Образование в России или за рубежом

Стоит ли и сколько стоит учиться за границей?

Образование в России или за рубежом

Зарубежное образование: уникальные знания или бесполезная трата денег? Чему можно научиться там и что может удержать нас здесь? Какие возможности и желания есть сегодня у современного поколения и что ему могут посоветовать те, кто уже прошел этот путь? Присоединяйтесь к Диалогу актрисы театра и кино, обучавшейся в США, Евгении Ахременко, ученицы 9-го класса, готовящейся учиться заграницей, Сатине Баласанян, студентки 3-го курса журфака, самостоятельно заработавшей деньги на свое образование, Екатерины Осиповой и режиссера, получившего диплом магистра в Великобритании, Михаила Зайцева.

video

Временные метки

Образование в малых городах России

Образование за границей развивает навыки

Родительская опека мешает учебе?

Учеба за рубежом за счет кредита

Российские образовательные гранты

Инфраструктура в другой стране

Американская актерская школа

Образовательная траектория за рубежом

Учеба за границей дает больше свободы

Чему можно научиться за рубежом?

Достаточно ли в России возможностей?

Монологи

Ключевые тезисы участников Диалога

Образование в России или за рубежом

Стоит ли и сколько стоит учиться за границей?

participant

Сатине Баласанян

Ученица 9-го класса, 15 лет

Образование в России или за рубежом

Стоит ли и сколько стоит учиться за границей?

participant

Евгения Ахременко

Актриса, 49 лет

Образование в России или за рубежом

Стоит ли и сколько стоит учиться за границей?

participant

Екатерина Осипова

Студентка 3-го курса факультета журналистики, 20 лет

Образование в России или за рубежом

Стоит ли и сколько стоит учиться за границей?

participant

Михаил Зайцев

Режиссер, 37 лет

Подкаст

Диалог в аудиоформате

Образование в России или за рубежом

Зарубежное образование: уникальные знания или бесполезная трата денег? Чему можно научиться там и что может удержать нас здесь? Какие возможности и желания есть сегодня у современного поколения и что ему могут посоветовать те, кто уже прошел этот путь? Присоединяйтесь к Диалогу актрисы театра и кино, обучавшейся в США, Евгении Ахременко, ученицы 9-го класса, готовящейся учиться заграницей, Сатине Баласанян, студентки 3-го курса журфака, самостоятельно заработавшей деньги на свое образование, Екатерины Осиповой и режиссера, получившего диплом магистра в Великобритании, Михаила Зайцева.

participant

Сатине Баласанян

Ученица 9-го класса, 15 лет

participant

Михаил Зайцев

Режиссер, 37 лет

participant

Евгения Ахременко

Актриса, 49 лет

participant

Екатерина Осипова

Студентка 3-го курса факультета журналистики, 20 лет

00:27:09

Статья

Диалог в текстовом формате

Позиции участников

Сатине Баласанян

Для меня важно зарубежное образование, потому что оно позволяет получить больше возможностей для дальнейшего развития в целом.

Михаил Зайцев

Я думаю, что это очень сильно зависит от человека. В моём случае зарубежное образование точно пригодилось.

Екатерина Осипова

Мне абсолютно не нужно зарубежное образование. Потому что мне хочется оставаться в России, и у меня просто нет мотива ехать куда-то за границу.

Евгения Ахременко

В моём случае оно было очень важно. Благодаря тому, что я училась и работала сначала там, а теперь здесь, я получила комбинацию опыта. Она помогла мне стать той актрисой, которой я сейчас и являюсь.

Интересный факт

В 2023 году за границу уехали учиться 62 000 россиян. Топ стран для обучения: ФРГ, Чехия, США, Великобритания и Франция. Однако в Восточной Европе — Польше, Литве, Латвии, Эстонии и той же Чехии — российским студентам больше не дают возможностей учиться.

