Зачем мне высшее

Аргументы за и против высшего образования.

Зачем мне высшее

Не успел ребенок закончить школу, а родители уже подыскивают ему институт. Но так ли важно получить высшее образование? Зачем и кому оно нужно? Может, это просто амбиции взрослых? Присоединяйтесь к Диалогу доктора юридических наук Владислава Панченко и инструктора по экстремальным видам спорта Дмитрия Куприянцева.

video

Временные метки

Высшее образование - этап социализации

Важны знания, а не сертификат или диплом

ВУЗы формируют навык поиска данных

ВУЗ ценен общением и контактами

Самообучение не развивает навыки общения

Важен личный интерес человека

Многие учатся, не имея четкой цели

Участники

participant

Владислав Панченко

Доктор юридических наук, автор и соавтор 300 научных и учебно-методических публикаций. Победитель V Международного конкурса на лучшую научную книгу (2022). Автор 20 монографий, 12 учебников и учебных пособий. Член редсоветов и редколлегий журналов (входят в перечень ВАК): «Евразийский юридический журнал», «История государства и права», «Пенитенциарная наука», «Профессиональное юридическое образование и наука», «Сибирский антропологический журнал», «Право и политика», «Политика и общество», «Правовая культура», «Вестник Российской правовой академии». Юридическая практика с 1999 года. Есть сын.

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Зачем мне высшее

Аргументы за и против высшего образования.

participant

Владислав Панченко

Доктор юридических наук, 45 лет

Зачем мне высшее

Аргументы за и против высшего образования.

participant

Дмитрий Куприянцев

Инструктор экстремальных видов спорта, 26 лет

что думают дети

Комментарии детей

video

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Зачем мне высшее

Не успел ребенок закончить школу, а родители уже подыскивают ему институт. Но так ли важно получить высшее образование? Зачем и кому оно нужно? Присоединяйтесь к Диалогу доктора юридических наук Владислава Панченко и инструктора по экстремальным видам спорта Дмитрия Куприянцева.

participant

Дмитрий Куприянцев

Инструктор экстремальных видов спорта, 26 лет

participant

Владислав Панченко

Доктор юридических наук, 45 лет

00:32:02

Статья

Диалог в текстовом формате

Зачем мне высшее

Владислав Панченко

Высшее образование с учётом того, что в современном мире мы живём в институционализированных условиях, — это этап социализации нормального человека.

Подчёркиваю: нормального. Без высшего образования могут обойтись, допустим, гении. Ну и маргиналы, которым в этой жизни вообще ничего не нужно. А так это этап социализации и становления полноценного члена современного общества.

Дмитрий Куприянцев

Просто где-то кто-то когда-то поставил графу для проверки, есть ли высшее образование или нет. А если нет, то, значит, человек и не нужен. Хотя по факту… Что вообще это такое — высшее образование?

Важно

Если посмотреть с философской точки зрения, то почему какая-то бумажка, условный институт или человек пытаются говорить о моём интеллекте через какую-то свою систему оценок?

Если ты объяснил преподавателю что-то не теми терминами, которые есть в учебнике, он может поставить другую оценку. Почему? Если я знаю и своими словами могу объяснить? Мне кажется, это просто ещё одно разделение людей условно на умных и неумных, которое не работает.


Интересный факт

60% российской молодёжи считает, что удачную карьеру можно сделать и без высшего образования.


Кого готовим?

Владислав Панченко

Высшее образование, на мой взгляд, воспитывает элиту и тех людей, которые могут адекватно встраиваться в современную культуру. Арифметике и базовым вещам по поводу языка можно научиться в семье или с репетиторами.

Раньше элиту учили с гувернантками. Но в современном мире образование — это достаточно формальная вещь. Для того, чтобы, как шутит молодёжь, кричать «свободная касса», ты должен показать диплом.

Дмитрий Куприянцев

Профессии, где это нужно? Смотря, что именно нужно. Знания — окей. Если у тебя нет бумажки, но ты реально хороший врач, у тебя классные рекомендации, ты всё можешь. Да хоть ты, блин, 9 классов закончи. Если ты прекрасен, мне пофигу, я пойду к тебе.

