Олег Моторин, 1966 г. р. Психолог
Основная сложность в изучении языков в том, что они мне абсолютно не нужны в повседневной жизни. Когда мне надо было, например, поехать один раз в Гонконг и там встретить Новый год, я четыре месяца изучал китайский. Правда по глупости северный диалект, мандарин, а не южный кантонский.
Тем не менее у меня за это время даже пропал какой-то бытовой языковой барьер. А потом я всё это забыл за четыре года начисто, просто потому что язык не использовался. То же самое с английским, который мы учим всю жизнь, а потом оказывается, что он не очень нужен.
А так это опять-таки очень полезная вещь в том смысле, что она развивает какие-то участки мозга, которые не так работают. Она заставляет смотреть на окружающий мир немножечко по-другому. Ты лучше понимаешь других людей, в том числе наших геополитических противников, англосаксов.
Ты начинаешь лучше понимать сам стиль мышления и культурный код, который зашифрован в том числе в их языке. Он такой короткий, чёткий, сбитый, очень деловой — много глаголов и ничего лишнего. Начинаешь понимать, какая разница начинается даже отсюда, от нейронных цепочек.
Тебе становится проще осознавать какие-то совершенно чужие вещи. Это тоже обалденный навык, который развивает мозги, упрощает общение. И если мы говорим о детях, то, конечно, надо пробовать и стараться, чтобы они изучали как можно больше языков. Чем больше знаешь языков, тем лучше.
Сейчас виден чёткий поворот на китайский язык. Я бы с удовольствием это поддержал, если бы от этого был хоть какой-то смысл, была хоть какая-то ценность для меня в реальной жизни. Когда-то я ради трёх недель отпуска это выучил, потратил четыре месяца, а потом у меня вообще мотивов не было.
Но я думаю, что тот, кто только начинает сейчас свою жизнь, очень сильно будет завязан на какие-то азиатские страны. И он совершенно точно будет иметь дополнительный кусок хлеба, если будет знать их языки. Это во всех смыслах круто.
Дмитрий Щербаков, 1965 г. р. Частный практикующий психолог
Я английский изучал в специальной школе со второго класса, и мне это давалось очень легко. Через некоторое время, дня через три-четыре после того, как я приезжаю в какую-то страну, где вынужден разговаривать на английском языке, у меня это быстро включается.
Максим Зайцев, 2001 г. р. Экоактивист
Я изучал английский язык. Не сказать, что прямо очень хорошо его знаю — где-то на среднем уровне. Но опять же, английский всё-таки пригодился, потому что сейчас у нас идёт глобализация, стирание границ между странами.
Английский язык нужен абсолютно везде, потому что мы так или иначе сотрудничаем с другими государствами. Плюс это более-менее универсальный язык, поэтому он в любом случае нужен — хотя бы на каком-то базовом уровне.
Не обязательно быть профессионалом, но на каком-то начальном уровне знать его всё-таки необходимо. Мне в каких-то случаях он бывает полезен: то же оборудование или программное обеспечение не всегда есть на русском, поэтому знание английского языка здесь точно не будет лишним.
Также в русском есть разные англицизмы. Когда знаешь язык, как-то проще их понимать. Даже если ты до этого их не слышал, то у тебя всё в голове сразу сходится и ты осознаёшь, что означают эти слова.
Плюс пару раз мне приходилось встречаться с иностранцами и говорить с ними на английском. Конечно, он у меня не очень, но более-менее общение получилось. Так что английский язык, я считаю, однозначно нужен. Или, по крайней мере, хотя бы один иностранный.
Сергей Ланг, 1986 г. р. Семейный психолог, сексолог
Мотивировать ребёнка к изучению иностранных языков можно только одним способом: когда родители сами их используют, общаются между собой с их помощью, преподносят это в формате некой игры — когда они что-то говорят детям и постепенно вставляют иностранные слова.
Тут нужно просто наблюдать за ребёнком. Если ему это будет интересно, то он сам проявит желание изучать язык. Если нет, то заставлять не нужно, потому что это должно быть непосредственным желанием самого ребёнка.
Александра Родионова, 2001 г. р. SMM-специалист, контент-менеджер, таргетолог
Считаю, что языки нужно учить обязательно. Как с трёх лет я начала заниматься английским благодаря родителям, так этот язык и остаётся со мной на протяжении всей жизни. Сейчас я хожу на курсы английского, просто чтобы поддерживать навык.
Когда язык не используешь, то, конечно, он забывается. По сравнению с детьми у меня хороший уровень, но если хочешь, например, upper-intermediate, то всё-таки надо заниматься. Постоянно практиковаться, общаться и узнавать что-то новое.