Принять решение

Евгения Ахременко

Конечно, у меня был выбор. На самом деле, когда пришло время поступать и выбирать вуз, я ещё находилась в Израиле по папиной работе. Если честно, я собиралась остаться, потому что уже немножко там снималась.

Плюс у меня, естественно, была грандиозная любовь, которая на всю жизнь. Поэтому я собиралась учиться там, ведь в Израиле есть хорошая школа. Но когда папа сказал, что нам предложили Штаты, всё это было тут же забыто.

Если бы меня спросили сейчас, где бы хотела учиться, то я, безусловно, выбрала бы Россию. Хотя актёрское образование у нас всегда было хорошим, но при этом и довольно специфичным. Сейчас же это микс классического подхода и такого, которое помогает именно на съёмках. Это та самая внутренняя актёрская свобода.

Екатерина Осипова

Я из маленького города, где в целом понятия заграницы как будто нет. У нас в городе Каменск-Шахтинске население — 90 000 человек. Для нас хорошо — это Москва и Питер. Всё, других городов мы в целом не знали. И на вопрос о том, куда поступать, отвечали: «Ну, наверное, в Москву».

Михаил Зайцев

Это, скорее всего, связано с выбором профессии. И произошло достаточно поздно: лет так, наверное, в 16 я решил, что хочу быть режиссёром и начал думать, где можно получить такое образование.

На тот момент я жил в Риге, где можно было это осуществить. Но смотрел в сторону России. Меня тогда интересовали фильмы Тарковского, я думал поступать во ВГИК.

Важно

Даже не помню причину, почему решил поехать учиться в Англию. Наверное, из-за того, что на тот момент кино там, как казалось, было немного другого уровня.

К тому же просто была такая возможность. Поэтому тогда я начал рассматривать вариант уехать за границу, чтобы получать высшее образование там.

Интересный факт

В 2024 году во ВГИК конкурс на актёрском и режиссёрском факультетах составил более 100 человек на место.

Сатине Баласанян

Впервые мысль, что мне надо получить образование за границей, появилась у родителей. В один прекрасный вечер они ко мне подошли и спросили: «А что если?..» Я недолго думала об этом.

Решила, что с рождения живу в России, у меня здесь уже есть опыт образования и проживания. Я знакома со здешним социумом. Поэтому подумала, что было бы интересно и круто получить такой опыт за границей, попробовать себя в другой конкурентной языковой среде.

Получается, я заканчиваю здесь, в Москве, 9 классов. И потом в Лондоне поступаю в high school, то есть заканчиваю там ещё 3. Мне выбрана отдельная школа, отдельная организация. Но это Англия, рядом с Лондоном какие-то города: тот же Оксфорд, Кембридж.

Интересный факт

В период с 1989-го по 2002-й из России на постоянное место жительства в страны дальнего зарубежья выехало 1,26 млн человек. Реальное же число эмигрантов, скорее всего, было ещё больше — до 1,6 млн человек.


Евгения Ахременко

Важно

Я не жила в России в 90-е и не застала это сложное время. Мой выбор не ассоциировался с какой-то позицией и не был связан с тем, что происходило в стране. Я оказалась за границей и училась там.

Уже потом, когда я вернулась сюда, родители и мои друзья рассказывали, что это было не самое простое время — с точки зрения кинематографа в том числе. Насколько я теперь уже знаю, в те годы российскому кино пришлось несладко. Но так получилось, что я этого не застала.

Екатерина Осипова

Я очень долго не могла решить, кем буду. В 9-м классе родители начали наседать, потому что скоро сдавать ОГЭ. Я тогда закончила художественную школу и решила, что буду архитектором. Ведь у меня есть корочка и я умею держать в руках карандаш. В целом это было моё единственное решение, чтобы не стать дворником.

В 2020 году начался всероссийский конкурс для школьников, который называется «Большая перемена». В основном он был направлен на развитие софт-скиллов, каких-то личных компетенций и на профориентацию. А в 10-м классе, когда я уже начала готовиться к вступительным экзаменам именно по архитектуре, я попала на лекцию Эрнеста Гедревича Мацкявичюса.