Также может быть врач с высшим образованием, который не знает вообще ничего. Поэтому эта бумажка сама по себе ничего не даёт. Так что высшее образование, может, для самоутверждения кому-то нужно. Ты можешь быть таким же тупым с высшим образованием, можешь быть умным и без него.


Интересный факт

«Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него».

Иоганн Гёте


Плохая система?

Дмитрий Куприянцев

Про систему образования говорить уже даже нет смысла. Все всё знают, всем всё понятно, повторять несколько раз это бессмысленно. Как она строится: человек хочет идти на биолога, а ему, допустим, до 2-3 курса преподают какую-нибудь условную зарубежную литературу.

Ему надо лягушек изучать, а не поэтов. Непонятно, зачем ему всё это. То есть система построена не очень правильно. Хочешь идти на конкретную профессию, в которой требуются конкретные навыки, пусть это и преподают. Если я хочу картины рисовать, мне математика, наверное, не нужна.

Высшее образование тренера? У меня коллега по цеху тоже катается и учится на тренера. Спрашиваю: «И что вы там изучаете?». Она: «Методики преподавания». Я говорю: «Классно, я их знаю, хоть я и не учился нигде». Нет ничего сложного в том, чтобы найти общий язык с малым. И понять, как его учить и чему.

Если ты — тренер, тебе не обязательно понимать, как тебе учить. Ты можешь объяснять потихонечку, ученик всё равно к тебе чуть-чуть да проникнется. Ты должен знать саму технику исполнения трюка, хоть ты сам можешь его и не уметь делать. Поэтому не знаю, нужно ли высшее образование тренеру.

Владислав Панченко

Понятное дело, что чтение книг по плаванию развивает навык чтения, но никак не плавание. И пока человек не погрузился в реальную профессиональную деятельность, конечно, сложно говорить о том, что перед нами профессионал.

Есть истории, когда человек практикует, потом раз — пошёл учиться. Профессионалы так и поступают. Когда ты чётко знаешь, что необходимо сейчас узнать какие-то тонкости, то покупаешь вебинар, семинар, курс повышения квалификации. И изучаешь, если есть такая потребность.

Важно

Невозможно составить программу так, чтобы каждый курс был бы одинаково интересен, полезен и воспринимался в качестве такового через 5-10 лет. Свойство человеческой памяти — забывать. Помнится самое яркое и существенное.





Интересный факт

Около 54% россиян имеют высшее образование.


Массовое высшее

Дмитрий Куприянцев

Вот у половины страны есть высшее образование. Но если посмотреть статистику, кто из них вообще работает по своей специальности? Многие говорят, что для них это как подушка безопасности.

Зачем нужна подушка безопасности в виде того, чем ты заниматься не хочешь и, скорее всего, не будешь? Ты будешь искать другие выходы из ситуации. Даже когда тебя прям припрёт, ты всё равно будешь стараться не работать по специальности.

Если ты понимаешь, что каких-то знаний не хватает — идёшь и изучаешь. Всё просто. И не особо-то важно, в каком это направлении: что в моём, что в каком-либо ещё.

Важно

Если есть человек более прошаренный, чем ты, то просто идёшь к нему. Но не за бумажкой, а чтобы понять и разобраться в вопросе.

Необязательно получать какой-то сертификат об окончании. Тебе нужны знания? Иди и получай их. Подсмотри что-нибудь у более опытных людей, почитай книжки, сам пытайся экспериментировать. Методом проб и ошибок ты достигнешь результата. Всё просто.

Владислав Панченко

Надо начинать с корней, с причин массовости получения образования. Почему так получается? Для себя я на этот вопрос отвечаю следующим образом. Высшее образование сегодня — это ещё от 5 до 7 лет жизни, потраченных только на обучение.

Количество времени на образование увеличивается. Это, на мой взгляд, связано с достигнутым уровнем развития общества. Если мы говорим о связи и преемственности поколений, то задача поколения старшего — это всегда сохранять, консервировать уже имеющееся положение дел. То есть всё то, что способствует функционированию общества в том виде, в котором оно есть сейчас.

Задача молодёжи — это новаторство, изменения. Представим себе, если такая масса высокоэнергичных молодых людей, готовых к преобразованию всего и вся, вдруг оказывается незанятой. В период самой большой гормональной активности они предоставляются либо сами себе, либо улице.

