Как стать успешным

Что нужно уметь, чтобы быть успешным?

Как стать успешным

Быть успешным. Что это и кто главный оценщик? Чему можно научить ребенка, чтобы он был действительно успешным? Присоединяйтесь к Диалогу киножурналиста Давида Шнейдерова и бизнес-тренера Павла Вербняка.

video

Временные метки

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Как стать успешным

Что нужно уметь, чтобы быть успешным?

participant

Давид Шнейдеров

Советский и российский режиссер, педагог, киножурналист, 67 лет

Как стать успешным

Что нужно уметь, чтобы быть успешным?

participant

Павел Вербняк

Бизнес-тренер, 37 лет

что думают дети

Комментарии детей

video

Как стать успешным

Что нужно уметь, чтобы быть успешным?

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Как стать успешным

Быть успешным. Что это и кто главный оценщик? Чему можно научить ребенка, чтобы он был действительно успешным? Присоединяйтесь к Диалогу киножурналиста Давида Шнейдерова и бизнес-тренера Павла Вербняка.

participant

Павел Вербняк

Бизнес-тренер, 37 лет

participant

Давид Шнейдеров

Советский и российский режиссер, педагог, киножурналист, 67 лет

00:29:05

Статья

Диалог в текстовом формате

Как стать успешным

Давид Шнейдеров

Мы действительно употребляем слова «успешный человек» как стереотип. Для большинства людей успешность — это прежде всего деньги. То есть эту категорию мы меряем материей. Для меня успешность — это дух. Это возможность заниматься тем, чем хочешь, жить так, как хочешь, общаться с теми людьми, с которыми хочешь.

Павел Вербняк

Я часто провожу мероприятия именно по психологии успеха и личных достижений. Сколько бы человек не было в аудитории — онлайн или очно, — у каждого будет своё определение успеха. Я прошу даже написать, что для кого значит успех.

Важно

Многие, наверное, стреляли по мишеням или занимались охотой. Сложно попасть в цель, если мы не знаем, где она находится. Так же и здесь: желательно взять ручку, бумагу и записать, что для вас значит успех.

Для меня это в том числе баланс и гармоничное развитие в основных областях жизни. А для кого-то это будет цель, связанная со спортом, финансами, отношениями или путешествиями.

Поэтому тут за всех я не могу дать ответ. У каждого своё определение успеха в зависимости от собственных ценностей, мотивации, предпочтений, желаний, целей, которые тоже нам даются не просто так.


Интересный факт

Если родители понимают важность обучения и сами постоянно повышают свою квалификацию, то это во многом увеличивает шансы на успешность детей. Поскольку уже к 8 годам у ребёнка формируется неосознанный образ будущего.


Давид Шнейдеров

Важно

Я могу делать то, что мне неинтересно. Тогда я буду стоить столько, сколько стою. А я не самый дешёвый парень. Но если мне интересно, я готов делать это бесплатно.

Мне как-то позвонила девушка с большого федерального канала и сказала, что они хотят пригласить меня на программу. Я спросил, о чём будет идти речь. И когда узнал, то отказался. Мне предложили деньги. Я сказал, что и за деньги не пойду. И за 10 000, и за 50 000 рублей.

Она спрашивает, почему? А я просто не хочу. В итоге проходит пара дней, эта девушка перезванивает. Говорит, что созвонилась с руководством и они готовы заплатить мне 100 000 рублей. И уже утвердительно говорит: «Вы к нам пойдёте». Я снова отвечаю отрицательно.

Почему? Не хочу. Она говорит: «Вам что, не нужны деньги?» Я говорю, что нужны. И что эти 100 000 рублей для меня деньги и причём очень большие. Но я всё равно не пойду, потому что не хочу. Вот это для меня и есть успешность, когда я могу себе позволить не делать то, чего не хочу.

Павел Вербняк

Часто путают успех и счастье. Если вспомнить величайшего философа Аристотеля, то он сказал, что цель жизни в том, чтобы быть счастливым. Когда я чувствую, что спокоен, что мне нравится то, что я делаю, что я развиваюсь и приношу пользу окружающим, то я счастлив. И это показатель, что я успешен.