Это ведущий канала «Россия-1» и программы «Вести». Он рассказывал про свой путь журналиста, про то, чем занимается, почему ему нравится эта профессия, какая у него была мотивация, чтобы поступить на журналиста. И мне тогда показалось, что это наиболее близко для меня.

Я приехала с конкурса и начала проходить какие-то дополнительные профориентационные курсы. Среди них была онлайн-школа журналистики, где рассказывали, что это за профессия и чем ты будешь заниматься, если её выберешь. Наверное, именно Эрнест Гедревич повлиял на меня и на, что я рассмотрела для себя другую специальность и решила туда поступать.

Михаил Зайцев

Единственная проблема была, что мама, конечно же, не хотела, чтобы я уезжал. Как и любой другой, ей было важно, чтобы дети были рядышком. Отец не возражал, но с ним была другая проблема: он хотел, чтобы я стал юристом. Я пришёл к нему и сказал, что всё-таки хочу заниматься чем-то другим. Он ответил, что всё окей, это мой выбор.

Сатине Баласанян

У меня уже года два как появляется какая-то самостоятельность. Я могу спокойно одна в лагеря ездить на месяц или в другие страны. Сама летаю уже. Никогда проблем не возникало по типу того, что я не могу без мамы.

Важно

Конечно, и у меня, и моих родителей страх присутствует, но небольшой. У меня никогда не было гиперопеки и всего такого, меня отпускают довольно легко.







Позиции участников

Евгения Ахременко

Важно

Давайте я сначала скажу, что есть здесь и чего нет там. По-моему, души — во всех аспектах.

Екатерина Осипова

Здесь моя жизнь, грубо говоря. Я здесь родилась, у меня здесь проекты, образование, учёба, родители. У меня нет потребности уезжать куда-то, чтобы искать эти же самые вещи в другом месте.

Сатине Баласанян

Важно

Там больше свободы, больше возможностей. По крайней мере сейчас. Для меня, для нового поколения, для подростков это, возможно, более перспективно.

Михаил Зайцев

Во-первых, здесь есть свобода. Мне кажется, её в России больше, чем там. Но именно в бытовых вещах. То есть ты можешь себе позволить здесь намного больше, чем за границей.

Сравним?

Михаил Зайцев

Когда я планировал учиться в Англии, это была платная история. Но под эту учёбу давали кредит. Сама страна, Великобритания, выделяла деньги. Вот только ты этот кредит должен был отдавать тогда, когда закончишь университет и начнёшь работать в Англии официально. Они у тебя делают автоматический вычет из зарплаты. Так что я ничем не рисковал: мог отучиться, уехать и всё. А магистратура была, конечно, платная. Там очень дорого стоило обучение.

Екатерина Осипова

Я, например, получила две премии, из которых оплачивала своё образование. Есть гранты, помогающие воплощать в жизнь личные проекты. Они даются для реализации своей инициативы, которая направлена на раскрытие потенциала молодёжи.

Если уйти от этой банальности в плане денег, то мне, например, «Большая перемена» дала воспитание. Потому что до девятого класса — мне было тогда 16 лет — я не особо понимала, чем мне хочется заниматься в жизни и с какими людьми я должна общаться, как мне нужно себя вести, какие вообще смыслы я несу своим творчеством и действиями.

«Большая перемена» в этом плане натолкнула меня, во-первых, на людей, которые стали для меня единомышленниками. Я поняла, что не одна такая странненькая бываю. Ведь на самом деле очень многие дети думают, что они какие-то не такие, потому что не занимаются ординарными вещами типа гуляний и каких-то вредных привычек. Для меня всё это было странно.