В высшем образовании общество вольно или невольно, но находит инструмент обуздания молодёжи. Ты должен дольше учиться, формально заниматься только этим, тем самым сохраняя структуру общества. Понятно, что молодёжь всё равно своё возьмёт. Потому что иначе мы бы до сих пор бы сидели в пещерах.


Интересный факт

40% россиян работают по дипломной специальности.


Дмитрий Куприянцев

Мы всегда пользуемся чужим опытом. Прикол в том, что мы, когда экспериментируем, не придумываем что-то новое. Мы перерабатываем то, что уже у нас было. Пытаемся скрестить одно с другим в какой-то момент. Поэтому в любом случае можно изучать прошлый опыт, если тебе это нужно.

У меня пока в этом нет необходимости. Как возникает потребность, я беру, иду и делаю. Что-то ищу, изучаю. Если мне что-то максимально интересно, я в этом могу закопаться на 2 недели, меня вообще не достанешь нигде.

Если ты хороший доктор, хороший лётчик, за твоей спиной огромный опыт, ты уже много раз это делал, то я пойду к тебе. А дебилов с высшим образованием очень много. Есть врачи, которые косячат. Понятно, что у них сложная профессия.

Врач может быть с высшим образованием, но не разбираться в теме вообще. Да, он классный, он медик, это прикольно. А что он знает про свою профессию? Ну, что-то поверхностное, на этом всё. Смысл идти к этому человеку?

Владислав Панченко

Вообще человек учится всю жизнь. Я всегда говорю и своим студентам, и вообще всем, что надо различать образование и диплом. Фразу приписывают, по-моему, Эйнштейну: «Образование — это то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему учили».

Нужно ли тратить 5-6 лет на вуз? Врачей традиционно учат дольше. У нас система высшего образования в перманентном реформировании. То специалитет 5 лет, то бакалавриат и магистратура. Сейчас возврат, вновь усиление в специалитет.

В зависимости от специальностей и направлений подготовки сроки обучения бывают совершенно разные. Более того, где-то встречал такой факт, что, например, если женщина-специалист по микробиологии вдруг уходит в декрет и сидит положенные 3 года с ребёнком, ей нужно проходить обучение заново. Поскольку наука за это время продвинулась так далеко, что её знания уже не актуальны.

По гуманитарным специальностям такого не происходит. Про юриспруденцию могу сказать то же: законодательство и практика меняются. Но с принятием нового закона или кодекса мы не переучиваем юристов. Потому что базы тех навыков и умений, которые закладываются в высшей школе, оказывается достаточно. Здесь надо дифференцировать по специальностям.


Интересный факт

До сих пор существуют профессии, где без диплома просто не получится даже пройти собеседование. Например, архитекторы, врачи, юристы.


Чем отличаются люди с высшим?

Владислав Панченко

Важно то, что умение мыслить и тот уровень культуры, который закладывается в вузах, сохраняются и после выпуска. Я знаю массу примеров, когда люди заканчивали факультет юриспруденции, никогда в жизни ей не занимались, но добились значительных успехов в других сферах. И юридическое мышление им очень помогает.

Дмитрий Куприянцев

Там ребята в галстучках, всё очень цивильно, классненько, прикольно. Но от воспитания тоже зависит многое. Я встречал достаточно людей с высшим образованием. Были и такие, как я, а были ещё и хуже в разы.

Важно

Но встречались среди людей с высшим и настолько высокомерные, что ты думаешь: «Ты кто вообще такой? Ты просто учишься подметать профессионально. Тебе показывают, как это делать, но только в вузе. Что ты выпендриваешься?»

Поэтому тут сложно сказать. С кем-то сложно, с кем-то нет. Кто-то простой максимально. А кто-то такой: «Я статусный, я классный, всё круто». А в итоге нифига вообще — не крутой он, не статусный, он просто учится в МГУ. Но дебил дебилом.


Интересный факт

«Образование — замечательное дело, надо лишь хоть иногда вспоминать о том, что ничему, что стоит знать, научить невозможно».

Оскар Уайльд


Владислав Панченко

Если мы говорим в содержательном смысле именно об образовании, а не о дипломе, то человек с высшим отличается уровнем культуры, навыками поиска и обработки информации. Не буду говорить обо всех специальностях, но гуманитарные университеты, институты или академии — это определённая среда общения с профессионалами, с учителями, с наставниками.

