафонова, 1990 г. р. Журналист
Это нужно человеку для того, чтобы он научился ориентироваться в огромном количестве информации, которая его окружает. Что мы делаем, когда учимся пять лет в университете? Нам дают читать огромное количество книг, нас отправляют на какие-то интернет-ресурсы, чтобы, собирая эту информацию, мы писали рефераты, дипломы и так далее.
Это дарит нам навык ориентироваться в информационном пространстве. Умение всё это кооперировать, структурировать и отбрасывать что-то лишнее. Потому что очень много книг, очень много интернет-ресурсов и в этом просто можно запутаться очень легко.
Мне пригодился навык учиться. Вот что в первом классе повезло с учительницей, которая привила мне любовь к обучению, что университет тебя приучает к тому, что нужно постоянно учиться чему-то новому. Только так получается развиваться.
Иначе ты застаиваешься и чувствуешь себя лягушкой в болоте. Которая, да, может быть суперпрофессиональной и очень мощной, но она всё равно сидит в болоте. И пока она не захочет из него выбраться, ничего не поменяется. В этом плане желание учиться и получать новые знания помогают двигаться.
Но заставлять однозначно нельзя. Не всем это дано. Есть знакомая девочка, которая работает шикарным ветеринарным фельдшером. Она пыталась учиться на врача, но у неё вообще не шла латынь. Ей прямо не хватает памяти, усидчивости, ещё чего-то. Но она обалденный фельдшер. Она очень круто ухаживает за животными, спасает телят. Там вообще какая-то невероятная ветеринарная жизнь.
При этом она получает чуть меньше, чем врач. Но, тем не менее, у неё всё в порядке по жизни. То есть человек находит своё призвание. Если не получается, возможно, дело в том, что ты выбрал не то направление. Тогда можно попробовать себя где-то ещё.
Андрей Михайлов, 1960 г. р. Доктор исторических наук
В основе российской системы всегда лежало фундаментальное образование. То есть начинали с широкого, потом давали специализацию. Кто хотел чисто профессиональную подготовку, для тех и в XIX веке, и в XX существовали средние учебные заведения.
Высшее образование — это как запас спичек, соли, керосина. Может быть, даже пригодится. Я заканчивал педагогический институт, поэтому имел действительно очень разные знания. Нас учили основам бухгалтерского дела и говорили: «А мало ли вдруг будете директором в сельской школе, там не будет бухгалтера, а вы справитесь».
Ну, вот пока бухгалтерское дело мне не пригодилось. Но ощущения потерянного времени всё-таки нет. А заставлять учиться однозначно нельзя. Потому что это бесполезно. Мы знаем, к сожалению, массу случаев, когда студент просто не хочет учиться. Я преподаю в вузах, так что знаю ситуацию не понаслышке.
Силой учиться заставить очень сложно, практически невозможно. Мотивировать — да, конечно, нужно. Учиться должно быть интересно. И этот интерес может возникнуть далеко не сразу. Необязательно, чтобы человек с детства мечтал о какой-то профессии, и в итоге её освоил. И по возможности человек должен понимать, что образование создаёт для него хорошие перспективы.