Но когда ты попадаешь в окружение таких же ребят, то понимаешь, что всё окей и что ты движешься в правильном направлении. Поэтому я бы сказала, что это мотивация и, скорее всего, воспитание. Мой первый проект был про патриотизм и журналистику. Мы создали медиаплатформу, которая собирает истории людей из разных регионов России про героев Великой Отечественной войны и их семьи.

Потому что крупные истории — например, дневник Савичевой — известны на всю Россию. Об этом даже в школах рассказывают. И в музеях есть какие-то подобные экспонаты. А истории героев из маленьких регионов и их семей неизвестны, они нигде не озвучиваются. Поэтому мы решили всё это собрать на одной платформе. За реализацию этой инициативы я получила второй миллион.

Интересный факт

Конкурс «Большая перемена» — часть национального проекта «Образование» для учеников 1–10-х классов общеобразовательных школ и студентов колледжей. Проводится ежегодно с 2020 года. В конкурсе оцениваются навыки по 12 тематическим направлениям, которые пригодятся детям и подросткам: взаимодействие в команде, работа с большими объёмами информации, поиск нестандартных решений в сложных ситуациях, творческое мышление, а также организаторские способности.


Сатине Баласанян

Я учу языки с раннего возраста. Сдаю экзамены, в том числе кембриджские. У меня в школе есть подготовка к этому всему. Плюс волонтёрская деятельность, что тоже очень важно. И скоро, уже в декабре, я поеду сдавать первые экзамены в школу в Англии.

Евгения Ахременко

Первый раз мы поехали в Калифорнию вместе с папой. Там нас встречало как раз русскоязычное население — иммигранты. Они водили нас по разным местам. И я сходу в это попала. Вот знаете: «Шо, Женюшка, вы у нас не замужем, сейчас мы вас быстренько выдадим. Вы машину драйваете? А вы одна живёте или шераете с кем-нибудь?»

На меня этот колорит произвёл тогда впечатление. Когда я попала в академию — а я на тот момент была там первой русской, — то у меня завертелось именно с ними. Уже спустя много лет, когда я начала работать и вообще довольно долго жила в США, я познакомилась уже именно с нашими ребятами киношными.

Я вообще считаю, что мне просто дико повезло. Потому что у меня было два мира. Были мои классные ребята американские. И такая же классная тусовка была российская. В любой момент я могла поехать к одним либо к другим. Как только вспоминаю об этом, сразу появляется ностальгия.

Михаил Зайцев

Важно

Что мне сразу понравилось — это свобода. Не потому, что я оторвался от родителей. А потому что на моей спортивной карьере был поставлен крест. Я мог есть, что хочу, делать, что хочу и так далее.

Если говорить о людях, которые находились вокруг, то это тоже было интересно. Там сформировалось определённое комьюнити русскоговорящих. Конечно, когда приезжаешь в другую страну, у тебя завязывается знакомство и с местными ребятами.

Но когда у тебя есть возможность общаться и со своими, и с местными, всё равно ты как-то быстрее сближаешься с теми, кто говорит на твоём языке, с кем нет другого культурного кода. Да, это было классное общение, все были свободны. Это как погрузиться в хиппи-комьюнити: все проводили время весело и классно.

Екатерина Осипова

Я не была за границей. Но у меня есть друзья-знакомые, которые были. В большинстве случаев это всегда просто фотки с отдыха. Ну, красиво. Но в моём мироощущении красиво может быть и в России. Дело в природе, локациях, культуре. Поэтому я не считаю, что за границей красивее или как-то интереснее.

Сатине Баласанян

У меня есть подруга, в конце 7-го класса она переехала в Лондон. Тоже по учёбе. Она меня просвещает, большую часть информации я получаю от неё. Ну, и родители у нас тоже контактируют.

Екатерина Осипова

Да, у меня есть знакомые и друзья, которые говорят: «У меня есть особняки в Германии. Я вот сейчас колледж закончу и перееду». А потом выпускают песни о том, как любят Россию. Это странно.