А ещё это знакомство с будущими коллегами. Один мой хороший товарищ сказал так: «Если за 5 лет учёбы в университете у тебя телефонная книга не пополнилась на тысячу контактов, значит, ты провёл время в вузе зря». Наверное, это одна из главных ценностей и одно из преимуществ, которые ты не получишь, обучаясь дома.

Дмитрий Куприянцев

Нет такого, что студента чем-то увлекают. Тебя просто сажают и говорят: «Делай». А зачем это делать? Почему? Ради чего? Чтобы что? Аргументов нет, просто сиди и делай. А потом ты начинаешь расти, изучать этот мир, осознавать, что тебе нужно, а что — нет. И ты не понимаешь, зачем вообще всё это делал.

Потому что образование должно быть по-другому построено, необходим интерес. Нужно сначала понимать, что человеку нужно, зачем он вообще пришёл в эту профессию. Если кто-то не знает, чего хочет, мы отправляем его куда-нибудь в самые низы. Пусть тупит там.

Если он поймёт, что хочет чего-то большего, то поднимется. Людям, которым реально что-то интересно, надо давать то, что им принесёт пользу. Но вряд ли юнге пригодится знание Пушкина.


Интересный факт

В 2023 году самой образованной страной в мире считается Южная Корея. Там почти 70% населения имеют высшее образование. Россия находится на 6-м месте.


Мечта о высшем

Владислав Панченко

Была у меня шальная детская мечта — закончить школу и выйти на пенсию, честно признаюсь. Но на самом деле я, конечно, видел себя в вузе, именно юристом. Определился в классе, наверное, восьмом-девятом и других траекторий не рассматривал.

Дмитрий Куприянцев

Мама получает сейчас образование спустя какое-то огромное количество времени. Говорит, что оно ей нужно. Я спрашиваю: «А зачем?». Она мне не может ответить на этот вопрос. С высшим образованием среди моих родственников — только папа.

Он у меня всё время машинами занимался. Говорит, ему нужно высшее образование. Хотел быть машиностроителем, а водит фуру. Спрашиваю, как ему в этом пригодился диплом? Говорит, что его из-за этого на работе уважают. Но если бы высшего не было, но он был чуть понаглее, его бы уважали так же.

Бумажка эта ничего не даёт. Тебя должны уважать за то, какой ты человек. Те, кто придают значение каким-то бумажкам или деньгам, мне кажутся странными. Нормальные люди больше обращают внимание не на заслуги, а на личность.


Интересный факт

Слово «университет» в средневековой Европе означало совокупность людей, связанных взаимной присягой. Первоначально так называли любые общины, в том числе городские или ремесленные.


Высшее образование для родителей?

Владислав Панченко

Иногда надо уметь сказать родителям «нет». Если бы все дети всегда соглашались с родителями, мы бы не вылезли из пещер вообще. Потому что мир сложен и опасен, а родители закрывают тебя от него. Так бы на уровне первобытности и остались.

Важно

Первые два курса — это как раз момент самоопределения, когда ты задумываешься, а надо ли тебе всё это? Система, которая у нас в середине двухтысячных была введена, то есть бакалавриат и магистратура, в этом плане себя оправдывает.

Дмитрий Куприянцев

Везде с такими людьми можно столкнуться, их очень много. Спрашиваешь, зачем пошёл учиться. Отвечает, что родители сказали. А чего сам хочет, не знает. Я говорю: «Возьми год перерыва. Ничего в этом такого нет, если год ты не будешь ничего делать. Можешь пойти поработать чуть-чуть, поизучать себя. Понять, кто ты, что тебе интересно».

Когда тебя заставили родители или ты пошёл учиться, потому что все пошли, то варианта два. Либо ты просто прогибаешься под эту историю и в конце концов решаешь, что ты рабочий муравей, будешь жить, как в пчелиных сотах.

Либо у тебя голова ломается в другую сторону, ты просто впадаешь в депрессию, думаешь: «Блин, я не хочу этим заниматься, мне это нафиг не надо. Что я вообще здесь делаю?». И потом доучиваешься просто потому, что… непонятно почему.

Интересный факт

«Корни образования горькие, но плод сладкий».