Это не только представления из материального мира, где успех — это почему-то всегда только деньги, счета в банках и артефакты. В моём представлении это душевное спокойствие, радость и счастье от того, что я делаю, кто меня окружает и с кем я общаюсь. Вот это для меня успех.


Интересный факт

В 1958 году житель Нью-Йорка Роберт Лейн дал своему очередному сыну имя Винер, а ещё через три года у него снова родился сын, получивший имя Лузер. Лузер стал довольно успешным человеком — закончил школу и колледж, поступил на службу в полицию, где стал детективом, а затем сержантом. Винер, в свою очередь, пережил более 30 арестов за мелкие правонарушения.


Мой путь к успеху

Павел Вербняк

Меня отдали в лыжную секцию во втором классе. Мне тогда было 7-8 лет, я не принимал никакого решения сам и не знал, зачем мне это нужно. Но на меня значительно повлияли родители и первая учительница по физкультуре.

Сначала я пошёл в лыжную секцию, потом перешёл в секцию биатлона, и у меня начала формироваться привычка. В пятом-шестом классе многие ребята, с которыми я начал ходить, стали отваливаться, перестали ходить на тренировки по 6 раз в неделю. А я продолжал заниматься.

У меня не было никаких предпосылок для побед на соревнованиях, были вопросы с сердцем и другие сложности со здоровьем. Я был среди отстающих. Но эта привычка помогла мне в том числе развить дисциплину и важные черты характера, обрести интересных друзей и знакомых.

Спорт мне очень многое дал. Наверняка вы слышали такие термины, как экстраверт и интроверт. А есть ещё и промежуточный тип. Вспоминая себя в детстве, я понимаю, что был больше интровертом, стеснительным человеком.

Я сам по себе гулял в лесу. Лыжные гонки тоже ведь индивидуальный вид спорта, а не командный. Но я понял, что мне желательно бы развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми. И начал тренировать уже этот навык.

Давид Шнейдеров

Не очень люблю себя анализировать: я такой, какой есть. Чёрт его знает, каким я был с самого начала. Наверное, важно, что меня с детства приучали читать правильные книги.

С четвёртого класса я занимался в театральной студии. И лет в 14 написал стихотворение, принёс его папе. Он поступил, возможно, жёстко, но правильно.

Ничего мне сразу не сказав, через два дня он принёс мне самиздатовский сборник Бродского.

После этого я уже только читал чужие стихи, а не писал свои. Ведь чтобы играть на скрипке, нужно быть Ойстрахом. А Ойстрах такой один. И Бродский один. Я умею читать чужие стихи и делаю это хорошо.

У меня сейчас новый проект, я буду выступать с настоящей рок-группой «Дружба тут». Буду читать стихи, они будут играть вместе со мной, петь свои песни, у нас будет рок-концерт в стихах.

Я могу себе это позволить, мне не нужны для этого деньги. Я занимаюсь этим для кайфа. В своё время замечательный режиссёр Кшиштоф Занусси сказал мне как-то в разговоре важную фразу: «Моя жизнь стала моим хобби».


Интересный факт

«Лидер действует открыто, а босс — за закрытыми дверьми. Лидер ведёт за собой, а босс управляет».

Теодор Рузвельт


Научить ребёнка быть успешным?

Павел Вербняк

У нас часто возникает диалог с супругой. Она говорит: «Сын — это не ты. Сын — это другой человек». Иногда я думаю, что ему же тоже, как и мне, нравится гулять в лесу, тренироваться там, гулять на природе или общаться с людьми.

Важно

Я понял, что мне не нужно навязывать ребёнку свои интересы. Дети — это люди, которыми я не владею. Они пришли в этот мир благодаря мне и жене, но я здесь именно помощник, учитель, наставник.

Я осознаю, что это самостоятельный, отдельный человек. Поэтому, даже если это наш родственник, наш ребёнок, у него всё равно могут быть другие интересы, другой характер, другие предпочтения. И это нормально.