Евгения Ахременко

Мне сейчас очень многое не нравится из того, что происходит в Штатах. Я всё время на связи со своими друзьями-американцами, среди них есть очень адекватные. Понимаю, что, наверное, сейчас я бы там вообще не смогла находиться, учитывая нюансы происходящего.

Это не имеет отношения к нам, а касается именно того, что у них происходит. Наверное, единственное, что я сейчас негативного могу вспомнить о времени своего пребывания, это то, что в Лос-Анджелесе не было нормального общественного транспорта. Когда я только переехала, спросила у местных, где магазин продуктовый? Сказали, что за углом. И я туда шла 5 часов.

Екатерина Осипова

В 2020-м я лежала и в 3 часа ночи с мамой смотрела «Русский роман». Какие-то истории в стиле «Василькового платья»: про любовь, про то, как сельчанка переезжает в Москву. Во время показа шла реклама конкурса, где всем финалистам должны были дать путёвки в «Артек».

Это было моим главным стимулом. Я очень долго не могла попасть в этот лагерь — не знаю, почему. Так что мотивацией для меня были не деньги, а желание побывать в «Артеке». Для меня это была просто вершина: ты выбираешься из маленького города и находишься в окружении лидеров, классных людей. Мне хотелось в этом поучаствовать.

В первый год реклама «Большой перемены» была не очень широкой. Потом уже, мне кажется, во всех школах про неё услышали просто потому, что учителя об этом начали рассказывать детям. И это на самом деле правильно. Но всё равно участвовало очень мало людей.

В 2020-м я закончила 9-й класс и перешла в 10-й. Это был первый год конкурса, тогда в нём участвовали из класса всего двое человек. Всё, из школы больше никто. Девочка со мной вышла в финал, а выиграла только я одна. Новость очень быстро разлетелась, потому что город маленький.

Это показали по телевидению. После этого стало участвовать больше людей. И в 21-м году, когда я была в 11-м классе, у нас из школы в полуфинал вышли около 8 человек. В финал прошли трое — тоже из моей школы. У нас было двое победителей и одна девочка-финалист.

Евгения Ахременко

В моей академии мне особенно зашло, что там нас обучали разным методам и правилам. Естественно, была какая-то база. Но там давали случиться вот этому чуду, то есть был момент некоего обнуления. Из тебя никого не лепили.

Я слышала, что у нас мастера какую-то свою программу накладывают на других артистов. Слышала истории, когда люди говорили, что их сломали: из них слепили что-то совершенно другое. Вот это, наверное, самая большая разница. Именно это мне нравилось в американском образовании.

Интересный факт

В США в актёрских школах обучаются по разным методикам. Например, Ли Страсберг создал школу, базирующуюся на системе Станиславского. Каждое занятие там делится на две части: тренинг и работа над сценами. После — анализ сыгранного и обсуждение ошибок с педагогами. Занятия проходят в смешанных группах: рядом с новым студентом оказываются те, кто занимается уже давно.



Михаил Зайцев

В России очень узкопрофильное образование. Часто люди сталкиваются с проблемой, что они, например, заканчивают режиссёрский курс. Но из-за того, что не могут широко смотреть на вещи, им порой бывает сложно найти себя в этой индустрии. Некоторые люди из-за этого уходят и начинают заниматься чем-то другим.

Что касается английского образования — вообще всё западное образование такое, — то там ты занимаешься сам собой, по сути. Тебя направляют, но ты можешь развиваться в разные стороны. Тебе не говорят, что сейчас ты должен делать конкретно это.

Важно

В моей киношколе как раз-таки была идея, что ты должен её закончить и знать от А до Я все позиции. Должен везде поработать, всё попробовать: начиная от ассистента, фокус-пуллера и заканчивая режиссёром.

Евгения Ахременко

Довольно часто я сталкиваюсь с тем, что наши коллеги слишком серьёзно относятся к себе. Не побоюсь высказаться на эту тему, хотя в меня и так постоянно летят помидоры из-за этого.