Аристотель

Главное — желание

Владислав Панченко

В этом плане пандемийное время показало очень ярко, что важнее всего всегда самообразование. Оно и раньше так было, просто не было такого акцента. Человека нельзя научить. Он может только научиться.

Интеллектуальную и образовательную пищу мало просто дать, её надо уметь взять. Я могу приготовить, поставить на стол, даже разжевать и в рот положить. Но глотать человек должен сам. Если не хочет глотать, то эффекта не будет.

И в этом плане человека с высшим образованием, на мой взгляд, определяет уровень культуры, уровень профессионального общения, связей и возможностей.

Дмитрий Куприянцев

В будущее, понятное дело, можно смотреть. Но кто знает, что он захочет завтра? Узнать это мы сможем, только если окажемся в завтрашнем дне. Сейчас мне образование не нужно. Как я пойму, что нужно, и я этого хочу, то пойду учиться. Но пока нет.

Владислав Панченко

Самое последнее дело — давать советы, да ещё и делать это бесплатно. Как меня учили, за каждое слово, сказанное юристом, нужно нести ответственность. И поэтому я бы здесь советы не давал.

Я и своему ребёнку говорю: «Ты всех послушай, но на самом деле не слушай никого. Принимай решение сам». Это умение одновременно слушать всех и никого. И принимать решение самостоятельно. Вот это, я считаю, очень важный навык в жизни.


Мнения

Любовь Беляева, 1974 г. р. Психолог, бизнес-тренер

Каждому высшее образование необходимо для разных целей. В определённой ситуации высшее образование — это некоторый статусный элемент, который расширяет возможности.

Но если говорить про мой личный опыт, то я воспринимала его как инструмент, который позволил научиться управлять знаниями. Основная цель высшего образования — формирование привычки учиться.

Оно развивает умение разбираться и погружаться в достаточно большой объём информации: системно, последовательно, терпеливо. Если мы говорим про полноценное высшее образование, конечно же.

Мне кажется, что это в немалой степени некоторая негативная установка, что мы зря потратили время, получая образование. Она выливается в очередной стереотип, что обязательно то, чему ты научился, должно стать конкретной профессией.

Если ты, отучившись, пошёл работать в другую сферу, то это значит, что зря потратил время. Но это далеко не так. Если мы посмотрим на жизненные пути разных людей, то часто ли мы увидим такую историю, что человек пошёл учиться, прошёл практику, а потом в этой же сфере сделал карьеру?

Это достаточно интересная, но, согласитесь, несколько ограниченная по опыту и навыкам история. Поэтому это вопрос нашего отношения: умеем ли мы извлекать какую-то пользу из того, чему посвящаем время? Умеем ли работать с информацией, перенимать навыки у интересных людей?

Потому что высшее образование, ну или вообще весь период, пока мы учимся, — это бесценный опыт коммуникации. Как с учителями разного уровня, так и со студентами. Он может заложить очень серьёзную основу для получения дальнейших знаний и навыков. Совершенно необязательно идти работать точно по той профессии, на которую вы учились.

Прислушиваться к хотелкам чада, особенно в том возрасте, когда он принимает решение о получении высшего образования, необходимо и полезно. Достаточно сложно не учитывать мнение вполне себе сформированного, взрослого персонажа. Если жёстко настаивать на своём решении, то это может вызвать противоположную реакцию и протест в силу определённых возрастных реакций.

Тимур Рахимов, 2010 г. р. Ученик 7-го класса

Да, я считаю, высшее образование нужно. Чем больше, тем лучше. И даже если ты имеешь одно высшее образование, у тебя уже очень много возможностей: от профессора медицинских наук, допустим, до переводчика.

Василий Мордвинов, 1931 г. р. Экскурсовод, пенсионер

Высшее образование нужно определённой части населения. Учитывая мой опыт работы преподавателем, есть такая категория людей, которые очень хорошие исполнители, но учёба у них не идёт. Даже если они получают образование, скажем так, троечное, то пусть лучше специализируются в той области, где у них всё получается.

Евгения Агафонова, 1990 г. р. Журналист

Это нужно человеку для того, чтобы он научился ориентироваться в огромном количестве информации, которая его окружает. Что мы делаем, когда учимся пять лет в университете? Нам дают читать огромное количество книг, нас отправляют на какие-то интернет-ресурсы, чтобы, собирая эту информацию, мы писали рефераты, дипломы и так далее.