Важно не завышать свою значимость, не думать, что я знаю, как будет лучше для него. Да, я могу направить, могу сказать, что правильно и неправильно, хорошо и плохо с моей точки зрения. Потому что я больше в этой жизни повидал, чем он в свои 5 лет.

Я могу его где-то ограничить, чтобы не было опасности для жизни или здоровья. Но глобально всё равно я хочу давать ему делать выбор в пользу того, что нравится, что получается, что бы он сам хотел.

Правильными вопросами можно направить его на интересные решения. Потому что качество вопросов, которые мы задаём и самим себе, и другим людям, определяет качество наших ответов. За ответами идут какие-то решения и действия, а за ними — результат.

Давид Шнейдеров

«Hey! Teacher! Leave them kids alone!» Оставьте детей в покое. У меня студенты спрашивают, что я им могу посоветовать. Я отвечаю, что ничего, что не даю советов. Я могу просто показать, кто я такой.

Важно

Мне ещё в глубоком детстве смертельно осточертели люди, которые дают советы. Хочется им сказать: «Да пошёл ты в жопу. Ты кто такой, чтобы мне советовать?»

Наверное, родители со мной правильно поступали. Моя мама — пианистка, поэтому я привык с детства слушать классическую музыку. Она работала в Большом театре, в Театре Покровского, к ней приходили оперные певцы.

Она кривилась, когда я начал приносить «You're a hippie purple». Битлз она ещё более-менее воспринимала, но хард-рок уже с трудом. Но она никогда не говорила мне, что это плохо.

Она сохранила воспоминания, как на неё саму мама орала по поводу джаза. А вот папа мне давал правильные книги. Знаете, как у Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал».


Интересный факт

Дочери лидеров имеют потенциал в 50% от потенциала отца, но сыновья этих женщин обязательно станут лидерами.


Что вложить в ребёнка?

Павел Вербняк

Я бы предложил сделать упор именно на умение и желание учиться. Информации сейчас очень много, она удваивается, наверное, каждые 2-3 месяца. Знания находятся на расстоянии вытянутой руки. Многие, в том числе дети, могут получить ответ за 5 минут, за минуту, даже за полминуты.

В интернете есть всё. Но умение учиться — это важный мягкий навык, который будет помогать в жизни в целом. Умение общаться, работать в команде, принимать решения, творчески мыслить — это то, что следует развивать. И в первую очередь — именно любовь к обучению.

Важно

Общаться с людьми, решать задачи, мыслить, мечтать, достигать своих целей — это те навыки человека XXI века, которые не заменит искусственный интеллект.

Давид Шнейдеров

Со мной в своё время произошла история, которая меня поменяла. Я учился в очень хорошей школе № 201 имени Зои и Александра Космодемьянских. Она считалась в Советском Союзе элитной не потому, что там учились дети шишек. Это была одна из немногих школ, где была специализация в 9-м классе.

Там был литературный класс и класс с физическим уклоном. Даже не физико-математическим, а именно физическим. Я учился в физическом классе от факультета аэронавтики и космических исследований. И у меня приключилась любовь.

Я влюбился в девочку, которая училась на год младше меня, но в литературном классе. Она из очень интересной семьи, снималась у Тарковского в фильме «Андрей Рублёв» в роли одной из дочерей великого князя. Папа у неё был председателем секции критиков в Союзе писателей — подонок и мразь, травивший Солженицына и Галича.

Её мама развелась с отцом по идеологическим соображениям. Она сама была писательницей и уехала в Щелыково под Кострому писать роман. Её старшая дочка уехала к бойфренду, младшую забрала бабушка, а Таня осталась одна.

В какой-то момент моя мама, озверевшая от нашего чувства влюблённости, сказала: «Таня, мне смертельно надоело, что мой сын провожает тебя до часу ночи, а потом прётся пешком от метро “Войковская” до метро “Речной вокзал”. Поэтому либо ты переезжай жить к нам, либо забирай моего сына жить к себе».

Таня радостно заорала: «Забираю!» Угорала вся школа, потому что мы не просто встречались, а вместе жили. Таня дала мне прочитать книги Солженицына, Авторханова, Максимова. Сводила меня на все спектакли театра на Таганке. Мы с ней были в гостях у Высоцкого.