Можно закончить замечательное училище с прекрасными педагогами: «Щуку» и так далее. Но есть такая вот серьёзность, смешанная с тяжестью. Понятно, что нужно готовиться, читать сценарий, искать героя, репетировать. Но иногда нужно просто довериться.

Важно

Конечно, у всех актёров есть эго. Но я считаю, что у нас люди слишком серьёзно к себе относятся и ожидают, что к ним так же будут относиться и другие.

Позиции участников

Михаил Зайцев

Думаю, у них можно поучиться подходу к работе: он более честный. Например, тратя меньше ресурсов или правильно выстраивая процессы, они добиваются того, что получают очень классные продукты.

Важно

Если мы говорим о медиа, то, например, музыкальная индустрия у них топовая — гораздо лучше, чем в других странах.

Сатине Баласанян

Вообще я жду проживания в кампусе с ребятами, стоящими перед таким же сложным выбором. Хочу обмена этим опытом, приобретения каких-то связей.

Екатерина Осипова

Можно съездить за границу, если есть такая возможность, чтобы учиться, например, по обмену. Это очень классный пойнт. Хотя бы для того, чтобы прокачать язык, пообщаться с людьми другого менталитета, у которых другое мировоззрение. Опыт и общение с людьми — главный плюс.

Евгения Ахременко

Думаю, что какому-то освобождению своего внутреннего ребёнка, непосредственности, лёгкости — всему этому можно там научиться.

Россия или…

Михаил Зайцев

Я решил взять перерыв и уехать путешествовать на год. Оттуда мы вернулись уже в Ригу, то есть домой. И так получилось, что я познакомился с одним человеком, который работал здесь в киноиндустрии.

Мы встретились, пообщались. Он говорит: «Слушай, мы как раз в поиске людей. Если хочешь поучаствовать, я найду тебе проект, мы тебя куда-нибудь пристроим». Я согласился. Подождал в Латвии проекта, а потом переехал реализовывать его в Россию. И тогда понял, что я люблю, чёрт возьми, эту страну.

Евгения Ахременко

Села в самолёте рядом с мужчиной, звали его Энди Хаус. Прекрасный такой дядечка, очень интеллигентный пожилой человек, который в этот день летел в Россию, чтобы возглавить Sony Pictures.

Мы садимся с ним рядом, причём он разговаривает со своей женой. Я говорю: «Здравствуйте, я Женя». А потом выяснилось, что в этот момент жена ему говорила: «К тебе будут подходить русские бабы. Ты ни слова им не будешь говорить». И тут я такая: «Здравствуйте».

Потом мы подружились и с ним, и с его женой. Благодаря ему меня утвердили на сериал «Сердцеедки». Я полгода работала в России, но оставаться даже в мыслях не было, если честно. Думала, что буду жить там и приезжать сюда работать. Но, как говорится, из-за чего баба может переехать из Америки в Россию? Конечно, из-за любви.

Екатерина Осипова

Я в 22-м году выиграла второй миллион и решила, что хочу попробовать себя в наставничестве. Я теперь понимаю, как работать с этими проектами, как нужно правильно упаковать свою заявку, как её представить экспертам, чтобы получить деньги. Я взяла наставляемого, и вместе мы сделали проект. Здесь я выступала больше в роли комментатора, эксперта, консультанта. Изначально это делалось ради проекта, ради того, чтобы можно было получить деньги. А уже потом превратилось в какую-то не то что жизненную миссию, но в тему, которая запала в душу.

Интересный факт

«Росмолодежь.Гранты» — грантовый конкурс социальных проектов для людей от 14 до 35 лет, НКО и вузов. Необходимо пройти верификацию в системе «Молодёжь России», заполнить форму «Мои проекты», подать заявку в разделе «Мои мероприятия». В конкурсе 18 номинаций. Грант — до 1 млн рублей.

Без бумажки?..