Это дарит нам навык ориентироваться в информационном пространстве. Умение всё это кооперировать, структурировать и отбрасывать что-то лишнее. Потому что очень много книг, очень много интернет-ресурсов и в этом просто можно запутаться очень легко.

Мне пригодился навык учиться. Вот что в первом классе повезло с учительницей, которая привила мне любовь к обучению, что университет тебя приучает к тому, что нужно постоянно учиться чему-то новому. Только так получается развиваться.

Иначе ты застаиваешься и чувствуешь себя лягушкой в болоте. Которая, да, может быть суперпрофессиональной и очень мощной, но она всё равно сидит в болоте. И пока она не захочет из него выбраться, ничего не поменяется. В этом плане желание учиться и получать новые знания помогают двигаться.

Но заставлять однозначно нельзя. Не всем это дано. Есть знакомая девочка, которая работает шикарным ветеринарным фельдшером. Она пыталась учиться на врача, но у неё вообще не шла латынь. Ей прямо не хватает памяти, усидчивости, ещё чего-то. Но она обалденный фельдшер. Она очень круто ухаживает за животными, спасает телят. Там вообще какая-то невероятная ветеринарная жизнь.

При этом она получает чуть меньше, чем врач. Но, тем не менее, у неё всё в порядке по жизни. То есть человек находит своё призвание. Если не получается, возможно, дело в том, что ты выбрал не то направление. Тогда можно попробовать себя где-то ещё.

Андрей Михайлов, 1960 г. р. Доктор исторических наук

В основе российской системы всегда лежало фундаментальное образование. То есть начинали с широкого, потом давали специализацию. Кто хотел чисто профессиональную подготовку, для тех и в XIX веке, и в XX существовали средние учебные заведения.

Высшее образование — это как запас спичек, соли, керосина. Может быть, даже пригодится. Я заканчивал педагогический институт, поэтому имел действительно очень разные знания. Нас учили основам бухгалтерского дела и говорили: «А мало ли вдруг будете директором в сельской школе, там не будет бухгалтера, а вы справитесь».

Ну, вот пока бухгалтерское дело мне не пригодилось. Но ощущения потерянного времени всё-таки нет. А заставлять учиться однозначно нельзя. Потому что это бесполезно. Мы знаем, к сожалению, массу случаев, когда студент просто не хочет учиться. Я преподаю в вузах, так что знаю ситуацию не понаслышке.

Силой учиться заставить очень сложно, практически невозможно. Мотивировать — да, конечно, нужно. Учиться должно быть интересно. И этот интерес может возникнуть далеко не сразу. Необязательно, чтобы человек с детства мечтал о какой-то профессии, и в итоге её освоил. И по возможности человек должен понимать, что образование создаёт для него хорошие перспективы.







Фокус-группа

participant

Любовь Беляева

Психолог, бизнес-тренер, 50 лет

Каждому высшее образование необходимо для разных целей. В определённой ситуации высшее образование — это некоторый статусный элемент, который расширяет возможности. Основная цель высшего образования — формирование привычки учиться. Оно развивает умение разбираться и погружаться в достаточно большой объём информации: системно, последовательно, терпеливо. Если мы говорим про полноценное высшее образование, конечно же. Потому что высшее образование, ну или вообще весь период, пока мы учимся, — это бесценный опыт коммуникации. Как с учителями разного уровня, так и со студентами. Он может заложить очень серьёзную основу для получения дальнейших знаний и навыков. Совершенно необязательно идти работать точно по той профессии, на которую вы учились.

participant

Руслан Рахимов

Ученик 3-го класса, 10 лет

Да, я считаю, высшее образование нужно. Чем больше, тем лучше. И даже если ты имеешь одно высшее образование, у тебя уже очень много возможностей: от профессора медицинских наук, допустим, до переводчика.

participant

Василий Мордвинов

Пенсионер, 93 года

Высшее образование нужно определённой части населения. Учитывая мой опыт работы преподавателем, есть такая категория людей, которые очень хорошие исполнители, но учёба у них не идёт. Даже если они получают образование, скажем так, троечное, то пусть лучше специализируются в той области, где у них всё получается.

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Оцените материал

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!