Я смотрел «Андрея Рублёва», когда он ещё назывался «Страсти по Андрею». Рядом со мной сидел Тарковский и рассказывал, как нужно правильно смотреть это кино. Наверное, Таня меня вылепила и сделала. Я очень постарался вложить то же самое в свою дочь. Когда меня спрашивают, какое у меня самое большое достижение в жизни, я отвечаю, что это моя дочь.


Интересный факт

Дети, которых с малых лет познакомили с математикой, успешнее в обучении своих сверстников.


Павел Вербняк

Как мы можем это сделать? Показать своим примером: не то, что мы говорим, а то, что мы делаем. Старшие друзья или члены семьи могут проводить время за просмотром каких-то ТВ-шоу и непонятных скандалов. А могут — с книгой в руках или размышляющими о каких-то важных вещах.

Глядя на них, ребёнок начинает бессознательно перенимать эти привычки и методы поведения. И их можно корректировать. В том числе важна культурная программа. Это может быть театр, кино, выставки. Они развивают нейронные связи, креативность, что обязательно поможет и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни.

Давид Шнейдеров

Меня никто не воспитывал. Меня спрашивают, кем я хотел быть в детстве? Космонавтом, футболистом. Но, наверное, у меня с детства был чрезвычайно высокий уровень притязаний. Я не то чтобы хотел быть лидером, но мне очень хотелось, чтобы меня узнавали.

И меня узнают. Ко мне подходят люди, просят сфотографироваться. Да, я этого хотел. Что я для этого делал? Ничего, работал. Ко мне подходят студенты, спрашивают, как попасть в телек? Я говорю — придумайте своё.

Иначе вы обречены на то, чтобы произносить слово в слово текст, написанный чужим дядей или тётей — если вы будете читать новости, задавать вопросы, если вы будете вести программу. Придумайте своё. Это самое главное.

Павел Вербняк

Важно

Некоторые считают, что только 3-5% людей от рождения имеют лидерские или предпринимательские предпосылки. Но я убежден, что любому деловому навыку можно научиться.

Лидерство, та же личная эффективность, делегирование или умение руководить людьми — всё это тоже поддается тренировке. Поэтому путь к успеху начинается с вашего решения. А уже от решения зависит результат.

Если вы приняли решение, что хотите стать более уверенным руководителем или лидером, хотя от рождения таким не были, то начинаете что-то изучать, читать биографии, погружаться в тему, просматривать видеокурсы или интервью людей, на которых хотели бы равняться.

И постепенно вы становитесь таким человеком. Мы уже говорили, что человек становится тем, о чём думает большую часть своего времени. Если он начинает думать о себе как о более уверенном руководителе, где-то более быстром при принятии решений, то начинает развиваться в этом направлении

Интересный факт

«Когда кажется, что все идёт против вас, помните, что самолёт взлетает против ветра, а не по нему».

Генри Форд


Не бояться

Павел Вербняк

Не нужно бояться ошибаться, не нужно думать, что я начну и у меня всё получится с первого раза. Нет, это постепенный процесс, начинающийся внутри. Мы становимся лучше, уверенней, креативней. И наша жизнь становится в том числе интереснее снаружи.

Важно

Нужно решение, действие, а затем практика, практика, практика. И только спустя какое-то время, а не сразу, мы начинаем видеть уже внешние изменения.

Давид Шнейдеров

Во все времена большинство людей мерило успешность деньгами. Думаю, это было во времена и Сократа, и Диогена. Конечно, успешными были патриции, а отверженные были неуспешными.

Когда-то одного мудреца император пригласил на какой-то торжественный приём, и чтобы его унизить, отвёл на последнее, самое дальнее место. Тот ухмыльнулся и сказал: «Вот средство сделать последнее место первым».

Поэтому тут всё зависит от внутреннего настроя. Большинство людей считало и будет считать, что успешность — это деньги. Да, наверное, господин Смит или Иванов — успешные люди. Вопрос, как они спят по ночам? Как в песне Васи Обломова: «Я нормально ем и я спокойно сплю».