Евгения Ахременко

Когда люди спрашивают, что вы закончили, их это интересует не только в плане актёрской деятельности, но ещё и в плане педагогической. Потому что у меня есть знакомые, которые хотят у меня перенять какой-то опыт. Ты говоришь, что ты закончила, они видят и понимают, что это за школа. Плюс, конечно, то, что мне удалось поработать в Европе, сыграло только в плюс: режиссёры на это тоже смотрели.

Михаил Зайцев

Я получил диплом бакалавра, была церемония. А вот после окончания магистратуры документы я не забрал. Хотя это образование — основное, что вообще повлияло на мою жизнь. И сегодня, когда готовился к программе, я вспомнил об этом. Думаю: «Блин, надо будет их забрать когда-нибудь». Хотя сама корочка мне вообще никак не пригодилась. Но бумажка есть бумажка.

Екатерина Осипова

Важно

Человек должен быть самостоятельным — даже когда рядом есть классный учитель, который готов вести от начала конкурса и до конца. Ведь если у самого ребёнка нет желания, то ничего не получится.

Даже если за него кто-то напишет классный проект, сделает какие-то фотки, смонтирует видео — это всё неважно, потому что сейчас почти все конкурсы предполагают очное участие и коммуникацию с другими детьми. И если ребёнку самому это не нужно, то вряд ли выйдет что-то путное. Поэтому я бы сказала, что имеет значение исключительно личный интерес. Даже какие-то непрокачанные навыки ты сможешь улучшить и усовершенствовать, если захочешь этого сам. Сатине Баласанян Если я заканчиваю школу за рубежом, появляется большая возможность для поступления в вузы по всему миру. Хотя совершенно не обязательно, что я останусь за границей. Не исключаю, что мне что-то не понравится и я приеду обратно, продолжу обучение здесь. Потому что в России у меня тоже будет аттестат и в целом это возможно.

Россия — страна возможностей?

Екатерина Осипова

Мне интересно съездить за границу чисто для того, чтобы познакомиться с природой и культурой. Но я ещё Россию не объездила. Мне, например, очень интересно побывать на Байкале и на Сахалине. Это тоже вопрос времени и финансов.

Важно

Наверное, прежде чем ехать за границу, я бы объездила сначала Россию. Чтобы понимать, с чем сравнивать, и действительно ли есть что-то, что нужно искать за границей.

Но именно вариант обучения или переезда на ПМЖ я не рассматривала, потому что мне хватает возможностей в Москве. И то я не везде успеваю и не везде могу принять участие в силу невысокой профессиональности в каких-то сферах.

Михаил Зайцев

В плане работы в России за последнее время появились очень хорошие возможности. Что касается Англии и Запада в целом, мне кажется, там они тоже есть. Везде нужно искать свой подход.

Евгения Ахременко

Важно

Я бы сегодня не советовала артистам уезжать и получать там образование. Понятное дело, что если вы хотите посмотреть, как там всё это происходит, то пожалуйста. Но сейчас наш кинематограф, которым я безмерно горжусь, выходит на совершенно другой уровень.

Считаю — и со мной согласятся мои друзья-американцы, которые там работают, — что сейчас там всё идёт совсем в другую сторону. Дай Бог, чтобы это было временно. Но на данный момент у нас есть огромное количество возможностей здесь.

Многие иностранцы приезжают сюда, снимают и преподают здесь. Так что сейчас я бы сказала, что если вам некуда девать деньги, то, конечно, можно туда поехать. Но я бы не советовала. Считаю, что и здесь уровень становится уже абсолютно голливудским.






теги

Отзывы

Что зрители, слушатели, читатели думают о Диалоге

Поделитесь мнением

БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ ДИАЛОГИ

Диалоги представителей разных поколений в видеоформате

Дополнительные материалы

cookieIcon

На сайте используются cookies-файлы, пиксели Вконтакте и данные от Яндекс.Метрики. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookies-файлов и др. данных в рамках условий Политики обработки персональных данных.

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl/Cmd+Shift и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!