Юлия Зерцова, 1980 г. р. Детский психолог, нейропсихолог
У каждого своё понятие успешности. Про себя скажу честно, что я успешна. Мне нравится то, чем я занимаюсь, что делаю и что несу людям. Даже если меня не знает весь мир, то это не значит, что я неуспешна. Моей нынешней аудитории достаточно, чтобы сказать самой себе, что я успешна.
Как вырастить ребёнка успешным? Наши дети — это же не наша с вами собственность. Они в любом случае выберут свой путь. Очень важно родителям этот путь даже не то чтобы указать и сказать, что нужно идти по этой дорожке. Наша задача показать, как многообразны эти пути и дать возможность пробовать.
Потому что сейчас действительно есть куча возможностей для ребёнка попробовать всё хотя бы чуть-чуть и ознакомиться с этими дорожками. А дальше он уже сам выберет, по какой из них пройти. Самое главное — не забывать с ним сначала идти за руку, как с малышом.
Сначала ты ведёшь его за руку, потом идёшь рядом, а потом уже — вслед за ним для того, чтобы в какой-то момент просто поддержать своего ребёнка. Вот тогда он будет успешным. И у каждого своя дорога к этому.
Тимур Сейфетдинов, 1989 г. р. Юрист
Успешный человек — это тот, кто реализовал себя в жизни. Причём не важно, богатый он или нет. Важна именно реализация какой-то мечты, какого-то плана, какого-то внутреннего ощущения. Важно, что он достиг своей цели.
У кого-то задача — заработать много денег, у кого-то — попасть на сцену, у кого-то — выступать по телевизору. Если человек достиг своей цели, он успешен. У кого-то может быть цель — родить 10 детей. Когда он достигает этого, то всё отлично, он успешен. Для каждого это что-то своё.
Научить в детстве быть успешным — это что-то популистское. Потому что можно вложить какие-то позитивные навыки — быть упорным, добиваться своей цели. Это точно поможет. Но добьётся ли человек успеха, никто точно не сможет сказать. Если нет чёткого плана, чёткой мечты, то говорить об успехе не стоит.
Сергей Абрамов, 1980 г. р. Психолог
Сейчас, в эру золотого тельца, критерий успеха — это деньги. Мы меряем всё только материальной составляющей. Но мне кажется, что в эту сторону не очень правильно идти. Важно помнить о духовности, о внутреннем мире и развитии. Это более ценная история.
На мой сугубо личный взгляд, успешность человека — это когда мы понимаем себя, когда знаем, чего хотим, понимаем, куда и зачем идём. Когда мы чувствуем, что происходит внутри нас, и что мы даём нашим детям. Вот это, мне кажется, про успешность.
А не про то, какая у нас машина, не про то, где мы живем. Это важно, конечно, но успех — это когда мы чувствуем себя, понимаем себя, находимся в гармонии с самим собой. Вот это, мне кажется, первостепенно. Но как стать успешным?
Нужно развивать уверенность в себе. Если человек испытывает неуверенность в себе, надо всегда искать причины. Как правило, их корни лежат в детстве. Либо в воспитании родителей, в обесценивании ребёнка, в неуделении ему внимания. Либо в школе.
Разного рода конфликты — тот же буллинг, сложные отношения с рядом учителей — приводят к тому, что ребёнок растёт неуверенным в себе. Когда ему предъявляется повышенное количество требований, когда его сравнивают с другими детьми, то это недопустимо.
Ребёнку неважно, какую оценку получил Вася. И вам не должно быть. Вам нужно понять, почему именно ваш ребёнок получил тройку. Подумать, спросить, что он не понимает, в чём ему надо помочь, как можно изменить ситуацию. Нельзя обесценивать или сравнивать его с другими.
Даниил Иванов-Калямин, 1993 г. р. Конфликтолог, медиатор
Мы не можем ничего заложить в ребёнка специально — кроме того, что он увидит в нас. Есть такая теория, что лучшее обучение происходит тогда, когда мы смотрим на вышестоящих коллег, родителей, знающих людей и пытаемся перенять их навыки.
Что касается маленьких детей, то мы понятия не имеем, что из того, что мы делали, они возьмут в свою жизнь. То же самое и с подростками. Они наблюдают за нами, но мы понятия не имеем, какие выводы они делают из того, чем мы занимаемся.