Павел Вербняк

Оптимизм, предпринимательское и структурное мышление — это привычка. По некоторым данным, у нас каждый день в голове появляется в среднем 60-70 000 мыслей.

Важно

Если человек смотрит негативные новости, жалуется, критикует, обвиняет, то он начнёт повсюду видеть, на что можно пожаловаться, что покритиковать, за что обвинять.

Мы уже об этом сказали, что человек становится тем, о чём думает большую часть времени. Нужно начать отслеживать свои мысли и спрашивать себя, куда они меня ведут? Приближает ли это меня к моим целям или нет?

Сознательно мы можем не вспомнить, что мы читали и с кем общались. Но бессознательное знает всё: с кем мы разговаривали, что чувствовали, что смотрели, какую песню слушали, что говорили самому себе. Поэтому важно контролировать свои мысли и питать свой мозг поддерживающей правильной информацией.


Интересный факт

Как стать успешным и сформировать успех в детях


Мнения

Юлия Зерцова, 1980 г. р. Детский психолог, нейропсихолог

У каждого своё понятие успешности. Про себя скажу честно, что я успешна. Мне нравится то, чем я занимаюсь, что делаю и что несу людям. Даже если меня не знает весь мир, то это не значит, что я неуспешна. Моей нынешней аудитории достаточно, чтобы сказать самой себе, что я успешна.

Как вырастить ребёнка успешным? Наши дети — это же не наша с вами собственность. Они в любом случае выберут свой путь. Очень важно родителям этот путь даже не то чтобы указать и сказать, что нужно идти по этой дорожке. Наша задача показать, как многообразны эти пути и дать возможность пробовать.

Потому что сейчас действительно есть куча возможностей для ребёнка попробовать всё хотя бы чуть-чуть и ознакомиться с этими дорожками. А дальше он уже сам выберет, по какой из них пройти. Самое главное — не забывать с ним сначала идти за руку, как с малышом.

Сначала ты ведёшь его за руку, потом идёшь рядом, а потом уже — вслед за ним для того, чтобы в какой-то момент просто поддержать своего ребёнка. Вот тогда он будет успешным. И у каждого своя дорога к этому.

Тимур Сейфетдинов, 1989 г. р. Юрист

Успешный человек — это тот, кто реализовал себя в жизни. Причём не важно, богатый он или нет. Важна именно реализация какой-то мечты, какого-то плана, какого-то внутреннего ощущения. Важно, что он достиг своей цели.

У кого-то задача — заработать много денег, у кого-то — попасть на сцену, у кого-то — выступать по телевизору. Если человек достиг своей цели, он успешен. У кого-то может быть цель — родить 10 детей. Когда он достигает этого, то всё отлично, он успешен. Для каждого это что-то своё.

Научить в детстве быть успешным — это что-то популистское. Потому что можно вложить какие-то позитивные навыки — быть упорным, добиваться своей цели. Это точно поможет. Но добьётся ли человек успеха, никто точно не сможет сказать. Если нет чёткого плана, чёткой мечты, то говорить об успехе не стоит.

Сергей Абрамов, 1980 г. р. Психолог

Сейчас, в эру золотого тельца, критерий успеха — это деньги. Мы меряем всё только материальной составляющей. Но мне кажется, что в эту сторону не очень правильно идти. Важно помнить о духовности, о внутреннем мире и развитии. Это более ценная история.

На мой сугубо личный взгляд, успешность человека — это когда мы понимаем себя, когда знаем, чего хотим, понимаем, куда и зачем идём. Когда мы чувствуем, что происходит внутри нас, и что мы даём нашим детям. Вот это, мне кажется, про успешность.

А не про то, какая у нас машина, не про то, где мы живем. Это важно, конечно, но успех — это когда мы чувствуем себя, понимаем себя, находимся в гармонии с самим собой. Вот это, мне кажется, первостепенно. Но как стать успешным?

Нужно развивать уверенность в себе. Если человек испытывает неуверенность в себе, надо всегда искать причины. Как правило, их корни лежат в детстве. Либо в воспитании родителей, в обесценивании ребёнка, в неуделении ему внимания. Либо в школе.

Разного рода конфликты — тот же буллинг, сложные отношения с рядом учителей — приводят к тому, что ребёнок растёт неуверенным в себе. Когда ему предъявляется повышенное количество требований, когда его сравнивают с другими детьми, то это недопустимо.

Ребёнку неважно, какую оценку получил Вася. И вам не должно быть. Вам нужно понять, почему именно ваш ребёнок получил тройку. Подумать, спросить, что он не понимает, в чём ему надо помочь, как можно изменить ситуацию. Нельзя обесценивать или сравнивать его с другими.

Даниил Иванов-Калямин, 1993 г. р. Конфликтолог, медиатор

Мы не можем ничего заложить в ребёнка специально — кроме того, что он увидит в нас. Есть такая теория, что лучшее обучение происходит тогда, когда мы смотрим на вышестоящих коллег, родителей, знающих людей и пытаемся перенять их навыки.

Что касается маленьких детей, то мы понятия не имеем, что из того, что мы делали, они возьмут в свою жизнь. То же самое и с подростками. Они наблюдают за нами, но мы понятия не имеем, какие выводы они делают из того, чем мы занимаемся.


Фокус-группа

participant

Сергей Абрамов

Психотерапевт, 44 года

На мой сугубо личный взгляд, успешность человека — это когда мы понимаем себя, когда знаем, чего хотим, понимаем, куда и зачем идём. Когда мы чувствуем, что происходит внутри нас, и что мы даём нашим детям. Вот это, мне кажется, про успешность. А не про то, какая у нас машина, не про то, где мы живем. Это важно, конечно, но успех — это когда мы чувствуем себя, понимаем себя, находимся в гармонии с самим собой. Вот это, мне кажется, первостепенно. Но как стать успешным? Нужно развивать уверенность в себе. Если человек испытывает неуверенность в себе, надо всегда искать причины. Как правило, их корни лежат в детстве. Либо в воспитании родителей, в обесценивании ребёнка, в неуделении ему внимания. Либо в школе. Разного рода конфликты — тот же буллинг, сложные отношения с рядом учителей — приводят к тому, что ребёнок растёт неуверенным в себе. Когда ему предъявляется повышенное количество требований, когда его сравнивают с другими детьми, то это недопустимо.

participant

Даниил Иванов-Калямин

Конфликтолог, медиатор, 31 год

Мы не можем ничего заложить в ребёнка специально — кроме того, что он увидит в нас. Есть такая теория, что лучшее обучение происходит тогда, когда мы смотрим на вышестоящих коллег, родителей, знающих людей и пытаемся перенять их навыки. Что касается маленьких детей, то мы понятия не имеем, что из того, что мы делали, они возьмут в свою жизнь. То же самое и с подростками. Они наблюдают за нами, но мы понятия не имеем, какие выводы они делают из того, чем мы занимаемся.

participant

Тимур Сейфетдинов

Юрист, 35 лет

Успешный человек — это тот, кто реализовал себя в жизни. Причём не важно, богатый он или нет. Важна именно реализация какой-то мечты, какого-то плана, какого-то внутреннего ощущения. Важно, что он достиг своей цели. У кого-то задача — заработать много денег, у кого-то — попасть на сцену, у кого-то — выступать по телевизору. Если человек достиг своей цели, он успешен. У кого-то может быть цель — родить 10 детей. Когда он достигает этого, то всё отлично, он успешен. Для каждого это что-то своё. Научить в детстве быть успешным — это что-то популистское. Потому что можно вложить какие-то позитивные навыки — быть упорным, добиваться своей цели. Это точно поможет. Но добьётся ли человек успеха, никто точно не сможет сказать. Если нет чёткого плана, чёткой мечты, то говорить об успехе не стоит.

Еще больше мнений после регистрации

Откройте все возможности платформы

теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Поделитесь мнением

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Selfschool — это проект, созданный вместе с вами и для вас. Здесь мы обсуждаем вопросы, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно. Высказываем мнения: экспертные, родительские и детские.

Контакты
Сотрудничество

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!